Центр тибетской медицины 'Кунпен Делек Менкан' - Дарующий благо и полезный для всех
Будда медицины

Библиотека

Буддизм: история, каноны, культура

Адибудда и Пять Дхьяни-будд

Данный раздел сборника посвящен основе тантрийской доктрины-изображениям центральных образов ваджраяны, ее главных принципов, к которым относятся Изначальный Будда, символ ненарушимой чистоты и совершенства, и рожденные, проявленные из него пять мудростей, обладающие конкретными формами Пяти Татхагат или Дхьяни-будд, то есть Будд, пребывающих на уровне созерцания.

Эти Будды есть проявления самого Шакьямуни. Образы Будд и бодхисаттв, которые пребывают в различных направлениях мандалы, имеют иконографическое сходство с классическим типом Шакьямуни, от которого они обычно отличаются только соответствующими оттенками и атрибутами. Они являются проявлениями Самбхогакаи и вследствие этого, в отличие от Нирманакаи Шакьямуни, проявляют Своих Супруг, а также украшения и драгоценности, символизирующие совершенные качества этого Тела Лучезарных Форм.

Эти Будды традиционно именуются "Пятью Семействами", олицетворяемыми Пятью "Джинами", или "Татхагатами": Амитабхой, Акшобхьей, Вайрочаной, Ратнасамбхавой и Амогхасиддхи, обладающими соответствующими мудростями, цветами, головными уборами с коронами из пяти драгоценностей и другими атрибутами. Этим буддам соответствуют и пять побеждаемых ими "ядов", или "клеш", (gdug, nyon mongs) - омраченность, страсть, ненависть, гордыня и зависть.

Дхьяни-будды располагаются в пространстве согласно изначально совершенной мандале. Пять основных направлений мандалы - это пять мудростей вместе со своими женскими аспектами.

Несмотря на то, что каждый Дхьяни-будда отличается от другого по ряду признаков и атрибутов, все они содержат в себе всю природу Изначального Будды, проявляя более конкретно те или иные из его неизменных качеств.

Адибудда Ваджрадхара. Адибудда (dang ро ‘i sangs rgyas) в школах Новых переводов именуется Ваджрадхара (rdo-ije ‘chang, "Держатель Ваджры"). Ваджра (vajra; тиб. rdo lje) является самым важным атрибутом в иконографии буддизма. Обычно его переводят как скипетр или алмазный скипетр: алмаз - символ несокрушимости, мощи и бессмертия.

Структура Ваджры несет в себе важнейшие истины буддизма. Многие атрибуты содержат Ваджру или половину Ваджры (ardhavajra) в качестве своей составной части. Сама Ваджра на мистическом уровне обозначает мужской аспект-метод, упайя, мудрость, поэтому он дополняется женским аспектом - Колокольчиком-символом Праджни-Премудрости, Интуиции. Вместе это символизирует единство Метода и Премудрости - состояние бодхичитты.

Адибудда Ваджрадхара Юганаддха (ябюм) изображен одноликим, двуруким, восседающим в ваджрасане на разноцветном лотосе (падма), на солнечном и лунном дисках. Цвет тела его синий, лицо с тремя глазами, в ушах золотые серьги, на лице едва уловимая улыбка. Его длинные волосы уложены в своеобразную, вытянутую вверх прическу, перетянутую в трех местах драгоценной тесьмой и увенчанную на макушке драгоценностью-ратной, оставшиеся же локоны распущены по плечам. Голова украшена пятизубчатой короной, инкрустированной драгоценными самоцветами, которая закрепляется на голове шелковой лентой голубого цвета.

Эта корона - символ проявления из него пяти мудростей. Две скрещенные руки выражают мудру "хумкара" (жест творения "хум"), в правой руке у него пятиконечная ваджра, в левой колокольчик (ghanta, dril bu). Его тело украшено драгоценностями и обрамлено длинным разноцветным хадаком, на руках и ногах золотые браслеты. Облачен в шелковые одежды. Ваджрадхара обнимает свою Супругу Ваджрадхари, одноликую, двурукую, цвет ее тела голубой, она украшена теми же украшениями, что и Он. Своими руками она обнимает Его за шею, а ногами за поясницу, в левой руке она держит габалу с амритой (нектаром), а правой дигуг- кривой нож, украшенный ваджрой.

Голова Ваджрадхары излучает зеленую ауру с красной каймой, весь образ Яб-Юм пребывает в радужном сиянии, внутри которого на золотистом или темноватом фоне видны лучи света, исходящие от тела.

На танках встречаются изображения и одиночного Ваджрадхары без Юм, у которого те же атрибуты.

Адибудда Самантабхадра. В Древних школах переводов Адибудда под именем Самантабхадра ("Все-Благой") изобра-жается также синим, но совершенно обнаженным и без атрибутов, руки его по-коятся в мудре созерцания. Вокруг его головы и тела радужные сияния, в ушах могут быть серьги. Он изображается либо одиночным, либо с Супругой Самантабхадри, восседающим на разноцветном лотосе.

Ваджрасаттва. Всю тройственную и пятеричную Мудрость Адибудды воплощает Ваджрасаттва, "Неразрушимая, алмазная Сущность". Это положение разделяется всеми школами. Ваджрасаттва белого цвета, одноликий, двурукий, одиночный или в паре с Юм Ваджрасаттватмикой, которая по цвету чуть розовее самого идама. Как и Ваджрадхара, он выражает мудру "хумкара" с ваджрой в правой и колокольчиком в левой руках. Если фигура Ваджрасаттвы одиночная, то ваджру он держит у сердца, а колокольчик - перевернутым у левого бедра. Ваджрасаттва имеет все украшения и признаки Адибудды.

Юм Ваджрасаттватмика с габалой, наполненой амритой. В древних школах Ваджрасаттва иногда изображается синим, и поэтому бывает сложно отличить его от Ваджрадхары.

Вайрочана. Первый Татхагата, или Дхьяни-будда, символизирует Мудрость Зеркала, Его имя означает "Лучезарный", и он возглавляет Семейство Татхагаты или Будды. Он подавляет клешу "неведения" и занимает обычно в мандале центральное место (иногда восточное). Он белого цвета, одноликий, двурукий, одиночный или в паре с Юм Акашадхатишвари.

Вайрочана изображается с золотым колокольчиком в правой руке у сердца и золотой дхармачакрой - Колесом Учения - в левой, которая покоится в мудре созерцания. Если фигура Вайрочаны одиночная, то дхармачакру он держит в обеих руках в мудре созерцания. Ему присущи все вышеперечисленные украшения и признаки Адибудды. В некоторых школах цвет тела Вайрочаны может быть синим.

Юм Акашадхатошвири, символизиру-ющая элемент Пространства, сидит в падмасане, одноликая, цвет тела чуть розовее самого идама, обнимает руками шею Супруга, в левой руке габала с амри-той, в правой дигуг.

Акшобхья. Второй Татхагата или Дхьяни-будда, символизирует Мудрость Блаженства и Шуньи, его имя означает "Непоколебимый", он возглавляет Семейство Ваджры. Он подавляет клешу ненависти (двеша) и занимает в мандале восточное направление (иногда центр). Он синего цвета, одноликий, двурукий, одиночный или в паре с Юм Лочаной.

Акшобхья изображается с золотой ваджрой в правой руке и золотым коло-кольчиком в левой. Ему присущи все вышеперечисленные украшения и признаки Адибудды Ваджрадхары и часто сложно отличить их друг от друга. В некоторых школах цвет Акшобхьи может быть белым.

Юм Лочана ("Всевидящая") символизируюет элемент Воды, сидит в падмасане, одноликая, цвет тела голубой, Она об-нимает руками Супруга за шею и ногами за поясницу, в левой руке габала с амритой, в правой дигуг.

Амитабха. Третий Татхагата, или Дхьяни-будда, символизирует Различающую Мудрость, и Его имя означает "Бесконечный Свет", он возглавляет Семейство Лотоса. Он подавляет клешу страсти (рага) и занимает в мандале западное направление. Он красного цвета, одноликий, двурукий, одиночный или в паре с Юм Пандаравасини. Амитабха изображается с золотым колокольчиком в правой руке у сердца и патрой-чашей для подаяния, из которой расцветает лотос, в левой. Ему присущи все вышеперечисленные украшения и признаки Адибудды. Иногда Амитабха изображается одиночным, тогда две его руки пребывают в мудре созерцания (dhyanamudra, bsam gtan gyi phyag rgya). Юм Пандаравасини ("Одетая в белое"), символизирующая элемент Огня, сидит в падмасане, одноликая, цвет тела красно-розовый, она обнимает руками Супруга за шею и ногами за поясницу, в левой руке у Нее габала с амритой, в правой дигуг.

Иногда Амитабха рисуется восседающим на павлиньем (mayura, rma bya) троне. Лотос, отличительный признак Амитабхи, является символом чистоты, непричастности к мировой загрязненности. Это объясняется тем, что прекрасный лотос не имеет ничего общего с грязью или илом болота, из которого он произрастает. В силу этого практически все Будды и объекты Прибежища изображаются восседающими или стоящими на лотосах, как "преодолевшие", грязь сансары.

Сукхавати. В буддизме махаяны и ваджраяны есть учение о бесконечном количестве Чистых Стран. "На поверхности каждой мельчайшей частицы число Чистых Стран невозможно выразить словом. В каждом таком мире Победитель с сыновьями вращает Колесо Учения, и все они не могут помешать друг другу... То, что в каждом крошечном зерне кунжута может уместится пространство всей вселенной, является чудом всех

Пробужденных Существ, и в этой бесконечности каждой частицы постоянно пребывают все Будды вместе с сыновьями. Вот в чем заключена суть восприятия всех Пробужденных,  читаем мы в тексте Араги Карма Чагме. Наиболее "известной" Чистой Страной является страна великого блаженство Сукхавати. Существуют ее многочисленные изображения. На них многочисленные Будды и бодхисаттвы покоятся на лотосах, возникающих из божественной заводи или цветущих на ветвях великого дерева. В центре Рая пребывает величественная фигура Будды Бесконечного Света - Амитабхи.

Будда Амитабха здесь - Владыка Западного Рая. Будда Бесконечного Света восседает на лотосе и окружен бесчисленным множеством существ, рождающихся и уже переродившихся в этом сча-стливом месте. Сукхавати изображается как ровное место с гигантским прудом кристально чистой воды с зеркальной поверхностью, где из лотосов появляются "души" заслуживших рай. Амитабха восседает в центре на лотосовом троне и проповедует Дхарму о дальнейшем совершенствовании до нирваны.

В сутре Амитабхи (Amitabha-sutravyuha) сказано, что Он дал обет не уходить в нирвану до тех пор, пока не спасет всех живых существ. Его обет действует и все уже спасены (в противном случае Амитабха не ушел бы в нирвану) и надо лишь призывать его Имя.

Ратнасамбхава. Четвертый Татхагата, или Дхьяни-будда, символизирует Мудрость Равности (Тождества). Его имя означает "Порождающий драгоценнос-ти", и Он возглавляет Семейство Ратны (Драгоценности). Он подавляет клешу жадности-гордости (мана) и занимает в мандале южное направление. Он золотисто-желтого цвета, одноликий, двурукий, одиночный или в союзе с Юм Мамаки. Ратнасамбхава в правой руке у пояса держит золотой колокольчик, в левой у сердца драгоценность-ратну (ratna, mani, cintamani, dkon mchog, nor bu). Ему присущи все вышеперечисленные украшения и признаки Адибудды.

Юм Мамаки ("Мать всех Будд"), символизирующая элемент Земли, сидит в падмасане, одноликая, цвет тела желтый, она обнимает руками Супруга за шею и ногами за поясницу, в левой руке габала с амритой, в правой дигуг.

Драгоценность Ратнасамбхавы - это Чинтамани, исполняющая все желания.

Амогхасиддхи. Пятый Татхагата или Дхьяни-будда символизирует Творческую Мудрость или Мудрость преодоления кармы, Его имя означает "Реализующий высший смысл" и Он, в понимании тантры, возглавляет Семейство Кармы. Он подавляет клешу зависти-ревности (иршья) и занимает в мандале северное направление. Он зеленого цвета, одноликий, двурукий, одиночный или в паре с Юм Тарой. Амогхасиддхи изображается с двумя руками у сердца в мудре проповеди, в правой руке он держит золотой колокольчик, а в левой меч, либо двойную Ваджру (vicvavajra, karmavajra, sna tshogs rdo rje). Ему присущи все вышеперечисленные украшения и признаки Адибудды.

Юм Тара ("Освободительница"), символизирующая элемент Ветра (Воздуха) сидит в падмасане, одноликая, цвет тела светло-зеленый, она обнимает руками Супруга за шею и ногами за поясницу, в левой руке габала с амритой, в правой дигуг.

Все перечисленные идамы могут изображаться и иначе, в несколько иной иконографической манере, но как правило, признаки, по которым их можно узнать, остаются неизменными.


Rambler's Top100 ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека