Центр тибетской медицины 'Кунпен Делек Менкан' - Дарующий благо и полезный для всех
Будда медицины

Библиотека

Буддизм: история, каноны, культура

История философских школ

История философских школ (тиб. Думтха, санск. Сиддханта). Данный предмет, не представляя из себя отдельную науку или дисциплину, изучается дополнительно. Как предмет Сиддханта (тиб. думтха) у тибетцев относится к разновидности "чойчжунов" - "историй Дхармы, доктрины" и изучалась отдельно, на уровне факультатива, или включалась в программу изучения Мадхьямаки. Отдел Сиддханты также продолжал традиции буддийской Индии. В сочинениях этого предмета ставилась в первую очередь задача изложения и сравнительного исследования небуддийских и буддийских религиозно-философских систем, сложившихся в Индии, а затем со скрупулезностью перенесенных на тибетскую почву. Таким образом, сначала целью Сиддханты являлось описание индийского буддизма во всех его направлениях, а позже предмет пополнился материалами с описанием уже и тибетских форм буддизма.

Основной учебник по Сиддханте: Думтхай намшаг, учебник теории философских школ Индии (чужих, небуддийских, и своих, буддийских). В этом учебнике даются разборы философских систем: 1) небуддийских школ: локаятиков-материалистов; ньяиков и вайшешиков-реалистов, санкхья-рационалистов, ведантистов-идеалистов и др. и 2) буддийских школ: реалистов-вайбхашиков (тиб. чжемрава) и саутрантиков (тиб. додева), идеалистов: виджнянавадинов (тиб. намриг замду мрава или сэмцампа) и мадхьямиков (тиб. умапа).

Подобный порядок изложения выражает критическое отношение ко всяким системам философии и принятие в ко-нечном идеале буддийской философиитеории мадхьямиков-прасангиков.

Высшая теория дхарм (абхидхарма). У тибетцев четвертый предмет абхидхарма (Дзод), синтетическая философия, по своему содержанию представляет всю систему буддизма, построенную по схеме известного буддийского учения о Четырех Истинах. Разработку системы учения Абхидармы дали великие индийские учителя Арьясанга (тиб. Пакпа Тогмэт), Васубандху (тиб. Игнен) и др. Дзод изучается в цаннит-дацане по системе учителя Васубанду (V в.).

Основные учебники по абхидхарме: "Чойонпо дзодгьи циглэур чжэба" (санск. Абхидармакоша-карика), сочинение индийского учителя Васубандху (VB.), тиб. Игнен.

Учебники-комментарии по абхидхарме:

Чойонпа кхогьи тачжод, учебник аналитического исследования основного учебника"Чойонпо дзодгьи циглэур чжэба" (Абхидармакоша).

Наука об укрощении аффектов-клеш (тиб. Дул-ва, санск. Виная). У тибетцев пятый и последний предмет Виная представляет систему этики монашества в научной разработке учителя Гунапрабхи (тиб. Иондан-Од, VI в.). Основная идея этого предмета - указать человеку те нравственные воздержания и условия жизни, при которых человек становится свободным и способным осуществить в себе истинный смысл жизни - Нирвану. Воздержания от прелюбодеяния, воровства, убийства, лжи, пьянства и т. д. подразумевают уничтожение дурных влечений, инстинктов, из-за которых человек не может достигать высших состояний. Эти нравственные обязательства и воздержания могут быть с успехом исполнены только в условии общинной монастырской жизни монахов. Все эти требования монашеской жизни должны быть воплощены в принятии обетов трех монашеских степеней (рабжун, гецул и гелонг-бхикшу) с соответствующими обрядами посвящения.

Основные учебники по Винае: "Дулвий до" (санск. Виная-сутра), сочинение индийского учителя Гунапрабхи (VI в.), тиб. Иондан-Од.

Учебники-комментарии по Винае: "Дул-вий та-чжод, учебник аналитического исследования основного учебника "Виная-сутры".

Каждый из этих пяти предметов Цаннида имеет, кроме указанных учебников, весьма богатую литературу как индийских, так и тибетских авторов. Учащиеся Цаннид-дацана обязаны, кроме программных учебников, ознакомиться со всеми важнейшими литературными источниками изучаемого предмета.

Факультет Степеней Пути (Ламрим-дацан). Этот дацан встречается довольно редко, и в нем проходится специальный предмет, так называемый "Ламрим". Слово "Ламрим" значит "последовательные ступени пути". Как известно, буддизм состоит из множества систем и направлений, имеющих свою литературу. В довольно раннюю эпоху явилась потребность в обобщении этих разрозненных систем в одну всеохватывающую систему. Ламрим и представляет такую общую систему буддизма в форме учения о пути достижения состояния Будды. Система Ламрима впервые в определенно ясной форме была разработана трудами знаменитого Атиши (XI в.), Цзонхавы и других. Система Ламрима разделяет людей с точки зрения восприятия буддизма на три категории:

1) малых способностей, 2) средних способностей, 3) высших способностей.

Книги-потхи традиционного формата.

К лицам первой категории относятся люди наивно-реалистического миропонимания, не задающие себе вопросов о смысле жизни и безотчетно отдавшиеся интересам мирской плотской жизни. Для таких лиц требуется учение о смертности, невечности жизни и т.п., что могло бы оказать на человека этой категории отрезвляющее действие.

Люди второй категории - это лица, пришедшие к осознанию того, что жизнь есть страдание и что необходимо личное спасение. К таким лицам применимо учение о Четырех Истинах и сущности сансары и Нирваны.

Люди с высшими способностями достигли решимости жертвовать собою для блага других. Для таких лиц предлагается учение о шести парамитах и о четырех деяниях для просветления других. Изучение Ламрима продолжается 3-4 года, и поступают в Ламрим-дацан исключительно окончившие курс Цаннид-дацана для систематизации своих знаний.

В Ламрим-дацане основным руководством считается знаменитое сочинение Цзонхавы "Большой Ламрим" - "Ламрим ченмо". Срок пребывания в Ламрим-дацане после окончания курса не ограничен, и дацан не имеет никаких ученых званий.



Rambler's Top100 ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека