Центр тибетской медицины 'Кунпен Делек Менкан' - Дарующий благо и полезный для всех
Будда медицины

Библиотека

Буддизм: история, каноны, культура

Образы буддийской иконографии согласно сборнику «300 изображений». Будда Шакьямуни.

Другим подобным собранием танок, отпечатанным на ксилографах в Пекине в 18 в. был "Сборник 300 иконографических изображений (sku-brnyan brgya-phrag-gsum или просто sku-brnyan sum-brgya)", составленный святым 1елукпинским ученым, руководителем тибетского подворья в Пекине Чжанчжа Рольби Дордже (1717-1786). Данный сборник известен как "Триста Изображений" или по-монгольски "300 бурханов". Образы, запечатленные в танках этого сборника, наиболее известны в новых тантрах, по сравнению, скажем, с лицами "500 бурханов", поэтому есть смысл обратиться к нему для ознакомления с буддийским пантеоном тибетского буддизма.

Структура или схема по которой разворачивается этот сборник танок традиционна. Все изображения сборника обладают определенным набором иконографических элементов, по которым собственно и определяются лица пантеона. К ним в первую очередь относятся:

1. Имя и перевод: как правило, здесь выявляется санскритское имя, по которому в первую очередь персонаж запоминается. Указываемые тибетские имена служат для понятийного уточнения имени тем, кто знает язык. Русские жё переводы имен, равно как и любая другая переводная санскрито-тибетская терминология, пока не могут служить эквивалентами оригинала в силу отсутствия надлежащей практики в том опыте духовного переживания, отражением которого и являются имена лиц буддийского пантеона;

2. Уровень тантры, категория. Все идамы подразделяются на указанные четыре тантры, однако есть существа, не входящие в категорию Пробужденных и составляющих так называемый "мирской генезис";

3.  Генезис или Семейство.
В основном это Три и Пять Семейств. Таким образом, рассматриваемый с этих позиций один и тот же идам может одновременно принадлежать к разным семействам;

4. Цвет тела. Он может выражать принадлежность к тому или иному Семейству, а также мудрость идама, преодолевающего в живых существах ту или иную клешу. Так, идам белого цвета может принадлежать и к Вайрочане, но чаще он выражает спокойствие и преображает омраченность. Красный может принадлежать к Амитабхе, но чаще просто указывает на "страстность", которую он трансформирует посредством подчинения. Синий цвет указывает на энергию гнева, хотя идам может принадлежать к любому Семейству, а не только к Акшобхье. Иногда цветовая гамма выходит за пределы данного символизма (как в Калачакре), иногда изображения покрываются золотом и таковая присутствует) или иным иконографическим элементам;

5.  Голова, глаза. Сюда входит количество голов, их цвет, волосы и форма головного убора;

6. Руки, с определенными мудрами и атрибутами в них. Мудры (phyag-rgya) это жесты рук, составленные из положений самих рук и пальцев, посредством чего выражаются определенные состояния. Атрибутами (cihna, phyag mtshan) являются различные предметы, находящиеся в руках у буддийских персонажей, которые служат символами той или иной методологии;

7.  Ноги. Сюда относится количество ног и их вид;

8.  Поза в которой пребывает созерцаемый образ. Эти позы (asana, ‘dug stangs) делятся на "сидячие" (cayana, bzhugs pa) и "стоячие" (sthanaka, bzhengs pa);

9. Подножные фигуры, к которым относятся попираемые идамами мифические существа. Сюда могут относиться и немногочисленные ваханы (vahana, ded ‘dren), в виде средства передвижения божеств;

10. Дополнительная информация о персонаже, если она выходит за пределы указанных иконографических элементов.

Будда Шакьямуни.

Изображение Будды, молчальника-Муни из рода Шакьев - это самый популярный образ в буддизме. Он равно привычен как для хинаянских храмов, так и для тантрийских тибетских дуганов, при этом его канонический образ существенным образом не изменился на всем просторе буддийского мира.

В тантре имеются отдельные тексты, преимущественно уровня Крия и Чарья-тантры, где он рассматривается как объект созерцания и визуализации. В этом случае Его можно рассматривать как главу Семейства Будды или Генезиса Татхагаты. Цвет тела Шакьямуни обычно золотисто-желтый. Он одноликий, голова с короткой прической и с ушнишей (ushnisha, gtsug tor) - характерным признаком всех Будд, небольшим возвышением на макушке. Губы в легкой, неуловимой улыбке, глаза полуприкрыты, на лбу часто видна урна - один из основных признаков, завиток волос. Левая рука его покоится на коленях с патрой (patra, lhung bzed), или чашей для сбора подаяний, непременной принадлежностью буддийских бхикшу-монахов. Правая рука лежит на правом колене и концами пальцев касается земли, выражая мудру "прикосновения к земле" (bhumisparsha-mudra, sa gnon), в память свидетельства о победе над Марой. Лишенный царственных атрибутов и сидящий в позе медитации, он держит в левой руке деревянную чашу нищего, символ его отказа от внешнего мира, в то время как правая его рука касается земли, в доказательство его власти над ней. Он сидит, две ноги его находятся в падмасане.

Его одежда лишена каких-либо украшений, и состоит обычно из цельного куска оранжево-желтой ткани, часто с прослеживающимися следами сшитых вместе квадратов из выброшенной материи. Иногда прослеживается хитон, поддерживающий его пояс и накидка, прикрывающая левое плечо, и обнажающее правое. Он восседает на лотосе, поверх которого могут находиться диски солнца и луны. Лотос, на котором восседает Шакьямуни, располагается обычно на львином троне, то есть основании, поддерживаемом с обеих сторон львами.

Композиция, в которой Шакьямуни чаще всего появляется на тибетских танках, - это так называемая троица "Отец с сыновьями (yab-sras)", где в центре Будда, а по бокам справа изображается его ученик Маудгальяяна, меньших размеров, а слева Шарипутра. Оба в одеждах бхикшу с патрами и посохами.

В свитке "300 бурханов" представлена иная триада: справа от Шакьямуни находится великий бодхисаттва Майтрея, а слева великий бодхисаттва Манджугхоша.

Канон пропорций. Традиционный портрет Будды Шакьямуни основывается до некоторой степени на тибетском каноне пропорций, а отчасти-на изображении отличительных признаков тела Будды, выведенных из священных писаний, главным из которых была "Калачакра-тантра".

Диаграмма пропорций, используемая в Тибете, представляет очертания сидящей фигуры, заключенной, кроме головы, в прямоугольник, который отражен в прямоугольнике, обрамляющем голову; подобным же образом очертание грудной клетки, измеренной от уровня плеч до пупа, проецируется в пропорционально уменьшенном масштабе внутри прямоугольника, окаймляющего лицо. Размеры на нисходящей шкале регулируют высоту торса, лица и сакрального выступа на макушке головы. Пропорции, предписанные в этой диаграмме, которая может иметь варианты, обеспечивают статическое совершенство образа в целом и впечатление непоколебимого и безмятежного покоя.

Происхождение образа Шакьямуни. В хинаянском искусстве на Цейлоне и в Юго-Восточной Азии наблюдается лишь непрерывное повторение образа земного Будды Шакьямуни. Его бесконечная повторяемость, по-видимому, сродни безмятежно-спокойной и величавой монотонности сутр.

Более того, первоначально главенствовал "неизобразительный" характер будийского искусства. На барельефах в Санчи и Амаравати, которые принадлежат к одним из самых ранних скульптурных памятников буддизма, Татхагата не изображен в человеческом облике; его присутствие среди своих учеников и почитателей обозначено только символами, например священным деревом, украшенным драгоценными камнями, или Колесом Закона (Дхармачакра), помещенным на троне.

По традиции, согласно "Дивья-авадане", царь Рудраяна или Удаяна, послал к Победононосному Будде художников, чтобы те написали его портрет. Однако они не смогли этого сделать, по причине своей сосредоточенности только на внешних признаках Будды. Тогда Татхагата сказал художникам, что их кармическая омраченность не позволяет им уловить сущность его облика, и приказав принести материю, сам перенес на нее свое первое изображение.

Другое предание говорит об учениках Шакьямуни, которые пытались отобразить на полотне его образ; однако уловить правильные пропорции не удавалось - они были или велики или слишком малы. Из милосердия Будда предложил изобразить на полотне свою тень. В ином варианте этого предания говорится об отражении в воде, с которого художник срисовывал портрет Будды.

Также есть сказание о царе Прасенаджите из Шравасти, который предложил вырезать из ароматного сандалового дерева скульптуру, отражающую истинный образ Будды. Ту же историю рассказывают и про царя Удаяну из Каушамби. При этом художник, вырезавший статую, был возрожден в раю Сукхавати"Чистой Стране".

Все эти случаи мы можем рассматривать как снисхождение Запредельной Изначальной природы Будды до уровня человеческого восприятия.

Подношения. Обычно перед изображениями Шакьямуни рисуются определенные ритуальные предметы в качестве жертвоподношений Нирманакае: считается неблагим деянием оставить образ без символических подношений. К таковым в первую очередь относятся Восемь благословленных пожертвований Будде, которые также присутствуют на алтарях у верующих. Это 1) чаша с водой (argha, mchogyon), 2) зеркало (adarса, me-long), 3) безоар (rocana, giwang), 4) чаша с простоквашей (dadhi, zho), 5) трава "дурва" (durshva, dur ba), 6) чаша с плодами (phala, ‘bras-bu), 7) правосторонняя белая раковина, 8) синдхура или порошок сурика (raksha-renu, sindhura, И khri).

Иногда добавляются белая горчица (sarshapa, yungs dkar) или поднос с бивнем слона (nor bu glang mche ba).



Rambler's Top100 ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека