Центр тибетской медицины 'Кунпен Делек Менкан' - Дарующий благо и полезный для всех
Будда медицины

Библиотека

Буддизм: история, каноны, культура

Основы тибетской медицины

Тибетская медицина является целостной системой. Нельзя что-либо вычленить из нее без ущерба. Целостная система диагностики предполагает целостную систему нозологии, из которой закономерно вытекает целостная система лечения.

Человек рассматривается в его целостности, а не по частям и отдельным органам и тканям, с учетом трех онтологических факторов - омраченности, страсти и ненависти, которые на медицинском уровне рассматриваются как факторы болезни и здоровья - три доша Ветер, Желчь и Слизь с их особыми видами, Семью силами тела и трех видов выделений. Все эти элементы функционируют взаимозависимо и связь между ним осуществляется посредством каналов-пульсаций. Поэтому заболевание хотя бы одного из элементов есть заболевание всей системы. Лечение любого больного органа или ткани проводится с учетом их связей с другими органами и тканями тела.

Человек рассматривается не как замкнутая система, но как микрокосм, неотделимый от макрокосма, так называемого внешнего мира. Поэтому учитываются особенности не только конкретного человеческого организма, но и окружающие его условия - особенности питания, образа жизни, местности проживания, сезонов, их смены, влияние астрологических и других факторов, характер общения с другими людьми.

При этом человек рассматривается как проявление Абсолюта, Будды, а не как отдельное живое существо, сотворенное Богом или произошедшее само по себе случайно, в процессе эволюции и которое через малый промежуток времени должно навсегда исчезнуть. Наоборот, цель тибетской медицины в том и состоит, чтобы, поддерживая безболезненное состояние человека, развивать его чувства и ощущения до более тонких, высоких состояний, и помочь реализовать их, открыть в себе.

Мастерство врача и фармацевта прямо пропорциональны их духовному совершенству и развитию в аспекте буддийского Пути к высшей реализации.

Фрагменты тибетской космогонической теории, в принципе разделяемой почти всеми школами тибетского буддизма, имеются во всех более или менее значимых сочинениях и комментариях по тибетской медицине и астрологии, таких, как Чжуд-Ши, Вайдурья-Онпо, ВайдурьяКарпо и других, их огромное количество.

Будда Амитаюс. Танка. Бурятия.

Тибетская Космогония.


Теория Пяти Мудростей и Пяти Стихий. Теория Пяти Мудростей (Сознаний) и Пяти Стихий лежит в основе тибетской медицины и вместе с тем тибетской астрологии, поскольку в Тибете и Центральной Азии медицина и астрология никогда не разделялись, а всегда рассматривались в качестве двух взаимодополняющих учений.

Более того, и медицина, и астрология, в свою очередь, входили в еще более обширный свод буддийских наук, состоящий из пяти Больших и пяти Малых наук. Такое место эти две науки стали занимать в тибетской культуре где-то к середине XVII века.

Более полное (из известных) изложение этой космогонии мы находим в сочинении известного тибетского писателя - Нацог Рандола. Он жил в XVI веке, был настоятелем монастыря, и его сочинение называлось sNyan-brGyud-gyi rGyab-chos chen-mo zab-don gNad-gyi melong или "Карнатантра, Опора Великого Учения, называемая Зеркало Механизма Глубокого Содержания".

Слово "Карнатантра" означает "тантра в ухо", т.е. способ передачи тайного знания между посвященными. В 70-х годах в Бурятии оно было переведено на русский язык известным буддийским ученым и йогином Б. Д. Дандароном.


Три Нормы.

В качестве исходной Основы человека и мироздания берется некое Непознаваемое Состояние, Абсолют - Адибудда (Дхармакая), сущностью которого является Ясный свет и природа которого - Шуньята. Этот Абсолют изначально совершенен (прошлое, настоящее и будущее в нем свернуто, или, если быть точным, они постоянно и одновременно разворачиваются и сворачиваются (sPros-‘dus). Он - Обладатель совершенных завершений конца любых времен, и уже с высоты совершенных будущих времен он ниспосылает в прошлое свою благодать и эманации), обладает способностью зеркала отражать и проявлять и разворачивается вследствие этого в Пять Светов (Самбхогакая), которые в свою очередь принимают индивидуальные Имя и Форму (Нирманакая).

Эти три Нормы часто сравниваются с колесом (дхарма-чакрой), где ось колеса символизирует Дхармакаю, обод - Самбхогакаю, а спицы - Нирманакаю.


Дхармакая-Тело Закона.

Таким образом, Абсолют-Адибудда или Мир Видьи-Знания изначально развернут в Три Чистые Нормы совершенного бытия или, говоря буддийским языком, имеет Три Тела (Измерения). Абсолютное Тело-Измерение, непознаваемое (умом), невыразимое (речью) , непредставимое (в форме), постигается и достигается исключительно мистической Интуицией (Праджней). Оно символизирует Абсолютное блаженство, ясность, всеведение и чистоту. На санскрите это измерение называется Тело Закона или Дхармакая.

Мир Дхармакаи, характеризуемый Звуком, представляя собой зародыш всего, абсолютную матрицу, рассматриваемый в мужском (Джнянадхармакая - Познавательный) и женском (Свабхавикадхармакая - Природный) аспектах проявляет или отражает Самбхогакаю.

Самбхогакая или Тело Блаженства. Самбхогакая или Измерение Блаженства Лучезарных Форм представляет собой состояние развернутости Абсолюта в Пять Светов и Пять Цветов. Пять Светов преображаются в Пять Мудростей (джняна), а Пять Цветов преображаются в Пять Элементов (махабхути или стихий).

Пять Светов (мужской аспект: белый, красный, синий, желтый, зеленый) преоб-ражаются в виде Пяти Мудростей (мужской аспект), а именно: 1) Зерцалоподобная Мудрость - Адарща-джняна, 2) Различающая мудрость-Пратьявекшанаджняна, 3) Мудрость Блаженства и Шуньи-Дхармадхату-джняна, 4) Мудрость тождества - Самата-джняна и 5) Творческая Мудрость-Критьянустхана-джняна.

Пять чистых Цветов (женский аспект) преобразуются в великие Элементы (основу материального бытия): 1) Пространство-Акаша (не разлитой эфир), 2) Огонь-Теджас (не горячий), 3) Вода (не влажная), 4) Земля (не твердая) и 5) Ветер (не подвижный).

В свою очередь Пять Мудростей персонифицируется как Пять Генезисов или буддийских Родов - белый Вайрочана, красный Амитабха, синий Акшобхья, желтый Ратнасамбхава и зеленый Амогхасидлхи, которые соединены со своими партнершами, олицетворяющими пер-сонификацию стихий: белая Лочана (Эфир), красная Пандаравасини (Огонь), синяя Дхармадхатишвари (Вода), желтая Мамаки (Земля) и зеленая Тара (Ветер).

Таким образом, Пять Чистых Светов неотделимо связаны с Пятью Чистыми Цветами. Мир Самбхогакаи характеризуется Светом, где Пять Светов предстают как Пять Мудростей (мужа), а Пять Цветов - как Пять Великих Элементов-Стихий


Вселенская мандала.

Вышеупомянутые мистические Мудрости могут располагаться вертикально, и тогда это будет выглядеть как мировое древо или гора Сумеру. В человеческом теле эта вертикаль представлена центральным каналом - Авандхути с духовными центрами-чакрами на нем.

Вверху на макушке головы будет белый центр с Зерцалоподобной Мудростью и Элементом Пространства-Акаши. Персонифицированно: Вайрочана и Лочана. В горле располагается красный центр с Различающей Мудростью и Элементом Огня: Амитабха и Пандаравасини соответственно. В сердце располагается синий центр с Мудростью Блаженсва и Шуньи, и Элементом Воды: Акшобхья и Дхармадхатошвари соответственно (Две эти Мудрости - белая и синяя могут варьировать в цвете, т.е. менять белый на синий и наоборот, а также место расположения: голову и сердце). На уровне пупка находится желтая чакра с Мудростью Тождества или Равного содержания и Элементом Земли. Ратнасамбхава и Мамаки соответственно. И в области гениталий расположен зеленый центр с Творческой Мудростью и Элементом Ветра (Воздуха). Амагхасиддхи и Тара соответственно.

Это так называемая вертикальная или телесная мандала (сфера мироздания).

Причем, Пять Мудростей сворачиваются до трех: зеленая входит в красную (исчезает в красной), а желтая входит в белую. Таким образом остаются три главные Мудрости: белая, красная и синяя. (По Элементам-стихиям это будут соответственно Пространство-бинда, Огонь и Вода). Мандала на плоскости может выглядеть в виде четырехлепесткового цветка с серединой: центр синий с со-ответствующей Мудростью и Элементом; восточный лепесток белый с соответствующей Мудростью и Элементом; южный лепесток желтый с соответствующей Мудростью и Элементом; западный лепесток красный с соответствующей Мудростью и Элементом; и северный лепесток зеленый с соответствующей Мудростью и Элементом; Это мир идеальных форм, Тело Блаженства.

Нирманакая, или Явленное Тело. При дальнейшем выявлении индивидуальных чистых форм из Самбхогакаи образуется мир Нирманакаи, т.е. Проявленный Мир, характеризуемый Излучением. Люди эпохи Чистоты не имели твердых неизменяемых тел, хотя видом и были похожи на современного человека. Тела их подчинялись Уму, мысли. Органов в привычном смыле этого слова тоже не было. Их естественным и обычным состоянием была Радость (mudita, состояние уверенности в чистоте окружения). Они свободно переживали все Три Нормы и спонтанно управляли элементами бытия, вследствие чего не было смерти, болезней и недостатка. Их развитие происходило спонтанно и совершенно. Это мир Чистой Земли, какой она была до искажения авидьей.

Искажение неведением.

В этом идеальном мире Чистоты и Совершенства, Мире Знания-Видьи, от которого остались воспоминания как о Золотом Веке или Сатья-юге произошло нечто, что условно можно назвать искажением авидьей (ошибка, смещение, подмена). Это появление зла, грехопадение, изменение природы человека и мира, нарушение естественного благого распорядка, нарушение идеального строя.

С буддийской точки зрения дело представляется таким образом, что в состоянии абсолютной свободы все Сознательные Сущности (саттвы) имели потенциальное "право на ошибку".

Именно состояние абсолютной свободы это и позволяло. То есть изначально допускалось некое возможное и вероятно контролируемое отклонение от Истины. Под Истиной же здесь понимается некое идеальное равновесие в некой идеальной структуре упомянутых Трех Норм Чистого Бытия. В состоянии идеального человека, сущностью которого являются Пять светов и Пять цветов-махабхута, предполагалась некая идеальная самоорганизующаяся и спонтанная иерархия.

Нечто подобное и утверждает Нацог Рандол в одном из своих сочинений, когда описывает, как однажды живые существа стали воспринимать свои иллюзии (магические построения, мыслеформы или вообще весь плотный мир по некоторым данным) за истинную реальность. Согласно буддизму, роль темных сил в процессе искажения авидьей вовсе не отвергается, они и все их миры хорошо описываются, однако, акцент ставится вовсе не на них. Сам по себе этот факт достаточно примечательный, но это особый вопрос. Н. Рандол пишет, что часть Сознательных Существ  вдруг стала воспринимать собственные мысли как абсолютную реальность и в результате потеряли истинный стержень, забыли "собственное лицо". То есть, абсолютизировав некую вторичную по отношению к истоку данность, они тем самым создали некую ограниченность. Выйти из этого искусственного мира оказалось сложно, и в результате образовалась Сансара (круг странствий), мир страдания, цикличное существование заблудших существ - искаженный мир. Это мир Незнания-Авидьи, незнания в том числе себя как такового.

Существа, не воспользовавшиеся правом на ошибку, остались в Чистом Мире или нирване (абсолютное состояние). Они рассматриваются как непадшие, изначально чистые Будды (Пробужденные), типа Адибудды, Амитабхи или Вайрочаны, оставшиеся в мире Истины (Самбхогакая), или как вечные жители Шамбалы - остаток Нирманакаи на Земле. Здесь произошло расхождение между сансарой и нирваной, здесь точка их разделения. Мир Чистоты (в сознании оставшихся) остался без изменений, на него искажение авидьей не повлияло, зато она максимально проявилась в новом искусственном мире сансары, в нашем мире, в котором живут смертные люди. Согласно Нацог Рандолу, это те самые Существа, которые в неком идеальном времени воспользовались правом на ошибку.


Изменения бытия.

В итоге это привело к искаженному восприятию Трех Чистых Норм Бытия, Пяти Мудростей и Пяти Элементов, искаженному восприятию всего мироздания. Три Чистые Нормы Бытия стали восприниматься соответственно как Смерть, Сон и Жизнь-Существование. Света Пяти Мудростей стали восприниматься как искажения Пяти клеш (аффектов). Клеша - это буквально "смещение", "искажение" чего-либо. А именно: 1) Зерцалоподобная Мудрость стала восприниматься как Омраченность (моха); 2) Различающая Мудрость стала восприниматься как Страсть-Привязанность (рага); 3) Мудрость Блаженства и Шуньи стала восприниматься как Ненависть (двеша); 4) Мудрость Равностности стала восприниматься как Гордыня-Жадность (мана) и 5) Творческая Мудрость стала восприниматься как Зависть-Ревность (иршья).

Элементы превратились в источники страдания: 1) Акаша, или Чистое Пространство, стало разлитым; 2) Огонь стал горячим; 3) Вода стала влажной и жидкой; 4) Земля стала твердой, а 5) Ветер (Воздух) стал подвижным.

Элементы приобрели те свойства и функции, знание о которых сохранилось в данной традиции, и используются в медицине и астрологии (холодное, острое, маслянистое, тяжелое, легкое, пористое, горячее, твердое, упругое, подвижное, устойчивое, тупое и пр., всего 17).

Если мы вспомним, что Пять Мудростей сворачиваются в три, то по аналогии также сворачиваются и Пять клеш, в итоге мы получаем Три главные клеши: Омраченность, Страсть и Ненависть. Клеша Омраченность, таким образом, будет соединена с Элементами Воды и Земли и на уровне медицинского восприятия она будет рассматриваться как dosha ("виновник") Слизи, холодная по природе. Страсть (женская энергия) будет соединена с Элементом Ветра-Воздуха и породит дошу Ветра, нейтральную (в смысле Жара-Холода) и мужскую по природе. Ненависть (мужская энергия) будет соединена с Элементом Огня и породит дошу Желчи, горячую и женскую по природе. Так проявятся три главные клеши, рассматриваемые на уровне медицины как три главные доша: Слизь, Ветер и Желчь или, в традиционной последовательности, Ветер, Желчь и Слизь.

Но на этом процесс искажения не заканчивается. От сознания и "тонкого тела", где отныне гнездятся клеши (на уровне медицинского восприятия - доша) процесс переходит к телу. Тело космического человека становится плотным и неизменным (в силу отвердения Элемента Земли). Питание Радостью (совершенная, божественная автотрофия) прекращается, и организм человека задействует в качестве защитной функции модернизацию систем органов и тканей тела. В мир вошла смерть (как реакция на невозможность естественным путем переживать Источник всего - Дхармакаю, поэтому смерть - это искусственное прерывание Нормы, а не предикат бытия. Появляется сон (как реакция на невозможность переживать естественным образом состояние Самбхогакаи, поэтому сон также является искусственно вызванным процессом). Вместо Мудростей в жизни человека чаще включаются клеши, вследствие чего образовалась ситуация, когда люди потеряли возможность исправлять ошибки (за счет интуиции и метода). В результате образовалась карма (как результат неразрешенного правильным, нормальным образом содеянного), а любая деятельность вызывала сопротивление, и приводила к страданию, ставшему законом выживания. Постепенно, за эпохи Двапара и Трета-юги возраст жизни людей от бесконечности и нескольких сотен тысяч лет понизился и, в конце концов, в Кали-югу достиг 100 лет.

Итак, Элементы уплотняются и порождают соответствующую плотную форму, состоящую из 5-6 органов чувств, семь составляющих тела (питательный сок, кровь, мясо, жир, кости, нервная ткань и репродуктивная жидкость), плотных и полых органов. В результате комбинаций Элементов появляются 6 вкусов, имеющих большое значение в качестве критериев пищи и лекарств (сладкий, кислый, соленый, горький, жгучий, вяжущий).

Далее, в результате двойственного восприятия, происходит обособление собственно человеческого существа ("внутреннего человека") от природы ("внешнего человека"), бывшей до его появления операциональной оболочкой.

Двойственное восприятие приводит к отторжению операциональной оболочки человека, что приводит к субъективному переживанию разделенности человека и его природы. В любом случае природа (у Нацог Рандола - vishaya, объективный мир) начинает восприниматься чужой. Она становится "внешним человеком", вся эта окружающая среда обитания, земля, горы, реки, ветер, огонь и тепло, холод и влага. Раньше этот уровень был неотделим от человека, был ему подвластен, он был владыка Неба и Земли, теперь же природа стала контролировать его. Возникло состояние борьбы, напряжения и дисгармонии. А они, в свою очередь, привели к человеческой истории.

Итак, мы можем посредством этого краткого экскурса в тибетскую космогонию подойти к пониманию того, как тибетская традиция объясняет происхождение клеш (аффектов), 3 доша ("виновников" здоровья и болезней), Элементов-Стихий (Пяти махабхута) с перечнем их функций, которыми оперирует и тибетская медицина, и тибетская астрология в своих дальнейших построениях.

Rambler's Top100 ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека