Центр тибетской медицины 'Кунпен Делек Менкан' - Дарующий благо и полезный для всех
Будда медицины

Библиотека

Буддизм: история, каноны, культура

Шамбала

В связи с отсутствием прямых доказательств существования Шамбалы (санскр. Cambala, тиб. sham-bha-la) большинство современных ученых склонны считать ее фантастической страной. Однако немало и таких исследователей, которые отстаивают ту точку зрения, что под Шамбалой подразумевалась какая-то реальная страна к северу или северо-западу от Индии.

Что касается имени "Шамбала", то объяснение ему найдено в старинном предании времен Будды: "Однажды жил член клана Шакья, называвшийся Шамбала, который управлял этим районом. От него страна получила имя". По-тибетски слово "Шамбала" значит "Хранимая Источником Счастья". Если же это слово читать сугубо по-тибетски, как Чампа-ла, на чем акцентируют некоторые исследователи, то в этом случае оно будет значить - "Перевал Майтреи", поскольку эсхатология Шамбалы связана с приходом Будды будущего - Майтреи.

 

Источники по Шамбале.

Нельзя сказать, что сведения о Шамбале имеются лишь в устной традиции. Существует по крайней мере один текст в Ганджуре на тибетский язык, который считается переводом рукописи из Шамбалы: это "Bhagavan-Vajrapani-guhyabhideca-Tantra raja (Царь тантр тайных наставлений победоносного Ваджрапани)". В знаменитом астрологическом сочинении "Вайдурьякарпо (Белый Сапфир)", написанном Деси Сангьей-гьяцотакже в XVII в. также описана система Калачакры и дан перечень правителей Шамбалы (5-10 лл. Лхасского изд.). Ученик Ламы Цзонхавы Хайдубже в своем "Великом Комментарии" на калачакра-тантру дает достаточно пространные выдержки из древних сочинений, описывающих страну Шамбалу. Вообще, редко кто из тибетских авторов не цитировал тех или иных сведений о Шамбале, например известный амдосский автор XVIII в. Сумба-кханпо Ешей-бальчжор в своих "Хронологических таблицах" приводит детальную информацию о царях Шамбалы в контексте всей буддийской истории.

Однако более всего знаний о Шамбале содержится в сочинении "Путь в Шамбалу". Его автор Третий Панчен-Лама Лобсанг Палдан Иешей (bLo-bZang dPal-lDan Ye-shes, санскр. Сумати Шримата Джняна, 1740-1780) написал "Путь в Шамбалу" (shambhala ‘i lam yig) или "Повествование о Шамбале, великом местопребывании совершенных, вместе с описанием страны ариев, называемое Источник, сотворяющий радость" (Grub-pa ‘i gNaschen-po Shambha-la ‘i rNam-bShad  ‘phagsyul-gyi rTogs-brJod-dang-bCas-pa ngo-mTsar bya-ba ‘i byung-gNas zhes-bya-ba bZhugs-so) в в 1775 году, в монастыре Таший-Лхун-по. Сочинение доступно, поскольку оно было издано Альбертом Грюнведелем в Мюнхене в 1915 году под названием "Der Weg nach S ‘ambhala". Книга издана билингвой, т. е. имеет тиб. оригинал. Поэтому нижеследующие выдержки (с некоторыми сокращениями мест, не относящихся к теме) из этого издания в какой-то мере прольют свет на проблему существования этой загадочной страны.

 

Путь в Шамбалу.

Третий Панчен-Лама в своем труде описывает Индию того времени вместе с экскурсами в историю страны, объясняя это тем, что повествование о Шамбале связано с историческими событиями в Индии. Шамбалу и ее столицу Калапу он называет великолепными, отличными от всех странами.

Начинает же он с описания окружающего мира в системе Абхидхармы: "В четырех небесных направлениях, где действует природа Ветра, Огня, Воды и Земли, на востоке лежит Видеха, на юге малая Джамбудвипа, на севере - Уттаракуру, на западе - Апарагодана: так они подразделяются... Так называемая малая Джамбудвипа есть страна Арьядеша (Индия) на юге, которая находится приблизительно между севером и югом. Что касается севера, то там располагается Ваджрасана (Бодх-Гайя). И в массе отдельных царств далеко распространяющихся между севером и югом лежит "Страна черной равнины" или Махачина - Кшетра (Область) Арья Манджушри (Китай); далее... гора Панча-ширша-парвата (Утайшань), местообитание Арья Манджушри...

После долгого описания Индии Третий Панчен-Лама переходит к описанию пути в Шамбалу, который начинается на западе от Ваджрасаны:"... на западе находится страна Уддияна, которую можно достичь за 1-2 месяца (пути), за ними Хор и Млеччха (ла-ло, kla-klo), которые граничат с Балхом. Это если Арьядешу (Индию) брать за центр (середину). А прямо к северу от Ваджрасаны располагается наша Страна Железа (Тибет). Тут располагаются верхние провинции Нгари (три области Нгари, mNga-ris sKor gSum), затем Бар, Уй, Цзан и Ру - четыре; три нижние: мДо, Кхам и Ган (sGang). В целом это области, разделяемые на 13 образований, на которые (в прошлом) царь Нйяти цэн-по (mNya-khri bTsang-po) распространил свою абсолютную власть, а Дхармараджа Сронцан гампо ее унаследовал.

... Поэтому (путь в Шамбалу) начинается от Уддияны... Здесь, во избежание путаницы следует прислушаться к наставлению, данному йогином Ваджрагхантой (Дильбувой): "От Уддияны измеряя рас-стояние, иди на юг, до Одивиша и созерцай там!" (Здесь и далее Панчен приводит методику измерения маршрута по карте с учетом координации исходного пункта пути по движению солнца на юг или на север, в зависимости от сезона года). Где юг, Арьядеши приближается к западу, там лежит город, который называется Шахбандар, туда приходят те, кто желает отправиться в Шамбалу.

От него 2-3 дня идут в западном направлении, где лежит великий город, называемый Нагаратата. Там протекает река Синдху (Инд). С этого самого места, где великая река Синдху впадает в море, лежит одна пустынная долина, длиной в 9 дней пути. Кто до нее доходит, тот подпадает под защиту божественного места: там на красивой скалистой горе находится изображение индуистской богини Хингалачи, почитание которой происходит отсюда.

Если оттуда идти в северном направле-нии, то встретятся города Мултан, Кабхела или Кабала (Кабул), Кхорасан (Хорасан), Ваджапана и Гоша: это все процветающие города в которых много богатства. Но так как все они находятся под властью обычной религии Млеччха (kla-klo, ла-ло), то, ясно, что хотя ранее эти места принадлежали древним учениям, ни буддисты, ни индуисты там сейчас не появляются...

Теперь дальше идут в западном направлении.. Пройдя все эти страны, где правят турушки (tu-rus-ka ‘i, тюрки - ред.), под конец доходят до великой страны Кха-ше, что в Арьядеше повсеместно называется как Касмира или Ка-си ми-ра (Кашмир). На юго-запад от нее находится город Хастинапур, где был большой дворец Дхармараджи Ашоки (mya-nang med-pa)...

На юге далее рядом с Джаянагаром и Маратхой лежит страна Захор или Сахора. У династии этой страны великая власть. Поскольку эта страна находится на север от Арьядеши (Индии), то ее также можно рассматривать как одну из областей Шри Шамбалы, которая ниже будет описана в общих чертах.

Сообщая о пути туда, мы коснемся ее природы, управления и религии. Во-первых, тот, кто в этом физическом теле в эту страну хочет пойти, должен быть человеком, владеющим силой добродетельной заслуги и познания тантры; если это не так, то в пути ему следует опасаться гибели от якшей, нагов и родственных последним свирепых существ".

Нужно заметить, что для человека с юга весьма рискованно отправляться туда, если нет посвящения в тантры; могут подумать, что это в древние времена было тяжело в одиночку отправляться в путь, однако следует помнить о "Нирманакае Каулике, останавливающим на пути". Можно ведь пройти везде, вдоль и поперек, как это делают солдаты, чиновники и торговцы, паломники и даже млеччха (ла-ло): они десятки раз бродят туда-сюда по Джамбудвипе, но цели не достигают!..

Близ Кабхелы и Балха лежит в севе-ро-западном направлении страна Румшам, в нижней части этой страны вклинивается область "Желтой равнины" или У-ру-су (Россия), в то время как с южной стороны от Джамбудвипы половина страны стиснута могущественными млеччха - там у них на троне восседает царь. В "Калачакра-самграха тантре" сказано: "После этого в 100-м году Змеи выйдет из страны Макха (Мекка) учение млеччха во внешний мир". Это же и в Большом Комментарии учителя Хайдуба указано, что это Макха, из которого религия млеччха выйдет, место, где есть Маситас (мечети), где пребывают учителя религии млеччха. Многие живущие на севере народы эту самую страну называют как Тхоркход Кхунду Кхурпатса или Кхурпатса. Если из того места идти в северо-западном направлении, то напрямую выйдешь в место, называемое Мисег, где можно взять корабль.

Тут вот Его преподобие Таранатха сделал перевод из одной непальской книги Арья Амогханкуши, в которой описывается путешествие в Шамбалу; обратимся к ней. В ней авторитетно заявляется, что если кто-либо отправится в этот великий город, то здесь он как бы получает уведомление (знамение) о дальнейшем пути. Он должен получить четкое наставление во сне и, если ему будет знак, что он эту страну (Шамбалу) достигнет, тогда он сможет пойти дальше; в противном случае он может лишиться жизни в дороге, от якшей, чудовищ и нагов.

И теперь, по достижении такой гарантии, он должен 800 000 раз начитать сущностную мантру Арья Манджушри, сделать 8 000 ритуалов хомавидхи (жин-сриг, сожжение жертвоприношений) на цветке удумбара, нарисованному внутри очага - все это для того, чтобы согласно своей карме обрести сверхестественные силы-сиддхи; в заключении он будет должен сделать еще 1000 ритуалов хомавиддхи, вместе с чтением 100 000 мантр Амритакундалину (либо просто ритуальную мантру "Амрита-кундали", названную так по ее начальным словам...), чтобы связать все злые сборища (ганы).

Далее, для того, чтобы полностью устранить все помехи от вредоносных людей и подземных тварей, он должен будет 100 000 раз начитать все коренные мантры Ямантаки, вместе с визуализацией себя в виде Ваджрабхайравы. При этом опять сначала провести 1000 ритуалов хома-виддхи из цветов кимшука, затем сделать 1000 жертвенных предметов (торма, балины), и, наконец, порадовать его 10 000 ритуалами хома-виддхи: при этом балины должны быть приготовлены очень изысканными - они должны состоять из красного сандала и жидкости Абхиты. Завершает он эти огненные жертвы молитвой об успехе, говоря так: "Сваха, обеспечь мне, йогину, имярек, через эту огненую жертву чудесным образом реально попасть в Шри Калапу!"

Надо сказать, что эти деревья абхита кроме Тибета нигде более не встречаются, но по словам Сиддхисагары можно брать все содержащие млечный сок деревья, которые встретятся...

Затем путник пересекает на корабле Западное море (?) и достигает Сиркодханы. Здесь приближается он к двум особенным островам (помимо вышеуказанного острова там есть еще один остров, называемый Ратнакоша). Эти два острова относятся к стране Пхеренги. Там, где стоит Ступа Самьяк-самбудцхи, он делает по полной сотне рецитаций слов Татхагаты, и 10 000 раз совершает прадакшину (обход ступы).

Теперь, как только он прочитал молитву (пранидхи) о достижении цели своего намерения, он должен вернуться обратно (тем же) морским путем к собственно Джамбудвипе (Индийскому субконтиненту) и... (вновь) достичь Синдху (Инда).

Отсюда он 6 месяцев идет на север до города Ругма, затем от горы Раса, от Катакилы и Мадхувандху на север дальше... Севернее последнего упомянутого города есть одна великая река, которая называется Патру. Во всех городах, лежащих в ее бассейне, живет многочисленный народ, по природе добродетельный, поэтому идти туда не так опасно, поскольку можно получать подаяние.

На север от этой реки встретится великая ледяная гора, называемая Кака. Там растут известные лекарственные травы. Одна называется туяная (?): у нее красные цветы, цвета восходящего солнца, листья подобны лезвию ножа и полны острых шипов... Она очень сладкая на вкус; другая трава тилака, у нее горький вкус, ее цветы - белые, как вымя Махиши (буйволицы). Здесь из подручного дерева ватали надо сделать себе волшебную палку-дубину, начитывая при этом 7 раз мощное дхарани Ваджра-ракшасы. Получится что-то навроде волшебного ногтя-гвоздя; этим предметом следует выкапывать корни тех растений и сушить их в течение одной недели, вместе с листьями, цветами и плодами.

Затем путник прячет палку, охраняемую дхарани... в пещере и вслед за этим на склонах гор, как бы далеко они не простирались должны появиться радужные сферы (тигле) пяти цветов. В этом случае он поднимается и купается в воде ледника: теперь он одарен Йогой своего высшего Божества (адхидева).

Потом он рисует на белой каменной пластине Богиню Маричи. У нее золотое тело, три головы, шесть рук, центральная голова - золотая, правая - красная, левая - черная в виде гневной свиньи; первые две руки держат цветок, стрелу и лук, средние - держат иголку с ниткой и ветвь дерева ашоки, в последних-нижних она держит капалу-череп и кхатвангу; наклонившись в левую сторону она скачет верхом на свинье (phag). На ней развевается шелковый хадак синего цвета; при этом он созерцает, что Богиня уничтожает все яды, которые только есть в трех мирах. Во время созерцания он должен совершить 500 хомавидцхи из цветов дерева ашока с начитыванием следующего дхарани: "Намо Триратная, возглашаю, Ом Ветали, Ветали, варахи, варахи, свино-головая, всякомузлу закрой пасть, Сваха! Поскольку это так и есть (дадьятха) Ом Ваджраветали Хум Пхат!"

В то время как он эту основную мантру 10 000 раз начитывает, он готовит ту, как упомянуто, спрятанную в горной пещере траву с молоком диких коров и водой с ледника вместе, так чтобы ничего оттуда на землю не упало, и ставит это перед Изображением (Маричи). Затем, в конце упомянутого основного обращения он добавляет следующие слова: " Да превращусь я в сосуд Амриты! " В то время как он это 1000 раз повторяет, он приносит балин-торму и подносит ее Богине в качестве жертвы и следом выпивает тот травяной отвар. 1оворят, что благодаря силе Богини, устраняющей все яды, человек таким способом сможет преодолеть голод, жажду и усталость.

После этого следует обратить свой взор на север, полностью укрывшись плодами и цветами, как бы спрятавшись. Все это нужно для того, чтобы 21 сутки пройти глухой долиной в северном направлении, где нет ни травы, ни воды, ни дров. По преодолении ее, далее идти 12 дней лесом, полным диких зверей и змей. Если и это будет преодолено, то достигнет он горного кряжа Гандхары, чья протяженность измеряется площадью в 20 миль: на этих горах растет много лечебных трав. Там также водятся львы с 8 лапами и множество других созданий, которые благодаря волшебной силе возникают наяву. Эти львы убивают в день по одной газели, возникшей волшебным образом. Кровь одной такой львом убитой газели садхака (практикующий тантру, в данном случае путник) берет и готовит из нее балин-торму. Ставит его на черной каменной плите перед изображением Ракшаси, называемой Мандэха. У нее свирепый облик, она скалит зубы, в своей правой руке она держит кожаный мешок из бычьей кожи, заполненный различными мясами и кровью, а в левой руке она держит меч. Ее поясница обернута человеческой кожей. В своем же сердце он созерцает образ ЯмантакиДхармараджи (Шойжала). Он очень гневный, держит неотразимую дубину и аркан, а сам скачет на буйволе. "Ом Хри ты черный, Хум Кхам Сваха Хрем Каре Крем Каре Ракшаси Мандэха иди сюда, иди сюда, из Хри рожденная! " - так он начитывает 10 000 раз, так долго пока Ракшаси к нему не выйдет. Затем, когда она действительно появится, он быстро делая мудру черепа, садится в ваджрасану и подняв руки верх, хватает ее, приговаривая: "Хорошо, Ракшаси, пусть я быстро найду пищу, а за святость моей жизни - я долго жил в этом глухом месте, пусть я попаду в город Калапу!". Так и будет, - обещает ему на это Ракшаси и исчезает.

Все тропы там покрыты земляным налетом, по виду он как мед, белый как цветы жасмина у подножия деревьев арджуна, от этого налета тело будет очень знобить. Затем он достигнет великой снежной горы с окружностью в 300 миль - это Махахимавата, называемая Кайлаша, которая создана сонмищами Дэвов, Риши, Видьядхар, Якшей и Ракшасов. Это место обитания стхавиры Абхеды. Если путник знаток тантр, то он достигнет превосходнейших тантрийских сиддхи (сверхвозможностей), которые помогают сиддхам (достигшим святости в тантре) общаться с якшами (гномами) для всевозможных игр. Увидя их, он должен неожиданно и мгновенно взобраться (одному из них) на плечи и тот доставит путника в город Калапу.

Если же путник в тантрах еще не сведущ, то пусть не мешкая продолжает путь в северо-западном направлении. От того ледника (от горы Кайлаши) дорога ведет в область, тянущуюся с востока на запад как совместный поток 80 000 рек. Эти источники, насколько хватает глаз, представляют собой одну могучую реку, которая выглядит почти как озеро, поскольку нельзя заметить течения. На обеих сторонах, на востоке и на западе, она достигает моря; так как ее цвет совершенно белый - она полна белой пены, то называется она Сита, или "Белая", что Хайдуб Чойки Гьялпо в своем большом комментарии на калачакра-тантру и отмечает. Эта большая яркая Сита течет точно посередине между севером и югом Джамбудвипы, и она такая холодная, что вряд ли в ней могут обитать адские творения. Из-за сильного холода поверхность почвы продувается холодным ветром, поэтому там не образуется никакого льда. В источниках отмечается, что погружение в реку хотя бы одной части тела невозможно выдержать; индийцы единогласно называют эту реку Бхастани. Земли, расположенные несколько восточнее и западнее от вышеописанной дороги, полны больших городов Млеччха. Они все подчиняются Рум Шаму.

На южной стороне этой реки в одной изобилующей тысячами пещер горе, назывемой Тамраварна, путник должен некоторое время пожить. Здесь он должен нарисовать кровью от диких животных (в данном случае, как вышеупомянуто, эта кровь тех животных, которые убиваются львами) на черной каменной плите охранное божество горы и реки (богиню) Видьяччалу. И когда он таким способом нарисует ее, черную как дождевую тучу, он должен из мяса животных наделать балинов. Себя же он созерцает в виде Ямантаки в своей ужасной непереносимой форме: он черный как туча, приводящая к концу света (калантамегха), с 6 лицами, 12 руками и 6 ногами, в правых руках у него меч, секира, картрика (дигуг?), дубина, чакра и трезубец; в левых руках у него булава Ямы, аркан времени, кхатванга, анкуша, габала, полная крови, последняя рука в своей угрожающей (тарджани)-мудре. Затем начитывает он мантру великого гнева: "Ом..." и дхарани Ракшаси, и когда Ракшаси сама лично появляется, то говорит ей: "Укажи мне путь через реку Сита".

Так обретает практик за свою стойкость в намерении беспрепятственный путь на другой берег. Там есть некий лес из всевозможных деревьев: катака, байла, капиттха, ратуша (ралаша?), брадара, камбита (или кибита?), арджуна и тала, где практикующий пребывает один месяц; затем он 5 раз начитывает по 9000 раз мантру и дхарани богини Чунды. От этого он становится очень сильным. При этом он питается цветами, плодами и корнями этого леса... В этом же лесу он, в качестве своей пищи должен будет есть плоды арбуза золотого цвета (дыня?), и так много как он сможет, а еще он не должен бояться, что не сможет их переносить.

Как только он достигнет опушки этого леса, то наткнется на море, которое на востоке и на западе ограничено рядом маленьких ледяных гор - из этих гор там вытекают множество прекрасных речек. Он направляется к устью на юг и приближаются к реке Сита. Во время их пересечения на север на расстоянии в 50 миль никакой питьевой воды больше не встретится. Однако, благодаря силе мантр богини Чунды, начитанных до этого, он за 1 неделю легко преодолеет ужасные горные откосы; в результате съеденных вышеуказанных арбузов, он не будет чувствовать ни жажды, ни голода... попадет в горное ущелье, которое покажется непреодолимым, но надо идти, и как только оно будет преодолено, то это укажет на мощь пранидхи (молитвы) бодхисаттвы.

На выходе из ущелья он достигнет белой горы, украшенной на западной стороне прекрасным лесом, куда он не должен входить, т. к. там живут ракшасы с медными клювами - посланники (дути) асуров. Если идти оттуда прямо на север, то за 1 день достигнешь высокой горы Кетака. Она выглядит черной, высотой она 10 миль, стоит как вертикально направленная стрела, так что человека может охватить ужас; при этом внутри она полна золота и серебра; на четырех небесах эту гору охватывают четыре озера с лотосами падма и утпала. Там живет великий Махараджа Вирудхака; время от времени он развлекается там с толпой асура-кумари и весьма очаровательными демоницами и нагини - его любимым окружением, числом почти в 1000 персон. Там же много находится претов-призраков, которые также принадлежат к его свите. Садхака должен, если он у него есть провиант, оставить там торму-балин из корней, плодов, косточек плодов дерева, мяса и плоти рыбы; если однако у него этого нет, то пусть он положит великому Локапале в качестве балина белый гугул, который очаровывает всех этих су-ществ, которые после мяса будут вдыхать его. Клади с такой мантрой: "Ом... Вирудхака (саваривара) с окружением... отринься претов, возьми эти жертвенные дары, обрадуй себя Пхат Хум...". Если это произойдет, то все асуры, ракшасы, преты, пишачи и дакини благодаря этому подношению и власти мантры будут повергнуты.

Когда оттуда продолжит он идти на север, то окажется на горе, прекрасней которой вряд ли сыскать из-за ее цветущих цветов чампака и других. Она полна сандалового дерева лучших сортов, и называется эта гора Монко. Ракшаси с лошадиными головами, асури и нагини

занимаются здесь игрой под музыку и пение всех видов. Если достигают этого места, то нельзя здесь задерживаться и гостеприимство принимать только ради Дхармы, но не участвовать в их пении и музыке.

После того, как покинут это место, то дальше встретится большая река, называемая Потвалотана; она течет с юга на запад и через нее из-за ее ужасных волн и водоворотов очень трудно переправиться. Там в одном месте стоит большое дерево Ньяродха, оно растет из скал на обеих берегах. Возможно, что водовороты происходят из-за него, потому что его ветви спускаются вниз и мешают течению, или же из-за силы царя рыб (Тритона? - пер.). Поблизости от этой реки есть один красный холм, называемый Лохита; там растет дикий красный рис, растения мудга и манбува, и др. которые не опьяняют. Их следует взять для приготовления теплой еды, смешать со сладким медом, который встречается на деревьях. Следует приготовить 500 балинов всех форм, созерцая в сердце своего верховного бога-идама и при освящении мантрой, визуализируют их (балины) распространившимися в небесах: "Ом... возьми, вкуси, о божество, этот балин... который все Будды называют хорошим"! Затем подносят 500 раз соломенные жертвы (и бросают их) в реку. Когда царь рыб, окруженнный всеми видами рыб с головами тигров, львов, буйволов, обезьян, попугаев, воронов и людей близко подойдет к садхаку, то надо сказать: "Хорошо, о Царь Рыб, позволь мне здоровым через эту реку пройти, чтобы я достиг города Калапы во благо и ради нужд всех живых существ, т. к. это единственная цель Татхагаты". После этих слов Царь Рыб берет садхака на спину и доставляет его на другой берег.

При этом об вышеупомянутых горах Кака рассказано, что там спрятали изображение Маричи, и там нет места, где человеку можно было бы перейти реку, и ясно, что там - на южной стороне реки Сита полно нагов, якшей и асуров, и еще там лишь зловредные виды млеччха живут в своих домах, в то время как на западной и восточной стороне реки есть человеческие жилища... Люди, живущие в тех городах, по языку и образу питания, по форме религии и образу жизни относятся к северной стороне Арьядеши.

Когда упомянутая река будет пересечена, то непосредственно в ее ареале в области горы Кайлаши будут попадаться великие города северной стороны Джамбуцвипы: на двадцать миль от нее самой (bdag-nyid-pa) удалены Суминдо (Sumindo), на 100 миль Бхадасьяна, на 1000 миль (40 б) Китай. Далее через 100 миль следует - Дардо (см. М. Песселя о Дардах,), на таком же расстоянии Киж (?), на 50 миль - Бхадрика. Еще дальше на 20 миль будет Гандхара в середине пустынной страны, через такое же расстояние Каша, через 2000 миль особая страна Бхата; далее через 1000 миль - Махачина, далее через 100 миль на краю скал Дхардхан, через 200 миль - Брикика, через 200 миль - Махиша, через 1000 миль - Махилако. Далее следуют: через 200 миль - Барба, через 500 миль - Путапхала, через 50 миль - Катука, через 500 миль - Кхара и через 100 миль - Камбоджа (индийская). И поскольку все эти богатые города так далеко отстоят друг от друга, то путник, полагаясь на силу своих мантр, пересечет их границы не ранее чем за полгода.

После них встретятся целые горы (мины - мера веса?) золота, серебра, меди, железа и других ценных ископаемых. Здесь насыпаны многочисленные огромные груды драгоценных камней и кораллов всех сортов, они выступают здесь из земли и глаза не могут увидеть никакого просвета, где бы росли деревья или какая трава. Из золотых гор там вытекает вода, приносящая смерть. Из серебряных гор вытекает другая, что делает безумным. Из медных и железных гор вытекает вода, от которой появляются струпья и волдыри. Также от всех других тамошних видов воды исходит различный вред, однако для одаренного магической силой садхака золотая вода станет - водой долгой жизни, серебряная вода - придаст телу (41а) лучезарную красоту, а другие виды вредоносных вод станут лекарствами, целительным эликсиром жизни.

Далее через 300 миль потянется обширная область, ее следует пересекать по диагонали, там будут светлые реки. Если достигают так называемых 5 гор, то там встретятся многие сотни видов необычных, райских деревьев, украшенных всевозможными драгоценностями. Там живут киннары и киннари, играющие друг с другом. Благодаря их искусному обольщению они заманивают садхака своими песнями, которые он может услышать и, когда заманят, то принимают свои исконные отвратительные образы и угрожают ему, так что он должен преодолеть их через неизменность своего духа и шуньяту (шуньевый, пустотный взгляд на вещи), и идти дальше.

Когда он через это пройдет, то окажется в Бхота, Судабхота и Прабхота. Там живут ваджрные дакини в виде людей. Любой там может возлагать обеты в течении недели и тогда подходят дакини и спрашивают: "Чего ты желаешь?", и путник должен ответить, что хочет достичь Калапы. Если кто обладает волшебными силами, то взбирается им на плечи и таким образом его переносят туда за час через ледник более чем в 4 мили высотой и через многие сотни миль снежных равнин.

Его опускают в середине альпийской долины, где разбиты сады из бесчисленными деревьев с укрепляющими здоровье фруктами. Это гора Чандракала: эта гора находится вблизи снежных гор вокруг страны Шамбала. Здесь область активного пребывания Арья Экаджати, и ей путник приносит 8000 хома-виддхи (жинсригов) из жасмина и цветов шафрана, просит даровать ему сиддхи, творит пранидхи. Затем берет снежный (лотос) - цветок пундарика в руку и начитывает 500 раз мантру: "Ом Ты с белой (41 б) косой, победа через шрути и смрити Сваха!", покрывает венком голову и получает силу над якшами и асурами. Вследствие своей возросшей всеохватывающей духовной мощи у него больше нет никаких препятствий.

Отсюда в северном направлении лежит Мегхакеру, затем встречается лес Шала (из деревьев Шала) и лес Тала. От того места, где лес, на расстоянии 100 миль расположен город, от него еще далее на север находится место Шумкарана, далее Кхиваджила с большими зарослями кхадира и сандала, а пройдя их через 100 миль открывается великая долина, называемая Сасукха. У людей, что живут на границе снежных гор, окружающих страну Шамбалу, необычные тела: на правом бедре у них мужские половые органы, а на левом - женские. Там растут все без исключения райские деревья Джамбудвипы. Еще будет лес, называемый Саманташубха, а следом за ним расположена Великая Империя Шамбала.

Описание Шамбалы. Третий Панчен Лама при описании Шамбалы склоняется к тому, что ее внешний вид варьируется в зависимости от духовной позиции ищущего. Например, пишет он, одну и ту же реку боги могут видеть как поток нектара-амриты, люди - как реку из воды, голодные преты - как смесь грязи, а некоторые другие создания (наги) - как стихию, в которой они живут. Возможно, что Шамбала в какой-то степени обладает структурой тонкой материи. Следовательно, ей трудно дать точное описание. Тем не менее, в текстах тантры Калачакры дается физическое описание Шамбалы.

Третий Панчен Лама локализует Шамбалу, ограничивая ее шестью странами. Он пишет, что Шамбала ограничена Страной Снегов (Сибирью) на Севере, Тибетом и Индией на Юге, Китаем на Востоке и Хотаном на Западе, а это значит, что она расположена где-то в пустыне 1Ъби. В другом источнике говорится, что Шамбала граничит с Сопо (Sog-po) или Согдианой.

Хайдуб Чойки Гьялпо Гелег Балсанпо так пишет в своей великой "Калачакра-тике": "Эта великая чудесная страна есть в целом совершенно круглая и окружена венком из ледников. Туда ведет улица-дорога от юго-западной и восточной стороны. В середине ледяных гор находится эта страна, окруженная дремучими лесами шала (сала) и разделена она на три равных округа".

Внешне пространство Шамбалы имеет круглую форму и обрамлено горами со снежными вершинами. Внутри у нее форма расцветшего лотоса с восемью лепестками. В центре, подобно сердцевине (пестику) цветка, возвышается большой пик сияющей белизны.

В центре этой страны находится город-дворец. В сочинении "Манджушри кирти авадане (Жизнеописание Манджушрикирти)" Первый Панчен-лама Лобсан Чойки Жалцан (1570-1662) пишет: "За дворцом на 10 горах живут бодхисаттвы: Майтрея и прочие; там же в горах стоят их статуи вместе с атрибутами. От этого срединного центра до ледяных гор, которые его окружают есть некое плато шириной в 500 йоджан; она имеет форму 8 цветочных лепестков Падмы. Воды, которые эти цветочные лепестки охватывают - свободны ото льда.

На каждом лепестке стоят по 12 000 000 человеческих жилищ, и каждый миллион имеет своего царя; в данном случае все они изучают Калачакру. Если суммировать их всех вместе, то будет 96 000 000 городов. Все их жители говорят на языке Санскрит, носят белые одежды и тюрбаны. Они живут в умеренном наслаждении, владеют около 100 сокровищниц, полными золота. Больше всего упражняются они в тантрах, через которые они достигают Восьми обычных сиддхи, многие из них достигают Самадхи после постижения Праджняпарамиты. Над ними распростерты мягкие законы; они полностью свободны от уз и какой-либо несвободы, физических наказаний, их не посещают болезни и голод. Среди населения имеется Четыре сословия (касты): первые из них - Бхикшу; перед своими святыми алтарями они подносят бесконечные жертвы, вследствие чего все в стране появляется, а так как все они служат Дхарме посредством силы тантр, то надземные наги и асуры служат им по их желанию в качестве послушных слуг".

Относительно столицы Шамбалы в сочинении "Самграха тантра маха раджа" сказано: "Святые цари - Сурья и другие держат в своей власти то, что называется высокославной Калапой - столицей Шамбалы, которая со всех четырех сторон света окружена горами на расстоянии йоджаны...

На ее севере расположен дворец, в ко-тором обитают Святые Правители, или Держатели Родов (Каулика-императоры, в которых сконцентрированы все касты и рода общества)".

А в уже цитировавшемся сочинении Хайдуба сказано: "... дворец Калапы располагается точно посередине в окружении венков из лесов и ледяных гор. Это пространство из плодородной почвы составляет от обители дворца и до границы окружающих гор 500 йоджан"...

Первый Панчен Лобсан Чойки Жалцан в своем комментарии на Калачакру пишет: "... что касается фасада дворца Калапы, то он весь из драгоценных каменьев возник сам и распространяет свой волшебный свет далеко на целую йоджану. Этот свет отражается от вершин высочайших ледников и возвращается обратно, освещая ночью все также, как и днем, что позволяет прочесть даже самый маленький шрифт".

Он же в "Манджушри кирти авадане" дает пространное описание и дворца Калары: "В этом дворце есть помещение, в котором обитает царь Каулика. Оно из изумруда, чандраканты и алмазов, и этот волшебный свет изо всех окон не позволяет отличать день от ночи.

В центре этого огромного дворца возвышается золотой трон, опирающийся на восемь львов (восьминогого льва - шарабху), с которого управляют двадцать пять божественных владык (царей мира) , представляющих единство мира. Сокровища богов-дэва, нагов и людей здесь собраны везде. Кроме того, везде находятся многочисленные предметы быта, которые были созданы на Земле силой высшей науки.

Трон, на котором восседает царь, сделан из золота и даже из золота джамбунада, и также украшен названными украшениями. С возвышения своего трона, состоящего из этих драгоценностей, он взирает на зеркало из лучшего стекла, посредством которого он видит все, расположенное на далеком расстоянии (более 50 йоджан) от него, он видит даже рыб в воде (окружающих водоемов). Окна представляют из себя круглые диски из стекла. Он смотрит сквозь них и различает дворцы солнца, луны и звезд, богов, чудесные парки, улицы, как они делятся и к 12 домам (гороскопа?) подходят.

Вокруг трона простирается парапет из лучшего сандалового дерева, благоухающего на расстоние йоджаны. Не хватает слов описать ковры, занавески, шторы, перины и те материалы, из которых они сделаны и сшиты. Их цена в 1 000 000 миллионов более обычной. Что касается стоимости отделки и устройства каждого из помещений этого города-дворца, то весь он переполнен золотыми слитками... Свет от них отражается на величественном Каулике-императоре и заливает все пространство, так что даже сам Девендра (глава богов Индра) не может перенести этот блеск. У него есть паривара (министр), военачальник, огромный гарем; он имеет бесчисленные колесницы, и другие средства передвижения, такие как шарабха (восьминогий лев), слоны, крылатые слоны, кареты-повозки и приспособления к ним. К этому реальному богатству добавляются еще волшебная сила; благодаря ей ему служат наги, асуры, ракшасы, киннары и доставляют ему все наслаждения, которые превосходят радости Индры.

Его дворец покрывает 12 йоджан, рядом с ним на юге расположен великий парк Малайя. Посередине этого парка расписана мандала Шри Калачакры, созданная гением царя Сучандры. Вокруг чудесные парки-сады, созданные другими царями-кауликами в более поздние времена. На востоке от них располагается Море Желания, на западе - Море Паундарика (Море Лотосов). На севере дворца прислуживают молодые как 8-дневный месяц 1 000 000 девушек из городов, расположенных от Калапы на расстоянии 12 йоджан.

Дворец Калапы более обширен, чем дворец Индры, у него четырехугольная форма и он имеет четыре двери. На наружных стенах из коралла изваяны танцующие богини. Здание имеет девять этажей, над которыми развеваются знамена с изображением Колеса Дхармы. Три ограды, окружающие дворец, подчеркивают его красоту. Здание покрыто золотой черепицей, с нее свисают украшения из жемчуга и бриллиантов. Рисунки, украшающие верхнюю часть наружных стен - серебряные, а карнизы - из бирюзы.

Верхние наличники окон дворца из ляпис-лазури, тогда как двери и перекладины украшены изумрудами и сапфирами. Дворец покрыт крышей из драгоценностей и кристаллов, вместе с навесами, золотыми знаменами, собирающими тепло, тогда как пол покрыт охлаждающими кристаллами. Столбы и перекладины в яшме, кораллах, жемчуге и т. д.

Во дворце находятся невообразимые сокровища, такие как Ваза неисчерпаемых богатств, Корова, исполняющая все желания, Непосеянный Урожай и Дерево, удовлетворяющее все просьбы.

В трёх окружающих зонах вокруг дворца обитают восемь богов, восемь нагов, десять Покровителей Указаний, девять Великих Разрушителей, восемь Высших Планет, двадцать восемь Созвездий и т. д. Все окружено многочисленными символическими изображениями.

Учение Шамбалы.

Практически все древние авторы, как индийские, так и тибетские с уверенностью заявляют, что официальным Учением страны является тантрийская система Калачакра. Калачакра (санскр. Kalacakra - букв. "Колесо времени": kala - время, cakra - колесо, круг) - название одной из систем ануттара-йога-тантры.

Время возникновения Калачакры тибетская хронологическая традиция относит к 878 г. до н. э. (год Воды-Овцы) и связывает с проповедью Будды Шакьямуни. Он проповедовал эту доктрину у ступы Шри-Дханьякатака (на юге Индии) царю Шамбалы Сучандре или Чандрабхадре, который, вернувшись, распространил ее в Шамбале.

Указанная дата (878 г. до н. э.) очень важна, поскольку является базовой в системе летоисчисления, закрепившейся в трудах известных тибетских историков и астрономов. Она определила другую, не менее важную датировку - отнесение времени жизни Будды Шакьямуни к 915 - 834 (835) гг. до н. э. Все эти даты необходимо учитывать, сталкиваясь с хронологическими привязками к ним других событий, имевших место до 1027 г., когда был введен шестидесятилетний цикл времяисчисления.

По преданию, перед смертью Сучандра посвятил в учение Калачакры своего сына Дэвашвару и с тех пор учение передается каждому последующему владыке Шамбалы. В XI в. оно проникло в Тибет благодаря пандите Соманатхе.

Другие авторы (например Сумба-хамбо), ссылаясь на утерянные источники, утверждают, что буддизм в Шамбале был распространен усилиями грозных бодхисаттв.


Rambler's Top100 ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека