Центр тибетской медицины 'Кунпен Делек Менкан' - Дарующий благо и полезный для всех
Будда медицины

Библиотека

Буддизм: история, каноны, культура

Часть 5. Развитие и распространение буддийских наук в Индии и Тибете. Пять больших наук в Индии.

Буддизм: история, каноны, культура. Часть пятая.

В целях систематизации все канонические слова Будды, составляющие Писание, а также сочинения его учеников и комментаторов Писания по всем разделам Дхармы, в том числе и по имеющим прикладное значение, индийскими буддистами (последователями махаяны и тантры) были распределены на так называемые десять наук, или отраслей знания. В свою очередь, эти науки подразделялись на Пять Больших и Пять Малых наук.

Это основополагающие науки, к которым вначале принадлежали лишь первые четыре (искусство, грамматика, медицина и логика), но после сформирования буддийского канона к большим наукам прибавили и так называемую "внутреннюю" науку или свод буддийских дисциплин (махаяна и тантра).

Ваджраварахи. Подготовительный рисунок.

ПЯТЬ БОЛЬШИХ НАУК В ИНДИИ

Искусство (шилпа-видья)

Это наука, называемая еще технологией, поскольку она связана с художественным творчеством, подразумевающим деяния руками. Трактаты по искусству - это те, которые учат пропорциям изображений (икон, танок), искусству ваяния, зодчества и т.д. Среди них есть также сочинения, принадлежащие Внутренней науке. Первым трактатом на эту тему было сочинение Арья Шарипутры.

 

Грамматика (шабда-видья)

Это наука о звуках и лишь потом грамматика. Она объясняет разряд имен (нама-кайя), фраз (пада-кайя) и букв (вьяньджана-кайя). Из внешних трактатов (брахманских) известна одна история о происхождении этой науки, и хотя, как это часто бывает, брахманские сказания только затемняют смысл (о чем говорил еще Будда), тем не менее небезынтересно привести ее.

"Пребывая на небесах, всеведущий бог по имени Джнянадева сочинил большую сутру по грамматике. Она была широко распространена среди богов, но никогда не была известна среди людей.

И она исчезла. Позднее Шатакрату (т.е. Индра) сочинил грамматику, называемую "Индравьякарана" и научил ей Риши Брихаспати, наказав ему научить ей других богов. Риши Брихаспати известен как гуру богов и как грамматик. Когда он возгордился, Индра наполнил сосуд водой из океана, взял из нее одну каплю кончиком травы куша и сказал: "Грамматика - как вода в океане. Я знаю столько, сколько воды в этом сосуде, а ты знаешь не больше, чем каплю на конце травинки куша". Брихаспати понял и перестал учить. Затем Индра сказал: "Учи тому, что ты знаешь!" Он ответил: "В благоприятные дни я не буду учить, в другие дни буду". Таким образом, он определил четыре благоприятных дня:

"Восьмой день разрушительно действует на учителя; четырнадцатый день разрушительно действует на ученика. Безлунные разрушительно действуют на науку (грамматику); первый день разрушительно действует на все".

Это значит, что следует остерегаться четырех благоприятных дней, которые разрушают, в возрастающей и убывающей фазе луны. До настоящего времени грамматиками принято соблюдать это (8 таких дней: первый день после полнолуния, восьмой, четырнадцатый и безлунный день в убывающей фазе; первый день молодого месяца, восьмой, четырнадцатый и день полнолуния в возрастающей фазе)".

В последующие времена в Индии появился человек из брахманов по имени Панини. Однажды он показал линии своей руки хироманту и спросил, будет ли он способен понять грамматику. Тот ответил, что нет. Позже он стал выспрашивать у него, о линиях на руке, благоприятствующих занятиям грамматикой. Тот взял острый нож и вырезал их, однако и после этого он не добился успеха.

Далее версии расходятся. "Внешние" школы утверждают, что он вызвал великого бога Махешвару (Шиву) и попросил у него магической силы (сиддхи) для искусства грамматики. Махешвара сказал: "А, И, У", и мгновенно Панини стал искушенным в грамматике.

"Внутренние (буддийские) школы утверждают, что Панини вызвал Арья-Авалокитешвару и стал искушенным мгновенно после посвящения от бодхисаттвы. Это согласуется и с предсказанием в источнике разных секретов - "Манджушримула-тантре" про "грамматика" Панини, написавшего "Панинийя-вьяка-рана" в 2000 шлок. К этому сочинению было написано позже много комментариев, но все эти произведения принадлежат к Внешней науке.

Ушнишавиджая. Подготовительный рисунок.

Медицина (чикитсавидья)

Чикитта, или буддийская Аюрведа, - это Наука о врачевании тела и ума. Первые медицинские сведения, согласно "внешним" школам, хранились в Стране Небожителей (Дэвалоке), ими владели боги-дэвы Брахма, Ашвины, Индра и др. Первым пациентом среди богов был Вишну после поражения им асуры Раху, а в мире людей первым пациентом стал человек с несварением, которому помог Брахма, предложив кипяченой воды. Так из мира богов медицина под названием "Божественная система Брахмы" перешла в мир людей, где ее хранителями стали риши (полубоги-полулюди), а затем царь Варанаси.

Внутренние же (буддисты) передают, что медицинские знания пошли от пришедшего в глубокой древности Будды Врачевания (Канакамуни), предсказавшем появление в будущем Будды Шакьямуни, который будет проповедовать медицину.

Согласно Писанию, Будда Шакьямуни произнес сутру о пользе врачевании, я на основе чего ученики составили труд "Вимала готра", а потом Он четыре года провел в городе Сударшане, в стране Уддияне, где преобразился в Будду Врачевания - Бхайшаджьягуру. Во время проповеди его окружали четыре категории слушателей:

1) боги: Праджапати, Ашвины, Индра, богиня Амрита и др.;

2) риши: Атрея, Агнивеша, Немидхара и др.;

3) "внешние": Брахма, Шива и Вишну, и другие тиртики (брахманы и пр.);

4) внутренние: Манджушри, Авалокитешвара, Ваджрапани, Ананда, Кумарадживака и др.

Ввиду того, что никто из слушателей не мог задать правильных наводящих вопросов (а без них Будда не говорит), Бхайшаджьягуру (будучи сам Телом) эманировал из сердца - риши Видьяджняну (Воплощение Ума), а из языка - Маносиджи (Воплощение Речи), которые и стали задавать друг другу вопросы и отвечать на них.

Согласно другой версии - под риши скрываются Пять Татхагат: в Сударшане, из горла Бхайшаджьягуру первым эманировал Амитабха, который и попросил дать наставления по Науке Врачевания. Будда Бхайшаджьягуру согласился и эманировал из сердца Акшобхью, из макушки - Вайрочану, из пупка - Ратнасамбхаву, а из тайного места - Амогхасиддхи. Все четыре Дхьяни-Будды проповедовали Четыре медицинские тантры, однако же в действительности сам Будда Бхайшаджьягуру в лице глав четырех семейств раскрыл эти учения. Следует помнить, что согласно буддийским тантрам, вопрошающий и отвечающий в подобной манифестации - это одно и то же лицо.

Акшобхья учил коренной тантре, Вайрочана - объяснительной тантре, Ратнасамбхава - тантре устных наставлений, а Амогхасиддхи - дополнительной тантре. Амитабха, сущность различающей му-дрости просил о даровании каждого их этих разделов. Так диалог "риши" или Пяти Татхагат между собой породил то, что известно как Четыре медицинские тантры, более точно "Сердце Амриты или четыре тантры сокровенных наставлений [относительно] Восьми [главных] разделов (частей) медицины (Амрита Аштанга Гухьопадеша Чатур тантра)".

Однако в момент, когда Учитель таким образом произносил слово, каждая из четырех свит понимала его по своему. В итоге родились четыре медицинские традиции: 1) традиция богов "Сосуд лечения", 2) традиция риши "Восемь разделов Чараки (Чарака Самхита)", 3) Традиция внешних "Тантра Черного Шивы" и 4) традиция внутренних (буддистов), "Свод (медицины) Трех Семейств (Генезисов)".

Трудно что-либо сказать о судьбе последней традиции, но среди буддистов получили распространение именно четыре медицинские тантры, которые личный врач Будды записал, по преданию,  лазуритовыми чернилами на золотых пластинах. Так буддийская Аюрведа стала распространяться по Индии. Текст четырех тантр со временем прошел через Нагарджуну, который написал медицинский трактат "Иога-джатака". От ученика Нагарджуны Арьядэвы (I-II вв.) и других произведение четырех тантр дошло до индийского (кашмирского) пандита Чандрананду (VIII в. н. э.), который написал на него комментарий. Он же передал трактат учителю Вайрочане.

По содержанию четыре медицинские тантры делятся на Восемь частей, или членов медицинской науки. К ним относятся Разделы о лечении взрослого тела (кайя), болезни детей (бала), болезни от вселения демонов (граха), болезни верхней части тела (урдхванга), болезни от ран, нанесенных острыми предметами (шалья) и зубами (данштра), болезни от старости (джара) и нарушения потенции (вриша). Эти Восемь частей, в свою очередь, делятся на 11 мест, 15 разделов и Четыре сутры.

Источником медицинских знаний является и тантра Калачакры. Во внутреннем разделе Калачакры объясняется, что человеческая жизнь начинается, когда семя от родителей получает искру сознания и берет питательную энергию от материнской пищи, которая содержит в себе пять элементов. Тантра объясняет, что эмбрион проходит через три фазы, где он последовательно походит на рыбу, черепаху и свинью; а также то, что человеческое тело проходит через три стадии - зарождения, становления и угасания.

По утверждению Калачакра-тантры, поскольку человеческое тело составлено из Пяти Элементов и подпитывается содержащимися в себе элементами, то и болезни являются выражением дисбаланса среди этих элементов, и лекарство должно быть составлено из соответствующих компонентов. Между тантрами внутренней Калачакры и Четырьмя медицинскими тантрами можно найти много общего, в том числе и конкретно, относительно выбора лекарственных средств, которые могут включать в себя медицинские или йогические практики, ведение правильного образа жизни или исполнение пуджи.

Следует знать, что ссылки на Астрологию содержатся и в других текстах будийской Дхармы, таких хорошо известных, как "Океан пространства Чакрасамвары" и "Четыре Ваджрных Истины". Когда некоторые люди впервые видят текст Калачакра-тантры, то они думают, что это медицинские тексты, что указывает на тесную связь этих двух наук между собой.

Листы - страницы традиционной тибетской книги.

Логика (хету-видья или прамана)

В эту науку входили логика и гносеология. Буддийская логика начинается с теории ощущения, как наиболее несомненного свидетельства существования внешнего мира. Затем она переходит к теории координации между внешним миром и его репрезентацией, как последняя конструируется нашим разумом в образах и понятиях. После этого следует теория суждения, вывода и силлогизма, и, наконец, система охватывает всю сферу человеческого познания, начиная с элементарного ощущения и кончая сложным аппаратом публичного диспута. Согласно буддизму, реальность является динамичной, а не статичной, но, с другой стороны, реальность представляется в логике как нечто, стабилизированное в понятиях и именах. Конечная цель буддийской логики - объяснение отношения между динамичной реальностью и статичными конструкциями мысли.

Среди трактатов по логике находятся шастры "тарка", принадлежащие к Внешней Науке (т.е. не буддийской) и принадлежащие к Внутренней Науке (т.е. буддийской). Первые - это учения внешних, например, трактат-тарка, написанный Риши Гаутамой и трактаты-тарка, разъясняющие 8 значений слов, написанные брахманом Акшападой.

К последним относится, например, "группа семи сочиненний" вместе с сутрами. Это "Прамана-Самуччая-сутра" в шести главах, написанная Шри Дигнагой. Семь трактатов по логике Дхармакирти - это первые комментарии на эту работу. Три главных трактата сравнимы с туловищем (т.е. главной частью тела). Подробный трактат - это "Праманта-вартика", средний - "Прамана-винишчайя", сокращенный - "Ньяя-бинду". Первый имеет четыре главы, второй - три, третий не разделен на главы. Остальные четыре трактата сравниваются с конечностями - "Хетубинду", "Ваданьяя", "Самбандха-парикша" и "Сантанантара-сидцхи".

Гаруда. Танка.

Внутренняя наука (адхьятма-видья)

Данная наука называется так потому, что, в отличие от вышеуказанных наук, она более специфична и предназначена для "внутренних" (в отличие от внешних - брахманов и др.) последователей, то есть исключительно буддистов (для внутреннего пользования). Иными словами, сюда входит вся Дхарма Будды. Она делится на два раздела: махаянские дисциплины (Свалакшана) и тантра.

Свалакшана

Так называется раздел, куда входят практически все, кроме тантры, буддийские дисциплины, поскольку все они отличаются особыми, одним им присущими, "внутренними признаками".

1. Колесница бодхисаттв или Переход на другой берег (парамита). Здесь изучается учение о 6 или 10 совершенствах-парамитах, посредством которых реализуется состояние Будды. Основными источниками здесь являются "Бодхисаттва-чарья-аватара" Шантидэвы, а также "Пять Книг" Майтреи-Асанги.

2. Срединное учение (Мадхьямика). Сюда входит изучение "Мула-мадхьямака-карики" учителя Нагарджуны, сочинения "Мадхьямака-аватара" учителя Чандракирти и "Чатухшатака" Арьядэвы.

3. Высшая теория дхарм (абхидхарма). Основными сочинениями, требующими изучения, являются "абхидхармакоша" Васубандху и "абхидхармасамуччая" Асанги, где данная наука представлена с  махаянских позиций.

4. Наука об укрощении аффектов-клеш (виная). Правила монашеской дисциплины - эта наука включала изучение Пратимокша-сутра и Виная-сутра. Позже сюда включили махаянские и тантрийские уставы.

5. История философских школ (сиддханта).

Эта наука объемлет все сведения о философско-религиозных школах буддизма в историческом ракурсе, начиная от первых восемнадцати и заканчивая махаянскими и тантрийскими школами.

Украшенная книга - потих. Монголия.

Тантра

Здесь изучаются все критерии той или иной систематизации тантры, начиная от перечисления синонимов ваджраяны (Мантраяна, Колесница Плода, Колесница Видьядхар и др.) и заканчивая уровнями ее достижений. Отмечаются ее особенности по сравнению со Свалакшаной, такие, как отсутствие помрачения, множество методов, безболезненность, быстрота укрощения клеш и пр.

Здесь применяется система расширяющихся тождеств, когда четыре подразделения тантры (Крия, Чарья, Йога и Ануттара) сравниваются с подразделением на четыре бесподобных метода (улыбка, взгляд, прикосновение и совместное объятие) и на четыре низшие и высшие силы, когда:

1. При истинной реализации шуньи и йоги божества предпочитают внешние действия.

2. Не делая основного упора на ритуал признаются равноценными внешние ритуальные действия и внутреннее состояние созерцания (самапатти).

3. Считают необходимым переход от внешних ритуальных действий и внутреннего состояния созерцания к высшему созерцанию (самадхи).

4. Не обращая внимания на внешние ритуальные действия, создать силу рождения йоги, выше которой нет.


Rambler's Top100 ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека