Центр тибетской медицины 'Кунпен Делек Менкан' - Дарующий благо и полезный для всех
Будда медицины

Библиотека

Буддизм: история, каноны, культура

Архитектура

В сутрах и тантрах существует тексты "учебников" по строительству храмов, монастырских резиденций и ступ. В тибетском варианте "Шилпа-кармастхана-видья" есть подробные советы по возведению культовых и общественных зданий.

Восемь ступ в тибетском монастыре символизируют восемь эпизодов из жизни Будды Шакьямуни.

Ступа и ее символизм.

Первые культовые сооружения буддизма, так называемые ступы (чайтьи, дагобы, пагоды, субурганы), появились прежде буддийских храмов. Более того, ступа это предшественник любого буддийского образа.

Даже после появления храмов, они продолжают оставаться неотъемлемой частью буддийского зодчества, находясь на территории дацана, либо освещая местность, горную или степную. Миниатюрные ступы, сделанные из металла, камня, глины или дерева, украшают алтари, в них часто хранят реликвии. На тибетском языке ступы называют чортен (mchod-rten), что означает "Опора для жертвы". Имеется в виду "последняя жертва", то есть смерть тела. Ступы и строились как реликварии святынь, усыпальницы, мемориалы, акрополи для хранения останков святых и Архатов, что и отражает санскритское слово dhatugarbha — "сердце или суть субстанции".

Эти буддийские ритуальные сооружения четко установленной формы воздвигались над мощами Будды или святого. Предание говорит о том, что обычай строить ступы восходит к самому Будде Шакьямуни. Когда его спросили, как строить ступу, он снял свой плащ, представлявший собой кусок квадратной материи и расстелил его на земле. Сверху он поставил перевернутую патру, а на нее свой зонтик. "Вот так", последовал ответ Победоносного. Многие ступы окружались четырехугольным двором и строились на четырехугольном или восьмиугольном (двойной квадрат) основании.

В экзотерическом плане ступа символизирует пять стихий, на которые распадается тело человека после смерти. Квадратная часть в виде капли воды-субстанцию Воды; суживающаяся кверху часть, напо-минающая язык пламени-Огонь; полумесяц в виде перевернутого небосвода - Воздух-Ветер; шар с заостренным навершием в виде поднимающегося к небу языка пламени - Пространство.

Эти соответствия и лежат в основе формы той или иной ступы, где кубическая форма нижнего этажа соответствует элементу Земля, круглая центральная часть - элементу Вода, коническая позолоченная верхняя структура - элементу Огонь, зонт над ней - элементу Ветер-Воздух, а пылающая капля (бинду) элемента Пространства или Акаши покоится на сосуде с амритой (ayu-kalasha, tshe-bum). Эти элементы соответствуют также Четырем Деяниям (las-bzhi), а именно "спокойным" (Земля), "расширяющим" (Вода), "привлекающим" (Огонь) и "разрушающим" (Ветер-Воздух).

Помимо космогонических представлений ступа несет в себе и элементы вселенской мандалы, то есть чистой сферы местонахождения божеств. Наиболее выразительным примером такой мандалы является ступа "ста тысяч будд (Гумбум, sku-‘bum)" в Гьян-цзе (Тибет), образующая террасированный пагодообразный храм, содержащий около сотни ступ меньшего размера, полых внутри, каждая из которых образует собственую мандалу. Большинство этих ступ внутри (на потолке и по бокам на стенах) содержат мандалы, в которых комбинируются тысячи фигур в форме фресок и скульптур.

Сцены поклонения ступе. Настенная живопись.

Самой большой ступой в мире является Боробудур ("Много будд") на острове Ява. Это грандиозное сооружение ступы-мандалы хранит память о временах, когда тантрийский буддизм был распро-странен в Индонезии (до VIII в.).

Ступа - это не только реликварий, но еще и вертикальная модель космоса. Это ось бытия, мистическое дерево Бодхи, древо пробуждения, своеобразная духовная лестница. Чортен, следовательно, изображает ступени духовной жизни. В своей жизни практикующий буддист всегда находится на одной из этих ступеней, он или продвигается вверх, или опускается вниз, наконец, он проходит все ступени и достигает Нирваны.

Три части ступы - основание, колоколообразная средняя часть и коническое навершие символизируют три сосуда бытия: камалоку, рупалоку и арупалоку. Шпиль - символ мирового древа на вер шине горы Меру, являющейся центром мироздания.

Камалока - это чувственный сосуд, или мир желаний, рупалока - сосуд с формами, или мир со следами мате-риальных качеств и арупалока - сосуд, не содержащий форм, или мир без мате-риальных проявлений. В свою очередь эти три сосуда подразделяются на 31 уровень.

Одиннадцать нижних уровней относятся к камалоке: на первом снизу уровне живут существа, совершившие ненормальные с буддийской точки зрения деяния, то есть это уровень ада. Второй уровень - животные, птицы, рыбы, насекомые; на третьем пребывают голодные духи (преты); на четвертом - асуры; на пятом живут люди; на шестом - боги-дэвы.

Средняя часть ступы представляет собой второй сосуд, или рупалоку, и ассоци-ируется с 11-ю относительными видами медитации (праджня-парамиты).

Верхняя часть ступы сотносится с третьим сосудом - арупалокой, состоящей из 4 уровней. Эти уровни отождествля-ются со сферой чистой мысли и характеризуются как космическое тело Будды (Ваджракая), где 28-й - тело радости, 30-й - Дхармакая, 31-й-самосуществующее тело (свабхавакая). Таким образом, в эзотерическом плане ступа символизирует Путь Освобождения, начинающийся от Земли (основание ступы) и проходящий через Тринадцать Небес бодхисаттв (тринадцать сегментов в форме ступеней) к "не имеющей формы, несозданной, трансцендентной по отношению к природе нирване за пределы Эфира (последнего элемента сансары) - туда, куда указывает пламя, сливающееся с пустотой (Шуньятой).

Существует скрытая аналогия между нечеловеческим образом Будды и вышеуказанной формой ступы - святыни, содержащей реликварий. Здесь ступа рассматривается как олицетворение мирового тела Татхагаты, его разнообразные уровни, или ярусы, квадратные внизу и более или менее сферические наверху, что символизирует многочисленные планы, или уровни существования. Та же самая иерархия отражена в меньшем масштабе и в человеческом образе Будды, чей торс подобен кубической части ступы, тогда как голова, увенчанная выступом ушнишы, соответствует куполу, завершенному пинаклем.

При этом ступа символизирует Дхармакаю или "мысль будд", в отличие от книг, символизирующих "слово будд", и икон, отображающих их тело. И первое время, когда не был еще разработан канон написания портрета Будды, его изображали в виде рисованной ступы.

По преданию, знаменитые гигантские ступы в Непале - Боднатх и Бодхгаон были построены еще во времена предшествующих будд, и каждый раз с приходом очередного будды они начинали подвергаться ремонту и сохранялись почитателями от разрушения временем. Эти ступы, согласно преданиям, древнее египетских пирамид в Гизе.

Потала. Дворец Далай-Ламы в Лхасе. Образец тибетского архитектурного искусства.

Дуган - тибетский храм.

Слово "дуган (‘duskhang)" означает "дом собраний". Так стали называться буддийские храмы в Тибете, которые располагались либо на территории крупных монастырей, либо украшали своей красотой окрестные скалы и долины. Они делятся на два основных вида: 1) дуган или дацан, то есть храмы-школы, устроенные для сборных духовных занятий и 2) "лхакхан", то есть храм, посвященный культу какого-либо божества-Идама.

К первому типу относится тибетский буддийский храм-школа, являющийся местом прославления и проповеди Учения (дхарма-аспадам-шримат). Он предназначается для проведения "собраний общины монахов" (tshog-chen ‘dus-khang, цогчен-дуган).

Вслед за соборным храмом - "цогчен-дуганом" следуют храмы-школы отдельных факультетов: цаннид-дуган (философия), агпа (тантра) или гь‘юд-дуган, дуйнхор-дуган (Калачакра), манпа-дуган (медицина) и другие. Эти храмы ничем существенным друг от друга не отличаются; они могут отличаться размерами и степенью богатства украшений. Только в храмах-школах отдельных факультетов встречаются изображения особых божеств и святых, тех, кому посвящены эти храмы. Так, в храме медицины - "манпа-дугане" или "акпа-дугане" встречаются преимущественно изображения божеств медицины (Будда Врачевания, Бхайшаджьягуру) или идамов тантрийских систем.

Ко второму типу относятся "Лха-кханы" (lha-khang)? или храмы, посвященные культу отдельных божеств. Они являются "жилищами богов". Лхакхан представляет цельное высокое здание и не имеет отдельных частей, как дуганы. Лхакханы также могут иметь надкрышные помещения с ганджирами. Наиболее популярными божествами, которым посвящаются лхакханы, являются: Майтрея, Будда будущего, Амитабха, Цзонхава, Манджугхоша Синханада, Тара, Амитаюс и другие.

Кроме этих двух, встречается особый тип храма: храмы-ступы или храмы-мандалы (например, Гумбум), в которых помещаются по особому плану все предметы культа.

Монастыри и дуганы строились и строятся обыкновенно на берегу реки, причем считается благоприятным, чтобы он стоял на южном склоне горы и на северном берегу реки. Место будущего монастыря определяется указаниями лам и астрологов (цийпа), которые вначале исследуют почву и топографию местности. В центральном месте строится соборный храм Цогчен-дуган, где собираются все монахи и посетители для совершения ежедневных служб. Храмы и жилища обыкновенно обращены лицом на юг. Искусство правильно расположить здание в согласии с природой и пропорциями ландшафта, или геомантия, было очень развито у тибетцев и называлось са-че (sa-dpyad, "приноравливание к земле").

Тибетские дуганы, как правило, четырехстенные, чуть суженные кверху, на плотном фундаменте, с плоской крышей, с окнами-бойницами, прикрытыми каменными навершиями, походили скорее на крепости-дзонги, нежели на храмы в обычном смысле этого слова. Без отопления, но с очагами и с множеством светильников, заправленных ячьим маслом на алтарях, они вырастали прямо из скал, являясь их продолжением.

Другие же располагались в не менее живописных местах, но ближе к населенным пунктам. Дуганы, принадлежащие монастырям, обнесены оградой, за которой начинался целый город монахов. Они "соперничали" между собой внешним видом и размерами, количеством искусно изваянных и написанных изображений и хранящихся в них древних манускриптов.

Храмы и жилища монахов строились в Тибете из сырого камня и в строго тибетском архитектурном стиле, напоминающем прямолинейностью, симметрией и врастанием в скалы египетские храмы. Дуганы красились в желтый, красный и белый цвета. При этом наиболее почетным считался желтый цвет. К их основным украшениям относились: золоченая кровля и надкрышные украшения в виде золоченых цилиндров - "ганджиров", с выгравированными на их поверхности мантрами шрифтом "ланчжа" или изображения птицы "гаруды", пожирающей змей; по обеим сторонам этих фигур могут стоять попарно изваяния победного знамени "дхваджа" (жалцан) и драгоценности - "чинтамани". Эти украшения могут состоять из одной, из двух первых фигур или рядом из трех или пяти фигур, в середине которых ставится одна из первых двух фигур.

Углы храмовых крыш украшались головами чудовищ "макара" или драконов, либо завершались иным орнаментом. Под ними вешались колокольчики, которые тихо позвякивали от малейшего дуновения ветра.

Стены храма украшались медными золочеными зеркалами-мелонгами, крес-тообразными фигурами двойных "ваджров (вишваваджра)". На лицевой стороне храма, на верхней части стены могла находиться пара золоченых монограмм, вроде известной калачакринской мантры, называемой "намчу вандан (rnam-bcu dbang-ldan, "Десять совершенных, обладающих мощью")", состоящей из ажурной вязи 10 букв санскритского алфавита "ланчжа".

Дуган тибетской архитектуры состоит из двух частей: из передней части, представляющей собственно дуган, или место собрания духовенства, и задней части - гонкана.

Передняя часть представляет собой большой зал с колоннами и рядами сидений для лам. Они устанавливаются вдоль всего храма. При этом средние центральные сиденья напротив престола тронного ламы считаются старшими, а самые крайние, вдоль боковых стен, самыми младшими. Старшие после настоятеля ламы сидят на двух центральных средних сидениях. У дверей храма, лицом на север, имеются сиденья главного храмового надзирателя и его помощников.

Крыша преддверного отделения портала всегда украшается тремя золочеными фигурами Колеса Учения —

Дуган имеет плоскую крышу, окон нет, но освещается особым приспособлением на крыше, так что свет падает сверху. На крыше дугана устроены круговые помещения вдоль стен, в виде ряда небольших комнат, имеющих наружные окна, которые снаружи храма кажутся окнами дугана. Вдоль надкрышных помещений образуется круговой открытый коридор вокруг светового приспособления, представляющего четырехугольное возвышение в середине крыши. Это приспособление также имеет свою крышу с золоченым цилиндром-ганджиром, и высота его одинакова с уровнем стен дугана, так что снаружи дуган имеет как бы плоскую крышу.

Крыша преддверного отделения портала всегда украшается тремя золочеными фигурами Колеса Учения — "чойнхор", с двумя антилопами "ридаг по мо" (самца и самки) по обеим его сторонам. Колесо означает Закон Будды, а антилопы означают живых существ обоего пола, которые должны внимать Святой Дхарме с чистотой невинных оленей.

Задняя часть дугана, или гонкан, далеко возвышается над крышей дугана, и крыша его также украшается золочеными ганджирами, состоящими из одной, трех или пяти фигур. Гонкон представляет специальное отделение для хранения, главным образом, изображений идамов и Дхармапал, и имеет входные двери внутри дугана, со стороны передней части храма.

Тибетские храмы имеют всегда богатую стенную роспись. Эта храмовая живопись - стенные росписи, а также изображения на свитках или "танка" - называется общим словом "поле благих заслуг" или "земля Будды" (punyakshetra, sod-nams shing-khams, "сонам шин-кхам").

Северная стена считается более священной, алтарной, частью храма. В середине этой стены находится алтарное изо-бражение в виде стенной живописи или статуи Будды Шакьямуни, или Цзонхавы. Затем по обеим сторонам алтарного изображения уделяются места изображениям наиболее почитаемых школой божеств и лам. На боковых стенах помещаются картинные изображения общебуддийских божеств и святых, причем порядок и объекты этих изображений строго не выдержаны.

Главный алтарь храма со статуей Будды Шакьямуни в цогчен-дугане, обозначает гору Сумеру буддийской мифологии. Его окружают драгоценные материальные предметы: скульптуры, миниатюрные ступы и мандалы; стенная и свитковая живопись - танка украшает священное ритуальное пространство вокруг него.

Также вдоль северной стены, обычно на северных углах храма, помещаются тома Ганжура и Данжура, других книг.

Эти книги могут составлять монастырскую библиотеку. Но обычно вся монастырская библиотека, если она обширна, помещается в особом храме "Бэндзод-лхакхан (dpe-mdzod lha-khang)"

или в какой-нибудь другой части главного храма. Впереди алтарного изображения соборного храма ставится тронный престол для ламы-настоятеля монастыря, кхенпо (mkhan-po).

На южной стене изображаются обыкновенно божества из категорий дхармапал или Охранителей. Кроме этого, с потолка храмов у колонн и балок вмешиваются в большом количестве священные изображения в виде отдельных картин, писанных на полотнах с роскошными шелковыми каймами.

В каждом случае собрание предметов культа должно носить полный, законченный характер. При этом предметы культа распределяются по основной их классификации, поскольку бытие Будды имеет три элемента - Тело, Речь и Ум.

Символами Тела служат священные изображения (танки, статуи и пр.), Речи - священные мантры, дхарани, книги. Символами Ума Будды являются священные памятники - ступы или чортены.

Как правило, в преддверии храма, кроме указанных персонажей и картин могут находиться и другие изображения. К ним могут относиться: "тумбэ-ши" - символическое изображение согласия, в виде четырех животных: слона, обезьяны, зайца и мыши; "кхан-лоб-чойсум" или аллегорическое изображение 1) Кхам-по-бодхисатвы Шантаракшиты, 2) Гуру (лобон)Падмасамбхавы и 3) Дхармараджи (Чой-жал) Тисрон-дебца-на-трех первона-чальных деятелей буддизма VIII-IX вв.

Эти лица переданы изображениями по порядку Трех Семейств: моря (Ваджрапани), лотоса (Авалокитешвары) и меча (Манджушри, воплощением которого считается царь Тисрон-дебцан). Наряду с этими изображениями могут быть разные картины мироздания "жигтен-шингод", виды божественных стран, сцены из жизни святых, аллегорические изображения психических состоянии при разных ступенях созерцания.


Rambler's Top100 ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека