Центр тибетской медицины 'Кунпен Делек Менкан' - Дарующий благо и полезный для всех
Будда медицины

Библиотека

Буддизм: история, каноны, культура

Внутренняя Наука

Внутренняя Наука (Адхьятмавидья, тиб. Нанриг). Как уже говорилось, сюда входит вся Дхарма Будды. Она делится на два раздела: махаянские дисциплины (свалакшана, цаннид) и тантра (аг-па). Эти два направления также называются сутра и тантра. Система философии буддизма изучается на факультетах Свалакшаны(тиб. цаннид-дацанах), а система метафизики буддизма ваджраяны изучается на факультетах тантры (тиб. агпа-дацанах).

Отделение Свалакшаны (Цаннид). Отделение Свалакшаны (цаннид), имеющее название Чой-ра, представляет школу изучения религии и философии буддизма. При изложении программ его факультетов сейчас мы будем придерживаться наиболее распространенной из существующих ныне учебных программ, а именно факультета Гоман, монастыря Брайбун.

Монастырь в тибетском архитектурном стиле.

Учебная программа Цаннида состоит из пяти отделов:

1. Логика и гносеология (тиб. Цадма, санск. Прамана);

2. Теория Пробуждения, то есть до-стижения состояния Будды (тиб. Парчин, санск. Парамита);

3. Теория срединности, учение о пус-тоте-относительности бытия (тиб. У-ма, санск. Мадхьямика);

4. Атомистика-синтетическая философия буддизма (тиб. Дзод, санск. абхидхарма);

5. Этика монашества (тиб. Дул-ва, санск. Виная).

Каждый из этих пяти предметов имеет основной учебник и комментарий к нему (дза-па и дел-ва).

Логика (тиб. Цад-ма, санск. Хетувидья или Прамана). Логика является Второй Великой наукой, но в Тибете самостоятельно не изучается и, будучи составной частью Внутренней Науки (Первой), входит в первый отдел Цаннида.

Существует большое количество текстов по логике, написаных индийскими и тибетскими учеными. К основным тибетским комментариям к основным текстам по логике относятся работы Гьялцаба Дже, Ронгтона, Го Рабджампы и Мипхама Намгьяла.

Буддийская гносеология, созданная индийскими философами Дигнагой (VI в.) и Дармакирти (VII в.), также входит в этот предмет и представляет собой основу философии буддизма, в корне отрицающей наивный реализм и утверждающей, что все дхармы не имеют независимого объективного существования и представляют лишь проявление нашего сознания.

Теория познания буддистов, прамана, состоит из двух связанных учений: о восприятии и об умозаключении. Восприятие имеет четыре вида: ощущение, чувствование, самовосприятие и интуиция. Ощущение, чувствование и интуиция имеют общее название - объективное восприятие, в противоположность субъективному, третьему виду восприятия.

Название "объективное восприятие" обозначает, что восприятия этого вида имеют дело с внешними объектами, отличными от них самих, тогда как субъективное восприятие, или самовосприятие, рассматривает не внешние объекты, а остальные виды восприятия. Всякое восприятие и познание становятся таковыми только через самовосприятие.

Поэтому субъективное восприятие является первоисточником нашей познавательной способности. Оно никогда не становится объектом для других видов восприятия и всегда остается субъектом.

Восприятие есть момент ясного достоверного сознания ощущения, чувствования, интуиции, и этот именно момент считается достоверным знанием - цадма (санск. прамана). Как только оканчивается этот момент, возникают следующие, которые уже не являются достоверным источником познания, а являются просто впечатлениями, ассоциациями, представлениями, воспоминаниями и т.д.

Умозаключение имеет два вида: 1) умозаключение для себя, или рефлективное умозаключение, и 2) умозаключение для других, или словесное умозаключение (приблизительно соответствующее учению о силлогизмах).

Первый вид умозаключения представляет чисто внутренний, рефлективный процесс мышления. Например, человек видит дым из-за горы и внутренне умозаключает, что там есть огонь. Второй вид умозаключения, связанный с необходимостью проповеди, представляет словесное выражение первого и имеет множество подвидов. Умозаключение есть момент познания и в этом только моменте считается достоверным источником познания - логикой.

Восприятием достигается познание единичности, реальности объекта, а умозаключением - познание общности объекта, или понятие о нем. Восприятие и умозаключение, по существу, имеют генетическую связь, без которой нельзя их представить.

Основные учебники по логике: "Цадма намдэл" (санск. Праманавартика), со-чинение индийского учителя Дхармаркирти, (VII в.), по тиб. Чойжи-Дакба.

Учебники-комментарии по логике:

1. Дуй-ра, практический учебник гносеологии для младших, средних и старших возрастов.

2. Даг-риг, краткий учебник логики.

3. Ло-риг, учебник гносеологии.

4. Нам-дэл та-чжод, учебник по логике, дополнительный к "Цадма Намдэл (Прамана-вартика)".


Rambler's Top100 ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека