Центр тибетской медицины 'Кунпен Делек Менкан' - Дарующий благо и полезный для всех
Будда медицины

Библиотека

Буддизм: история, каноны, культура

РАЗВИТИЕ БУДДИЙСКИХ НАУК В ТИБЕТЕ. Цели, задачи и средства образования в Тибете.

Слово "образование" указывает на некий творческий процесс создания или, если следовать древним учениям, воссоздания личности, преодоление невежества. В тибетском языке слово, наиболее соответствующее нашему "образованию", - это sLob-gSo, где последний слог означает "лечить", "восстанавливать", а первый имеет значения: учиться, учить, учение и ученик. Все вместе, таким образом, можно перевести как "восстановление [через] научение". Здесь же предполагается и главный субъект этого процесса - учитель.

В современном понимании образование - это процесс усвоения определенных знаний или сами знания. В подавляющем большинстве случаев все знания, предоставляемые современному человеку современной же системой образования, носят чисто служебный, утилитарный характер. Эти сведения часто разрознены. К примеру, современная медицина, обладая казалось бы уникальными сведениями о природе вещества и тканей, состоящих из него, тем не менее, до сих пор не обладает цельным знанием о человеке. Более того, разрозненные сведения о человеческом организме распределены по отдельным медицинским разделам, которыми занимаются отдельные специалисты: уха, горла, носа, акушеры-гинекологи, пульмонологи, кардиологи и др. По мере развития (а на самом деле, дальнейшей центробежной дифференциации) этой науки число специалистов неуклонно растет и будет расти, что в принципе не позволяет и не позволит воссоздать целостную систему знаний о человеке.

Гуру Падмасамбхава, проявляющий радужный свет. Танка. Тибет.

И, наоборот, многие древние цивилизации культивировали совершенно иной тип познания, направленный на выработку целостного мировоззрения. Целостное же мировоззрение зиждется на неких фундаментальных истинах, пронизывающих все мироздание в целом и, при соответствующем настрое или, если угодно, эксперименте, находимых повсюду.

В Тибете с самого начала не было сильного разделения между светским и духовным образованием. Учение буддизма было и остается целостной системой. Так, все его дисциплины, подразделяясь на 10 наук, не изучались по отдельности и в отрыве друг от друга и предполагают условную специализацию лишь после окончания полного обучения.

По каждой из этих наук имеется огромное количество трактатов, что все вместе и составляет Священное Писание, разделенное на канон и критические сочинения. Помимо этого огромного свода (более 300 томов), существует и еще одна традиция, не имеющая аналога в мире, - это gTer-ma, "клады". Послания деятелей прошлого, оставленные в природе, в параллельных мирах и даже в сознаниях будущих людей. Из всего этого наследия на европейские языки переведено очень незначительное количество материала, а переведенное практически не осмыслено.

Образование было искусством, для этого процесса искусные мастера, которые в Индии назывались гуру, "тот, от кого Свет", а в Тибете "лоб-бон", мастер обучения-образования.

Поэтому центральной фигурой обучения был мастер, которого необходимо было найти даже в стенах учебного заведения, поскольку можно было проучиться годы и не стать учеником. Бывали случаи, когда подобные ученики сами становились маститыми учителями, а встреча с мастером-гуру и "настоящее обучение" запаздывали. Это, конечно, касалось прежде всего завершающих эзотерических ступеней обучения. По сути, обучение или становление проходило всю жизнь. Была формальная сторона этого дела, внешняя, связанная с атрибутами школы. Внутренняя же, мистическая, была недоступна для постороннего взгляда: считалось неприличным афишировать свои достижения и познания.

Примеры такого образования зафиксированы как в ранних тибетских сочинениях, так и в более поздних. Согласно жизнеописанию Марпы-лоцзавы (переводчика) , одного из основателей линии Кагью (XII в.) он был настоящим феодалом: огромное хозяйство, восемь жен и куча детей. И на фоне как бы мирских дел проходило обучение и образование каждого члена этой большой семьи, где живым примером, отцом и, одновременно, учителем-гуру был он сам, Марпа. Последний пример он преподал на смертном одре, когда все родственники собрались вокруг него: "Дети мои", - сказал Марпа, - "Перенос сознания Cpho-ba) следует делать так!" - он остался сидеть, а из его головы вышел большой радужный шар и ушел в небо, откуда посыпались цветы. Великий тибетский врач Ютогпа (IX в.), в 150-летнем возрасте, в завершение своей проявленной жизни, вознесся на небо перед толпой родственников, знакомых, жителей всего города. Жена его Дордже Цомо взирала на него снизу. "Дордже Цомо, что же ты? Иди ко мне!" - крикнул он, и она поднялась и исчезла на глазах изумленных людей у него в груди. Особенно много таких подвигов в жизнеописании Падмасамбхавы, который на протяжении своих полутора тысяч лет жизни без устали применял свои сверхспособности для устранения и подавления окружающего зла. Это был путь Героя, Виры. Через образование люди из народа могли войти в сословия воинов и жрецов. К бедности и богатству относились философски, богатые ученики платили за бедных, если те были способными.

Для древнего периода характерна большая закрытость образования. В одном клане могли не знать, чему (какому пути) обучают в соседнем. Существовало своего рода тайное добывание сведений в области Знания, поскольку оно считалось высшей ценностью. Как выиграть войну, как привлечь успех, богатство (в традиционной формуле: mi-norzas - "люди-драгоценности-продукты"), жизнь, энергию, как повлиять на царя людей, на царя нагов, как вылечить от тяжелой болезни, как откупиться от болезнетворных демонов, воскресить покойника (было и такое!), убить или устранить незаметно врага, как сделать важный прогноз, рассчитать длительность какого-либо мероприятия или дела, брака, договора, помочь себе, помочь народу, помочь всем, помочь стать святым, остаться с людьми, прожив 500 или более лет или уйти в Чистое Бытие вместе с телом, - все это могла осуществлять буддийская Дхарма.

Согласно устной традиции, именно буддийский йогин-маг Сараха в III в. до н. э. остановил войска Александра Македонского, и тому пришлось в смятении повернуть от Индии. Каждый выбирал для себя ту ношу, которая была ему по силам и пониманию

С приходом буддизма в Тибете стали строиться монастыри-вихары, по примеру индийских, которые в конце древнего периода (XIV в.) превратились в опорные пункты посвященных и духовенства, где те жили достаточно замкнуто. Позже, особенно после приезда в Тибет индийского проповедника Атиши, монастыри превращаются в университеты, центры знания.

Не только отдельный клан, но и каждая семья старались определить одного из детей на постоянное жительство в монастырь. Проводилась прямая зависимость между успехом семьи и образованием

Для подтверждения усвоенности знаний в древности не существовало особых ученых или воинских степеней, все мастерство проявлялось в диспуте, в магии или в бою. С развитием же монастырей-университетов, где стало проживать по несколько сотен или тысяч монахов, потребовалась система рангов, субординирующая эту массу людей. Так, человек, поступив в монастырь в 5-6 лет, к 20 годам уже получал докторскую степень "renie"(dGe-shes) степень или профессора - "рабджампа" (rab‘Jams-pa). После формального двадцатилетнего обучения, многие уходили в горы или отправлялись путешествовать, чтобы на практике применить свои знания. В некоторые периоды и во многих школах это было нормой.

В Тибете, в отличие от Китая, образование начиналось с развития ума, затем шла тренировка энергии, и лишь потом оно заканчивалось развитием тела. Стать пробужденным можно было двумя путями: постепенно и долго, шаг за шагом (lam-rim) накапливая заслуги и мудрость, и относительно быстро, посредством прорыва развитой Праджни. Все зависело от понимания, способности, удачи и интерпретации учителем Дхармы. Для развития понимания применялись различного рода ритуалы. Естественно, постепенным путем шло подавляющее большинство адептов.

Для тибетской системы образования было характерно еще одно явление. Это институт "тулку", что означает "перерожденец" или "воплощение (нирманакая)". Официально первой школой, которая стала применять его на высшем уровне, была Кармапа, а позже перерожденцев стали отыскивать везде.

Суть заключалась в том, что ушедший из жизни великий ученый или йогин вновь отыскивался в лице какого-нибудь недавно родившегося ребенка: его тут же находили посредством сложных расчетов, забирали в монастырь, настоятелем которого он, например, был, подвергали проверке на идентификацию с покойным предшественником и после положительных результатов закрепляли за ним лучших учителей. Совершенный индивид не должен был напрасно тратить свою очередную драгоценную жизнь. То есть, если человек хотя бы раз пробивался к выс-шим состояниям сознания, то дальнейшее его совершенствование брало на себя общество, соответствующим образом организованное.

Монастырь в смешанном стиле, в котором соединились китайские, тибетские и монгольские архитектурные элементы.

Для отыскания перерожденцев Далай-лам и высших иерархов применялись ас-трологические расчеты, предсмертные завещания покойного (некоторые прямо заявляли, где они родятся), поведение кандидата на опознании и мнение оракулов; простые же люди, для обнаружения умершего родственника, обращались к астрологам и прорицателям.

Ричард Гир, известный киноактер, изучающий цивилизацию Тибета, подсчитал, что в общей сложности тибетцы тратили на образование, на поддержание именно такой системы образования, около 87% национального дохода. Похоже, что это беспрецедентное явление.

В практике воспитания применялись методики как обычного характера, опиравшиеся на возможности органов чувств, так и необычного свойства, апеллировавшие к внутренне присущим че-ловеку мистическим способностям, которые культивировались и развивались.

Вообще же, к средствам проникновения в скрытое Знание, относились такие воз-можности как:

1) опора на священное писание (канон), вообще на любой текст, связанный с процессом чтения или слушания,

2) опора на Праджню ("то, что впереди ума", "пред-знание"),

3) опора на созерцание (дхьяна, "путь ума"),

4) опора на вещий Сон и практику сна (rmi-lam, когда во сне практикующий мог встречаться с учителями и обучаться),

5) опора на присущую (имманентную) логику самого Учения (rten-‘brel),

6) опора на Терма (gTer-ma, клады, "послания из прошлого в будущее"),

7) опора на Откровение (Дакини),

8) опора на прямое видение (pratyaksha, "непосредственное восприятие"),

9) опора на Пробуждение (бодхичитта),

10) опора на умозаключение (понимание через логику),

11) опора на действие (через ритуал, cho-ga, "путь к пониманию"),

12) опора на спонтанное понимание (spros-med, не-аналитический ум). Последний метод в некоторых школах считается наивысшим.

Буддийские науки, сформировавшиеся в Индии, в Тибете получили новое развитие и свои особенности, что было обусловлено местными традициями и условиями. На фоне традиционного образования государство в лице первых императоров-буддистов, а затем и глав крупнейших школ организовало новую, по примеру индийской, систему монашеского, монастырского буддийского образования. По сути, в Тибет была перенесена вся индийская система.

Начиная с первого буддийского монастыря Самье, каждая школа со временем начала строить монастыри-университеты, где буддийские науки изучались по своим программам. Часто программы отличались одна от другой в зависимости от школы. В основном, каждый относительно крупный монастырь обзаводился своей собственной библиотекой и необходимыми учителями.

После образования новых школ и особенно Гелукпы система была окончательно создана, и по ее образцу в других школах также составлялись программы, близкие к официальным. При этом многие дисциплины, такие как тантра, медицина, астрология представляли собой довольно закрытые для непосвященных места, даже внутри отдельного монастыря.

На примере монастырской системы образования школы Гелукпа ниже будет показано распределение наук-дисциплин и программ по монастырям и факультетам (дацанам).


Rambler's Top100 ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека