Центр тибетской медицины 'Кунпен Делек Менкан' - Дарующий благо и полезный для всех
Будда медицины

Библиотека

Буддизм: история, каноны, культура

Срединное учение

Срединное учение (тиб. У-ма, санск. Мадхьямака). У тибетцев предмет Мадхьямака представляет воззрение созданное учителем Нагарджуной (в I в. н. э.) и его последователями - Буддапалитой (VI в.), Чандракирти (VII в.) и др. Истинную сущность вещей (дхарм), по их учению надо понимать в смысле абсолютной относительности всего бытия, не исключая существа Будды. Эта относительная сущность бытия выражается словами: "недействительность", "относительность", "отсутствие бытия", "отсутствие "я", "пустота (шуньята)", "срединность" и т.д. Последнее слово, которым обозначен настоящий предмет, имеет смысл срединности между абсолютным бытием и абсолютным небытием, между сансарой и Нирваной.

Храм Мижэд Жанрайсэг. Монголия. Улан-Батор.

Последователи учителя Нагарджуны впоследствии разделились на две главных школы: сватантриков, во главе с учителями Бхавья (VI в.), Шантиракшитой (VIII в.) и др., и прасангиков, во главе с учителями Буддапалитой (VI в.) и Чандракирти (VII в.). Сватантрики (тиб. ранг-гьюдпа) - это субъективисты, поскольку они последователи субъективного способа доказательств истины на основе тезисов собственной теории. Прасангики (тиб. тан-гьюрпа) - это объективисты, или антиномисты, то есть последователи объективного, антиномического способа доказательств истины на основе тезисов противника. Такой способ доказательства имеет целью привести тезисы противника к абсурду и неизбежному признанию искомого воззрения.

Мадхьямака, по учению Гелукпы, считается идеалом философии буддизма и самым важным предметом на факультете Цаннид.

Основные учебники по Мадхьямике: "Умала Жугпа" (санск. Мадьямакааватара), сочинение индийского учителя Чандракирти (VII в.), тиб. Дава-Дагпа.

Учебники-комментарии по Мадхьямике:

1. Умий талдог, краткий учебник по срединности, дающий точное определение основных тезисов этой теории путем опровержения противных мнений.

2. Да-нэй намчжедгьи тачжод, учебник анализа учения об условном и безусловном смысле слова Будды. Слова и проповеди, произнесенные Буддой, разделяются на две категории: на слова условного смысла и на слова безусловного смысла. Будда учит об одном и том же вопросе различно, сообразно развитию и разнообразию уклада своих слушателей. Подобный род проповедей Будды называется словом условного смысла. Но Будда может преподавать учение высокоразвитым слушателям - словами и выражениями положительного безусловного смысла, не требующими никаких переиначиваний, перетолкований смысла.

Согласно этому священная литература - "Слово Будды" - делится на две указанные категории. Такое деление "Слова Будды" относится лишь к вопросам о сущности бытия. Учение о действительном смысле "Слова Будды" впервые разработано Цзонхавой в его знаменитом сочинении "Даэй лэкшад нингпо", излагающем сущность философии буддизма. В этом сочинении Цзонхава разрешает вопрос об обнаружении слова безусловного смысла - идеала философии буддизма - в пользу теории учителя Нагарджуны (тиб. Лу-дуб); считается, что лишь теория этого учителя о "срединности" выражает идеал философии и буддизма.

3. У-мий та-чжод, учебник критического исследования основного учебника "Умала жугпа".


Rambler's Top100 ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека