Центр тибетской медицины 'Кунпен Делек Менкан' - Дарующий благо и полезный для всех
Будда медицины

Библиотека

Буддизм: история, каноны, культура

Великие бодхисаттвы (представляющих со­бой Три Генезиса или Семейства).

Дхьяни-Бодхисаттвы являются проявлениями Пяти Дхьяни-будд, считаются их сы­новьями. Самыми главными из них яв­ляются так называемые Три Генезиса, а именно Манджушри, Ваджрапани и Авалокитешвара. Генезисами или Се­мействами их называют потому, что каждый из этих трех порождает одну из бодхичитт (пробужденных мыслей-намерений о спасении всех живых су­ществ), согласно которым строятся си­стемы большинства идамов. Поэтому, помимо проекций от Пяти Дхьяни-будд, все идамы еще имеют проекцию и от Трех Семейств. Так, Манджушри (от которого проявляется, например, идам Ваджрабхайрава) обладает "мыс­лью царя": Он предлагает практикую­ще‘му достичь максимальной реализа­ции, прежде чем проповедовать учение. Ваджрапани (Идам Махачакра) обладает "мыслью лодочника", Он всегда с практикующим, проповедь на­чинается во время пути. Авалокитешва­ра (Джинасагара-Чжалва-чжамцо) об­ладает "мыслью пастуха", Он, как капитан судна, уходит последним, а учит с самого начала тех, кого прихо­дится подгонять.

Все Дхьяни-бодхисаттвы предствляют собой одиночные фигуры, иногда они пребывают в свободных позах, назы­ваемых "поза бодхисаттв" (bodhisattva-paryankasana, sems pa‘i skyil krung), ког­да одну из ног вытягивают вперед или пятку помещают под ягодицы. Большин­ство Дхьяни-бодхисаттв относятся к уровню Трех внешних тантр.

Манджушри. Бодхисаттва Мудрости Манджушри переводится как "Сладко­голосый". Он является эманацией Ваджрадхары и его главная функция заключа­ется в очищении сознания от клеши омраченности, достижении мудрости и успехов в познании чего бы то ни бы­ло. Акцент при этом ставится на молни­еносное постижение и устранение (отсе­чение мечом)непонимания.

Цвет Его тела желто-красный (оран­жевый), Он одноликий (украшен пятизубчатой короной с каймой и лентой), имеет три глаза, в ушах серьги, вокруг головы розовая или зеленая аура, двурукий. В правой руке держит, замахнувшись, "меч мудрости" (prajnakhadga, shes-rab ral-gri) с языками пламени, а в левой у сердца держит книгу (pustaka, po-ti или glegs-bam).

Украшен первичными признаками и вторичными приметами. Сидит в ваджрасане, тело обрамлено длинным, декоративно изгибающимся хадаком. На нем украшения из драгоценностей, одет в шелковые одежды, сотворенные из божественных предметов. Пребывает в центре сферы из пятицветной радуги.

Спокойный Ваджрапани. Бодхисаттва Силы Ваджрапани означает "С ваджрой в руке". Его главная функция - очищение сознания от клеши ненависти и омраченности, генерирование чистого гнева, постижение тайн и достижение сиддх. Ваджрапани является эманацией Акшобхьи.

В данной спокойной форме цвет Его тела белый, Он одноликий (украшен пятизубчатой короной с каймой и лентой), имеет три глаза, в ушах серьги, вокруг головы розовая или зеленая аура, двурукий. Правая рука находится у Него на правом колене в мудре Отдачи, левой у сердца Он держит стебель лотоса, распускающийся на уровне ушей. На иных танках левая рука опущена на землю за спиной в мудре нидратахаста (nidratahasta, "спящая рука"), на которую Он может опираться. При этом туловище у него может быть чуть выгнуто из-за готовности мгновенно придти на помощь.

Украшен первичными признаками и вторичными приметами. Сидит в вадж-расане, тело обрамлено длинным, декоративно изгибающимся хадаком. На нем украшения из драгоценностей, одет в шелковые одежды, сотвореные из бо-жественных предметов. Пребывает в центре сферы из пятицветной радуги. Восседает на лунном диске и разноцветном лотосе.

Гневный Ваджрапани. Однако более всего Ваджрапани известен по своим гневным изображениям. Он иссиня-черного цвета, одноликий, с тремя глазами, увенчан короной из пяти черепов, желто-красные волосы стоят дыбом, выражение лица свирепое, двурукий. В правой, вытянутой к небу руке держит золотую пятиконечную ваджру, а в левой, вместе с угрожающей мудрой (tarjanamudra, sdigs mdzub), держит аркан с петлей. Тело обрамлено длинным, декоративно изгибающимся хадаком. Он украшен различными драгоценностями, золотыми и костяными украшениями, на руках и ногах браслеты из извивающихся змей-нагов, на нем передник из шкуры тигра. Он стоит в правом наклоне на солнечном диске, лежащем на разноцветном лотосе, от тела исходит бушующее пламя мудрости.

Авалокитешвара. Бодхисаттва Сострадания Авалокитешвара является прояв-лением Амитабхи, его главная функция - очищение сознания от клеши ненависти и страсти, генерирование милосердия и сострадания. В этой форме Авалокитешвара - покровитель Тибета.

Цвет его тела белый, Он одноликий (украшен пятизубчатой короной с каймой и лентой), вокруг головы с тремя глазами аура, четырехрукий. Первыми руками Он на уровне сердца творит джарани-мудру, в остальных двух держит четки (mala, phreng ba) и цветок лотоса. Украшен первичными признаками и вторичными приметами. Сидит в ваджрасане, тело обрамлено длинным, декоративно изгибающимся хадаком. На нем украшения из драгоценностей, одет в шелковые одежды, сотворенные из божественных предметов. Пребывает в центре сферы-ауры из пятицветной радуги. Восседает на лунном диске и разноцветном лотосе.

Rambler's Top100 ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека