Центр тибетской медицины 'Кунпен Делек Менкан' - Дарующий благо и полезный для всех
Будда медицины

Библиотека

Буддизм: история, каноны, культура

Колесо существования или «Бхавачакра»

Одним из самых композиционно насыщенных и наиболее известных образов буддийского искусства является Колесо Существования (Bhavacakra или srid-pa‘i ‘khor-lo). Оно представляет собой круг (символизирующий все мироздание или сансару), который находится в руках у Дхармараджи, Ямы. Сама сфера представляет собой своего рода зеркало, в котором отражены структуры сансары, состоящие на изображении из четырех кругов.

В центральном круге изображены три животных: свинья, петух и змея, уцепившиеся друг за друга. Они символизируют три главные клеши, царящие в мире - неведение, привязанность и ненависть соответственно.

Следующий круг поделен на светлую правую сторону и на темную левую. В левой стороне изображены падающие люди и чем ниже они находятся, тем более демоническими выглядят их фигуры - они символизируют деградацию живых существ, инволютивный процесс. В светлой половине, наоборот, показан процесс восхождения из низших сфер к высшим, процесс духовной эволюции или восстановления человека.

Третий круг разбит на шесть секторов, представляющих собой эти самые миры, куда низвергаются живые существа в процессе инволюции. В свою очередь, они подразделяются на две части, верхнюю, относительно благополучную, и низшую, где живые существа откровенно страдают. Высшая часть - это миры людей, богов и асуров. В низшей части находятся миры животных, духов-претов и демонов (ад). В каждом из этих миров доминирует особая клеша и особое стремление. В разных школах каждому миру могут соответствовать разные основные страсти.

Например, возможно такое рассмотрение В мире людей доминирующей клешей является гордость и они стремятся к знаниям. В мире богов доминирует клеша страсти, и они стремятся к наслаждению и господству. В мире асуров доминирует клеша зависти, и они стремятся к борьбе (с богами, их основными противниками). В мире животных доминирует омраченность (и страх), и они стремятся к освобождению от тягот. В мире духов доминирует жадность, и они стремятся к насыщению (или телесному воплощению). В мире ада царит страдание и демоны стремятся к блаженству.

Различные сцены живописуют характерные особенности жизни в этих мирах. Так, в мире богов преобладают сцены умиротворения, неги, различные радости и удовлетворение всевозможных желаний, в то же время часть богов постоянно отражает натиск асуров, охраняя Кальпаврикшу - Древо исполнения желаний - их главное сокровище. Жизнь асуров мало чем отличается от богов (по сути это одна и та же категория), однако главный смысл их существования - это борьба с врагами до полной и окончательной победы, поэтому их общество организовано на манер военного, но процветающего лагеря. Человеческий мир, находящийся между богами и асурами, отличает средний и уравновешенный подход к возможностям жизни. Часть людей склоняется к подражанию богам, другие разделяют наклонности асуров. Показаны мирные сценки из жизни людей, монастыри, дома, природа, отшельники в пещерах и прочее. С буддийской точки зрения, мир людей наиболее оптимален для постижения истины и достижения состояния Будды, поскольку в нем нет крайностей других миров. Мир животных показан во всем своем многообразии, а также с перечнем тех тягот и страхов, которым животные подвергаются. Мир духов изображен населенным уродливыми существами или претами, у которых отвислые раздутые животы и узкие горла, так что они постоянно голодны, но не в состоянии насытится. Обитатели адов находятся в постоянном страдании.

Для того, чтобы помочь находящимся в шести сферах существам осознать необходимость освобождения и преодолеть их косные привязанности к своим мирам, Адибудда  эманирует шесть своих проявлений.

В мире людей появляется Будда Шакьямуни с чашей для подаяния. В мире богов появляется Будда с музыкальным ин-струментом, чтобы пробудить их от сна наслаждений. В мире асуров Будда приходит с пламенеющим мечом "различающей мудрости". В мире животных Будда появляется с книгой, символом знания. В мир претов или духов с ненасытными желаниями Будда приходит с чашей истинных ценностей. В ад Будда спускается в виде Дхармараджи, осуществляющего возмездие за лютые преступления.

По самой внешней канве круга с шестью секторами изображены 12 картинок, являющихся символами элементов 12-членной Формулы Зависимого существования, или 12 ниданами. Именно авидья, карма, шесть органов чувств, имя и форма, соприкосновение с чувственным, страстные эмоции и влечения, рождение и жизнь, старость и смерть являются теми звеньями, из которых соткано существование в любой из этих сфер (кроме адской и духов, где не рождаются, но куда попадают). Картина Бхавачакра наглядно, лаконично и емко демонстрирует все превратности бытия, с тем, чтобы у человека зародилась вера в спасительную силу Учения Будды.

Rambler's Top100 ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека