Центр тибетской медицины 'Кунпен Делек Менкан' - Дарующий благо и полезный для всех
Будда медицины

Библиотека

Буддизм: история, каноны, культура

Тибетские учителя школ

Этот раздел представляет собой изображения тибетских учителей до появления Ламы Цзонхавы, основателей школ, среди которых были монахи, миряне, отшельники и Махасиддхи. Некоторые персонажи являются индийцами и помещены они в эту группу потому, что вся их деятельность проходила в Тибете.

Атиша. Первым изображением в этом разделе представлен Великий Атиша (982-1054 гг.), основатель традиции, легшей в основание школы Кадампа. Он изображен в красной шапке с полосами. Красная шапка ученого (pan chen zhva dmar) характерна для представителей нереформированных тибетских школ. Атиша одет в монашеское одеяние, украшен драгоценностями, две руки его выражают мудру проповеди или поворота колеса Учения, сидит в падмасане, ступни ног обнажены. Под ним диск луны и лотос на земле. Справа от него находится ступа в индийском стиле, его непременный атрибут, слева сзади саматог. Голова и тело розового или темного цвета в аурах. На заднем фоне горы и облака.

Бромтон (Джаякара). Бромтон (1005-1064), главный тибетский ученик Атиши, формальный основатель Кадампы. Он изображен в полуобороте. Голова с длинными волосами, что характеризует его положение как домохозяина и мирянина. Одет в мирскую одежду того времени, однако низ тела и ноги покрыты духовной одеждой. В правой руке с мудрой витарка держит стебель лотоса, а левая лежит в мудре отдачи на левом колене. Бромтон сидит в падмасане, на троне.

Долунпа (Супраша). Долунпа или Доглегпи Шейраб из Нога был также учеником Атиши и другом великого переводчика Ринчена Сангпо. Он изображен в красной пандитской шапке без полос. Он одет в монашеское одеяние, две руки его держат томик священного писания. Тело у него розового или бежевого цвета. Сидит на троне.

Марпа. Марпа-переводчик (10121097 гг.), часто ходивший в Индию, основавший школу Кагьюд-па. Он изображен в мирской одежде и с длинными волосами, поскольку был мирянином. В правой руке он держит габалу с кровью, в левой священный текст. Тело его розового цвета. Марпа сидит в свободной позе, левая нога слегка отставлена, под ним шкура антилопы.

Миларепа. Отшельник "Мила в хлопковой одежде" (1040-1123), ученик Марпы. Он изображен в духовной одежде, в свободной позе, сидящим на шкуре антилопы, в пещере. Голова наклонена вправо, правую руку он приложил к уху, чтобы лучше слушать собственный голос во время пения им духовных песен о практике тантры и махамудры и связанными с ними переживаниями аскетической жизни. По другой версии он пережимает на шее определенный канал для гармонизации токов праны в тонком теле. Левой рукой он держит габалу. Внизу вокруг него маленькие фигурки животных и охотник с колчаном и стрелами, пришедшие послушать Милу.

Гампопа. Гампопа Двагпо (10791153 гг.), ученик Миларепы, основатель Двагпо-Кагьюд, изображен в мирской одежде, его голова слегка наклонена вправо, вокруг нее аура, сидит в свободной позе, правая нога слегка отодвинута. Правая рука лежит на правом колене, а левая лежит ладонью вверх на левой ноге. Сидит на троне, тело розового цвета. На заднем фоне горы, воды и облака.

Пхадампа. Пхадампа (1117-?) индийский Махасиддха, проведший в Тибете всю жизнь и проповедовавший тантрийский буддизм, основатель школы Шичжед. Изображен сидящим в падмасане, на шкуре животного, его тело темного синевато-бордового цвета (иногда розового), перетянуто йогическим поясом и обрамлено длинным хадаком. Его голова, с длинными волосами, с йогической прической, уши украшены серьгами, сидит в свободной позе, правая нога слегка отодвинута, на нем набедренная повязка из ткани, от пояса которой под ногами расстелен украшенный фартук. Правая рука лежит на правом колене, а левая лежит ладонью вверх на левой ноге. Сидит на троне.

Мачиг Лабдрон (1062-1160 гг.). Женщина-йогиня , ученица Пхадампы, основательница йоги Чход, мать четверых детей. Изображена танцующей на диске луны и лотосе, правая нога поджата. На ней юбка из ткани со свисающими с пояса колокольчиками, верхняя часть розового тела обнажена и обрамлена данным хадаком. Ее голова, с длинными волосами и йогической прической украшена на манер бодхисаттв, уши с серьгами. В правой поднятой руке у нее ритуальный барабанчик дамару (rnga chung) с лентами, а в левой колокольчик.

Самдуб. Махасиддха Самдуб (XI в.) по прозвищу "Каменный человек из Чампо Ганга" (Thod-smyon bsam-grub Sham-po Gangs-la bzhugs-ba‘i Gangs-pa) в молодости чудесным образом избавился от проказы, после того, как обратился к практике школы Кагьюд. Он изображен сидящим в свободной позе, на шкуре животного, его тело темного синевато-бордового цвета (иногда розового) перетянуто йогическим поясом и обрамлено длинным хадаком. Его голова, с длинными волосами, с йогической прической, наклонена слегка вправо. Уши украшены серьгами. На нем набедренная повязка из ткани, от пояса которой, под ногами, расстелен украшенный фартук. Правая рука держит священный текст, а левая лежит у живота с габалой.

Следующий раздел из девяти образов изображает учителей школ Сакьяпа и Гелукпа. Они монахи и миряне, но на танках это не отображено, все они одеты как монахи или духовные лица. Желтые шапки "наринг" (pan zhva sne ring ser po) - головной убор, введенный Цзонхавой - является особенностью Гелукпа. Все лица, за исключением Ламы Цзонхавы, восседают на тронах, на фоне гор и облаков.

Сакья-пандита Кунга-Чжалцан. Наставник школы Сакья между 1244 и 1251 гг., племянник Пхагпа-ламы. Сыграл важную роль в распространении буддизма среди монголов при Хубилайхане. Он изображен в красной пандитской шапке без полос, одет в духовную одежду, но сидит в свободной позе. Обе руки выражают мудру логического аргумента на диспуте. Голова в ауре, во лбу урна, сидит на украшенном троне, на заднем фоне горы и облака.

Будон Ринчендуб. Знаменитый составитель тибетского канона (1290-1369), "всезнающий" Будон, изображен в полуобороте, в красной пандитской шапке без полос. Правая рука в мудре проповеди, левая лежит на левом колене. Ему принадлежит авторство известной на европейских языках "Истории буддизма".

Намкха Чжалцан. Один из учителей Ламы Цзонхавы. Он изображен в полуобороте, в красной шапке без ушей, с загнутыми краями-характерном головном уборе многих лам дореформированных школ. Правая рука у сердца в мудре проповеди, левая держит колокольчик.

Лама Цзонхава. Основатель школы "Добродетельной традиции" Лама Цзонхава Лобсан Дагпа (1357-1419) изображен сидящим в падмасане, в монашеской одежде, в желтой шапке, его руки у сердца в мудре проповеди или мудре "поворота колеса Учения", от каждой руки отходят стебли лотосов и раскрываются на уровне ушей: справа на лотосе стоит меч мудрости, а слева томик Праджняпарамиты. Лама Цзонхава сидит на лотосе, солнце и луне. Вокруг его головы и тела ауры, во лбу отмечена урна.

Чжалцаб Дарма-ринчен. Один из главных учеников Цзонхавы, от которого пошла линия Далай-лам. Он изображен сидящим в полуобороте, в падмасане, в монашеской одежде, в желтой шапке, его правая рука на уровне сердца в мудре проповеди, а левая держит священный текст. Сидит на украшенном троне.

Кхайдуб Гэлэг-балсан-по. Один из главных учеников Цзонхавы, от которого пошла линия Панчен-лам. Он изображен сидящим в полуобороте, в падмасане, в монашеской одежде, в желтой шапке, его правая рука на уровне сердца в мудре проповеди, а левая держит священный текст. Сидит на украшенном троне. Вокруг его головы аура. Задний фон - горы и облака.

Шейраб Сэнге. Ученик Ламы Цзонхавы, основатель дацана тантры в Лхасе. Изображен сидящим в падмасане, голова чуть наклонена вправо, он в монашеской одежде, в желтой шапке, его обе руки на уровне сердца в мудре проповеди.

Гендуб-дуб. Ученик Ламы Цзонхавы, I Далай-лама. Изображен сидящим в падмасане, голова чуть наклонена влево, в монашеской одежде, в желтой шапке, его правая рука на уровне сердца в мудре проповеди, от нее отходит стебель лотоса, левая рука покоится на уровне живота в мудре самадхи. Сидит на троне.

Лобсан Дондуб. Энсапа или Суматисиддхартха, ученик Цзонхавы, основатель монастыря Иендон около Таши-лхунпо. Изображен сидящим в полуобороте, в падмасане, голова наклонена вправо, он в монашеской одежде, в желтой шапке, его обе руки, на уровне сердца, держат священный текст.

Следующие девять лиц исключительно духовные мастера, относящиеся к школе Гелукпа. Это в основном Далай ламы и Панчен-ламы.

Лобсан Чойки Чжалцан I Панчен. Первый Панчен-лама, учитель Пятого Далай-ламы. Изображен сидящим в падмасане, голова чуть наклонена влево, он в монашеской одежде, в характерной шапке, с загнутыми краями, обе его руки на уровне сердца в мудре проповеди.

Агван Лобсан-гьяцо (Ава-ченпо) Великий Пятый. Великий Пятый Далайлама (1617-1682) который построил дворец Поталу в Лхасе. Изображен сидящим в падмасане, голова чуть наклонена влево, он в монашеской одежде, в желтой шапке, его правая рука на уровне сердца в мудре проповеди, от нее отходит стебель лотоса. Иногда изображается с пурбу и ваджрой.

Лобсан Ешей II Панчен. Второй Панчен-лама (1663-1737). Изображен сидящим в падмасане, голова чуть наклонена вправо, он в монашеской одежде, в желтой шапке, его правая рука касается колена, а левая на уровне живота держит патру чашу для подаяния.

Лобсан Галсан-гьяцо VII Далай-лама. Правил с 1708 по 1757 гг. Изображен сидящим в падмасане, голова чуть наклонена вправо, в монашеской одежде, в желтой шапке, его правая рука на уровне сердца в мудре проповеди, от нее отходит стебель лотоса, расцветающий на уровне ушей, на цветке стоит меч мудрости. Левая рука держит священный текст.

Тичен Агван Чогдэн. Главный учитель Далай-ламы VII. Изображен сидящим в падмасане, голова чуть наклонена влево, он в монашеской одежде, в желтой шапке, его правая рука на уровне сердца в мудре проповеди держит ваджру, а левая рука - колокольчик.

Лобсан Палдан Ешей III Панчен. Третий Панчен-лама (1737-1780), написавший известное сочинение о пути в Шамбалу и оставивший много трудов по Калачакре. Изображен сидящим в падмасане, голова без наклона, он в монашеской одежде, в желтой шапке, правая рука в мудре витарка-аргумента, а левая держит патру - чашу для подаяния.


Rambler's Top100 ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека