Центр тибетской медицины 'Кунпен Делек Менкан' - Дарующий благо и полезный для всех
Будда медицины

Библиотека

Буддизм: история, каноны, культура

СРЕДНЯЯ И ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ. Монголия

В глубокой древности на территории Монголии кочевали различные племена, предки дэрбэтов, ойратов, олётов, торгутов, дархатов, баргутов, и самого многочисленного народа — халхи. В первые века нашей эры на территории Монголии возникали и исчезали могучие державы, сыгравшие значительную роль в истории кочевых народов Центральной Азии, и прежде всего в исторической судьбе монгольского народа. Это первая крупная держава Хунну (существовала около 300 лет). Этих хунну не стоит отождествлять с поздними гуннами, завоевателями Европы. Последние были безродными "пассионариями", а первые цивилизованными жителями, о которых в дружественных тонах отзывались даже китайские историографы. Хунну наследовали государство Сяньби (200 лет), племенные союзы Муюн (100 лет) и Тоба (200 лет). Потом образовался Жужанский каганат, просуществовавший около 150 лет, на смену которому пришел Тюркский каганат. Через 200 лет после его распада образуется Уйгурское ханство (100 лет) со столицей Хара-Балгас, основанной в 715 г. на берегу Орхона. Другой уйгурский город был построен на р. Селенге в 757 г. Исследователь Г. И. Рамстед в 1922 г. отмечал, что этот город посещали согдийские и иностранные купцы, в нем жили священнослужители, переводившие на уйгурский язык священные тексты. Затем сорок лет правили Киргизский каганат и 200 лет Киданьская империя.

К X в. монголы уже отделились от тюркской семьи народов и после распада Тюркского каганата начали вести самостоятельную жизнь. Среди простонародья был распространен шаманизм, или "Черная Вера", а среди знатных слоёв — бонпо и митраизм. Главными божествами были небесный бог Тэнгри (Хан Тэнгри или Митра), символом которого было Синее Небо, управлявшее всем космосом и Хан Хормасты (иранский Ормазд) — глава небесных тэнгриев. Предки монголов почитали и множество других, более низших верблюдоголовых, лошадиноголовых, мышеголовых божеств и духов, являвшихся объектами ритуальных жертвоприношений и шаманского культа. В жертву приносились животные, очень редко люди, но позже последнее было запрещено. Священными считались вершины высоких гор, перевалы и другие важные места, где воздвигались обо — груды валунов и камней и онгоны — изображения духов, предков, которым поклонялись приверженцы шаманской веры. С точки зрения позднейших тибетских историографов монголы вели свое происхождение от асуров (богов, которые стояли за правду). Каждое племя управлялось ханом (хаганом) — священной особой, которая рождалась судьбою от Неба. Также как и многие тюркские племена монголы пользовались рунической письменностью.

Триумфальные ворота монастыря Гандантэгчинлин в Улан-Баторе. Монголия.

В 1206 г. на курултае в древнем городе Каракоруме (куда приезжал в 1242 г. Александр Невский) был провозглашен великим ханом монголов — Чингиз, правитель-деспот, который объединил монгольские племена. Он приказал знати (нойонам) обучать своих детей, посылая их к уйгурам, уже давно исповедовавшим буддизм. От уйгуров к монголам перешла и их письменность, которую они сами получили от согдийцев, только монголы стали писать не справа налево, а сверху вниз. Первый письменный свод монгольского права назывался "Ике Яса (Великий Закон)".

Вскоре монголы начали завоевывать мир. Разбив царство тангутов, чжурчженей, китайцев, они в 1239 г. небольшим отрядом вторглись в Тибет, чтобы узнать политическую ситуацию. В донесениях было доложено, что наибольшим влиянием в Тибете пользуется школа сакья. Монгольский наследник Годан (1206-1251) находясь в г. Ланчжоу послал письмо Сакья-пандите с приглашением посетить его. В 1244 г. Сакья-пандита с двумя племянниками (один из них был 17-летний Пагба-лама) прибыл к Годану, где в 1247 г. состоялась встреча с ханом, что привело монголов в расположение к буддизму, в частности к сакьяпе, и освободило Тибет от широкомасштабного завоевания. Между монгольским правителем и сакьяпой образовались отношения милостынедателя и учителя. Годан сказал: "Если я буду охранять мир светским законом, а ты (Сакья-пандита) божественным законом, то разве Учение Шакьямуни не будет распространяться за все пределы внешнего океана?.. Проповедуйте Вы учение со спокойным умом, а я обеспечу всем, что тебе нужно. Твое благосостояние зависит от меня, а мое от Неба".

После 1одана к буддизму обратился внук Чингиза принц Хубилай (1280-1295), ко-торый в 1253 г. встретился уже с Пагба-ламой (Пагба-лама Лодой-жалцан из школы Сакья, 1235-1280), и между ними также установились отношения учителя и милостынедателя. При этом хан спросил об обетах, которые нужно давать при посвящении. Пагба-лама ответил: "Лама должен сидеть во главе ряда, ему ты должен молиться собственной персоной, прислушиваться к тому, что лама говорит, не расходиться с мнением ламы". Хан не согласился, но супруга хана мудро заметила, что "при принятии поучений, когда мало народу, пусть лама сидит посредине, а во время сборов членов ханского рода... и подданных, во избежание ослушания пусть сидит хан посредине. В делах Тибета пусть поступает согласно тому, на что благословит лама. Не доложив ламе пусть не издает указов. А в других делах, больших и малых, в силу своего великого милосердия, чтоб не оказывать давления на государство при докладывании, пусть не сообразуется со словами и мнениями ламы". Оба приняли это предложение и хан получил посвящение. Школе Сакьяпа были пожалованы тринадцать областей Тибета.

В 1260 после завоевания Китая столица Монгольской империи была перенесена в Дай-ду (Пекин), где стал править Хубилай-хан, основавший династию Юань. Пагба-лама становится гушри — учителем императора или Государственным учителем. Пагба-лама возводил монгольских правителей в ранг чакравартинов. Хубилая он назвал Великим Ханом, управляющим государством посредством Учения Будды. В свою очередь Хан оказывал щедрое внимание школе Сакьяпа.

В 1268 году Пагба-лама вновь прибыл в Монголию, где посвятил императора в дальнейшие буддийские практики. Для нужд монгольской канцелярии Пагба-лама создает так называемое "квадратное монгольское письмо". Сохранились произведения Пагба-ламы (например "Белая История о Десяти добродетелях — Цаган Теуке"), где он касается правовой и духовной сторон управления империей, советуя хану править мирно и мудро, с милосердием относясь к подданным.

Другие школы, в частности Кармапа, также были приглашаемы в Монголию. Так в 1255 г. в Каракорум прибыл Кармабакши и стал учителем великого хана Мункэ (1251-1259). Карма-бакши продемонстрировал много проявлений сиддхи (сверхвозможностей). Таким образом, в XIII в. буддизм распространяется среди монголов, становится государственной религией монгольского императорского двора в Пекине и служилой монгольской аристократии. Возникали кочевые монастыри, которые становились очагами культуры. Там создавали свои творения писатели, переводчики, философы, филологи-комментаторы, историки, медики. Там обучалась молодежь всей страны. В 1310 г. тибетский лама Чой-чжи Одсер провел реформу уйгурской письменности, которая стала более понятно передавать монгольскую фонетику.

Однако росту престижа и благосостояния монгольских монастырей положили конец кровопролитные распри. Жестокие завоевательные войны за пределами собственно Монголии вскоре подточили равновесие империи, которая распалась на несколько регионов. В 1368 г. пала династия Юань и последний юаньский император Тогон-тэмур вернулся в родные степи. Связь с завоеванными странами прекратилась. Вернувшись из Китая на родину представители "Золотого рода" Чингизидов стали вести борьбу между собой. Весь XV век прошел в раздробленности. Это время характеризовалось упадком государственности и религии. Дхарма сохранялась лишь в отдельных родах и семьях. Как писал Б. Я. Владимирцев, "под напевы богатырских былин забывались старинные сказания, под гул шаманского бубна забывались буддийские сутры, во время бесконечных наездов и кровавых междуусобных войн исчезают древние рукописи, гибнут безвозвратно памятники былой монгольской культуры...". Древний период распространения буддизма в Монголии закончился.

Поздний период развития Дхармы в Монголии в виде Учения 1елукпа был связан с деятельностью Алтан-хана Тумэдского (1507-1581) и прибытие в Монголию Далай-ламы III Сонам Гьяцо (1543-1588). Предыдущими ханами также были предприняты попытки вновь объединить Монголию, но удалось это лишь Абатай-хану в Халхе и Алтан-хану на юге Монголии.

В конце XVI в. Алтан-хан ради объединения Монголии решил возродить учение Юаньской эпохи. Как говорят летописи, он услышал о жизни Его Святейшества Далай-ламы и, преисполнившись несокрушимой верой, дважды отправлял к нему послов.

В 1578 г. в год земли-тигра они встретились По прибытии Далай-ламы в ставку Алтан-хана устроили торжественную встречу. Хан был одет в белые одежды. Его окружали тысячи монгольских и китайских всадников, а белая одежда на нем означала рассвет Учения в мрачном варварском царстве. Во время празднования торжественной встречи Далай-ламы и Алтан-хана подносили наилучшие из великих даров. Потом, на месте встречи был сооружен первый монастырь гелукпы, обитель Будды трех времен Богдо Цзонхавы, названный Тэгчен Чойлинг ("Крепость Дхармы Великой колесницы"). Вскоре количество послушников в нем перевалило за тысячу.

Здесь же, в Монголии, Далай-лама для укрепления Учения нашел себе преемника, мальчика из родственников Алтан-хана (будущего Иондан-гьяцо, 1589-1616). На этой же встрече присутствовал и правитель Халхи — Абатай-хан.

Алтан-хан, кроме вещественных подношений, пожаловал Его Святейшеству титул Далай-лама ("Океан-лама) Ваджрадхара. С тех пор преемники линии Победоносного Авалокитешвары носят титул Далай-лама. Хан и его свита получили множество наставлений.

Правитель сорока монгольских родов хан Ордоса Сеченхан также пригласил Далай-ламу и встретил его с почетом. Хану и его окружению, после того, как они поднесли бесчисленные подношения были дарованы посвящения в садхану Хеваджру.

В 1586 году, по просьбе сына Алтан-хана Сенге Тугурунга Далай-лама прибыл в Хух-хото. В это время началось строительство буддийских монастырей. Одним из ранних примеров служит ансамбль первого буддийского монастыря ЭрдэниДзу в Халхе, состоящего из трех храмов. Он был построен в 1586 г. в долине реки Орхон. В 1587 г. в этот монастырь прибыл тибетский лама Шиддиту-габчжу, совершивший великое освящение (йэхэ раб-нэй) строения и учредивший устав монашеского общежития.

Таким образом, Алтан-хаган Тумэдский провозгласил тибетский буддизм официальной религией Монголии, как и в древние времена, с тем лишь отличием, что теперь ведущим направлением стала Гелукпа. Возрождение Дхармы началось. Сам он был объявлен "дхармараджей", при нем сформировалось убежденность о преемственность монгольской государственности от древнеиндийского первого императора Махасамматы и царей Тибета, что вылилось в учение о трех главных буддийских государствах — Индии, Тибете и Монголии.

Проповедь буддизма в Халхе произошла позже, поскольку Его Святейшество не смог приехать по приглашению Абатай-хана и поэтому лишь даровал советы по делам религии. Вместо себя он отправил Ширэтэ Чойдже. Здесь же в южной Монголии в 1588 году в Его Святейшество ушел из жизни.

Пришедший в Монголию буддизма представлял собой универсальную систему, сложившуюся под влиянием теории и практики его более ранних направлений, окончательно оформившуюся в Тибете в XTV-XV вв. в учении школы Гелукпа.

Со второй половины XVI в. возобновляется строительство буддийских храмов и монастырей. Первоначально культовые центры располагались в юртах. Украшенные снаружи и особенно внутри цветным войлоком, тканями, шкурами, росписями юрты по своему функциональному назначению могли быть жилищем, дворцом и храмом. Традиция сооружения передвижных храмов сохранилась до сих пор. Храмы-юрты сначала не отличались от жилых, лишь над кровлей возвышались символы буддийской веры. Однако в связи с увеличением верующих встала проблема расширения пространства. К основному храму стали пристраивать дополнительную юрту, увеличивая количество стен-секций и устанавливая опорные столбы. В 1654 г. в кочевом монастыре Их-Хурэ был построен большой храм Батцаган. Его внутреннее пространство можно было расширять до бесконечности за счет галерей, т. к. конструктивное решение было основано на традиционном методе разборного секционного жилища.

Конец XVI в. и начала XVII в. характеризовались значительным ростом интереса монголов к литературе и книжным занятиям.

В Чахарском ханстве при Лигден-хане проводилась колоссальная переводческая деятельность, что позволило в 1628-1629 гг. группе из 35 переводчиков под руководством Гунга-Одсера завершить перевод на монгольский язык Ганджура в 113 томах. Этому событию предшествовало написание тибето-монгольского словаря "Источник Мудрецов", подобного санскрито-тибетскому "Махавьютпатти", составленного в свое время тибетцами для перевода буддийских писаний. Лигдэн-хан и халхаский Цогту-тайчжи боролись за независимость Монголии от Китая и покровительствовали красношапочным школам. Авторы монгольской хроники "Шара Туджи" так описывают Лигдэн-хана: "Лигдэн-хутухта, прозванный Суту Чингис Даймин Сэцэн, победитель всех стран, великий чакравартин, Дай Дайцзун, тэнгри из всех тэнгри, всей Вселенной Хормуста, вращающий золотую чакру, владыка Учения, превосходным образом осуществлял два правления". И далее: "Так как среди правителей и подданных участились события, противоречащие интересам государства Лигдэн-хан, исчерпав мирные средства, объединил насильственным способом великие улусы шести туманов".

В 1637-1640 гг. в Кукуноре дхармараджа Гуши-хан, покровительствующий Гелукпе, разбил войска Лигдэн-хана и Цогту-тайджи и после этого передал власть в Тибете школе Гелукпа, хотя Тибетом с 1640 по 1717 годы фактически управляли монголы. Чахарское ханство было уничтожено, и вся Южная Монголия через несколько лет переходит под манчжурское правление, получив обозначение Внутренней Монголии. Халха, или северная часть страны (собственно Монголия), стала именоваться Внешней Монголией.

Манчжуры, пришедшие к власти в Китае в 1644 году, вели двоякую политику как по отношению к Монголии, так и по отношению к Тибету. В это время большое значение приобретает область между северо-восточным Тибетом и Монголией — Амдо, населенная монголами, тангутами, тибетцами, китайцами. Это был реальный индо-тибето-монгольский узел и пересечение всех буддийских традиций. В Амдо родились и творили многие выдающиеся деятели Гелукпы. Из амдосского монастыря Гонлун был приглашен в Пекин Агван Чойдан (1642-1714), ставший первым чжанчжа-хутухтой, первым придворным ламой и главой по делам Внутренней и Внешней Монголии.

В 1706 г. манчжурский император пожаловал Чжанчжа-хутухте титул "Имперский учитель", и этот титул стал передаваться и последующим чжанчжа-хутухтам. Таким образом, манчжуры намеревались создать свой, управляемый центр Северного буддизма.

Чжанчжа-хутухты развили бурную деятельность по пропаганде буддизма и связанных с ним прикладных наук. Буддийское искусство широко внедрялось в монгольские монастыри, смешиваясь с национальными элементами. Монгольские художники XVII века активно осваивают секреты живописного мастерства, постигают мир образов буддийской мифологии, знакомятся с канонами. Художники имели наряду с иконографическими текстами, графические образцы, прорисовки, на которых обозначались надписями цвета. Канон определял не только сюжет живописного образа, его композицию, цветовую гамму, но и весь процесс творчества, целью которого было не воссоздание окружающего мира, а передача внутреннего "духовного видения". Старомонгольская живопись оказала огромное влияние на появление такого вида творчества, как вышитые иконы или иконы-аппликации, которые широко распространились и стали популярны как проявление декоративно-прикладного искусства. Среди распространенных в монгольской иконографии сюжетов было популярно изображение рая Сукхавати, где царствует Будда бесконечной жизни Амитабха. Излюбленными были серии на тему жизни и перевоплощения легендарных и исторических деятелей, таких как Гэсэр-хан, небесный герой, боровшийся на земле за справедливость.

Выдающаяся роль в истории монгольского национального искусства, особенно пластики, принадлежит крупнейшему политическому и религиозному деятелю средневековья гомбодоржийну Дзанабадзару (1635-1724), носившему титул Ундур-гэгэна — "высочайший наставник". Согласно существующей традиции, его называют автором целого ряда скульптурных и живописных работ, непревзойденных изделий из бронзы.

Он родился в семье могущественного правителя Халхи (Северной Монголии) Тушету-хана Гомбодоржа. Владения Тушету-хана находились в восточной части Халхи. Самый богатый и влиятельный человек Халхи, он пользовался большим авторитетом у других правителей Северной Монголии. Детское имя Дзанабадзара было Билгун-очир. Родители определили для него поприще духовной деятельности. Еще за восемьдесят лет до рождения мальчика его прадед — Абатай-хан пригласил в свои владения буддийских монахов из Тибета, которые стали строить храмы, украшать их скульптурой и живописью, переводить на монгольский язык книги.

В четырнадцать лет он отправляется в Тибет, где принимает посвящение от Панчен-ламы Лубсан-Чойжалцана и провозглашается перерожденцем знаменитого тибетского историка и религиозного деятеля Таранатхи (1575-1635).

Через пять лет в 1649 г. Дзанабадзар вернулся на родину. Здесь его стали называть "Ундур-гэгэн Дзанабадзар" или духовным титулом "хутухта" (перерож-денец) или более возвышенно — Чжебзун-дамба-хутухта (Высокочтимый Святой перерожденец). Через год он снова был вынужден возвратиться в Тибет — навестить тяжело заболевшего наставника, Панчен-ламу. И каждый раз, возвращаясь, он привозил с собой на родину священные буддийские книги, скульптурные и живописные изображения лиц буддийского пантеона. В его окружении были монахи-ламы, зодчие, художники, писатели, переводчики, музыканты.

Еще до первого отъезда в Тибет Дзана-бадзар, как свидетельствует его официальная биография, при поддержке своего отца и старшего брата принял участие в возведении храмов и монастырей.

Главным в деятельности этого незаурядного человека было то, что он сделал для возрождения и развития монгольской культуры: создание нового алфавита "соёмбо", обширная строительная деятельность (именно тогда были заложены основы буддийской архитектуры Монголии). Биографы Дзанабадзара сообщают, что он был искусным художником. Наклонности к искусству про-явились у него в раннем детстве, когда, играя со сверстниками, он лепил из глины и рисовал все, что привлекало его внимание. Можно предположить, что и в дальнейшем в его окружении были люди, стремившиеся развить эти художественные наклонности, преподать ему навыки мастерства. Скульптуры пяти Дхьяни-Будд отлиты Дзанабадзаром из бронзы в технике "исчезающей восковой модели". Они почти одинакового размера, схожи по композиции и кажутся похожими. Но на самом деле в них нет ни одной повторяющейся черты лица, драпировок.

Созданные им скульптуры хранились как величайшие сокровища. Среди них называли изображения пяти Дхьяни-Будд. Ваджрад-хары, Белой и Зеленой Тары, других лиц тантрийского пантеона. В них мастер создал образ человека возвышенно-прекрасного. Его женские образы богини Тары наделены такой одухотворенностью и живой индивидуальностью, что родилась легенда о любви художника к прекрасной, реально существовавшей женщине, ставшей прототипом его творений.

Еще при жизни мастера его работы стали объектом изучения и повторения. Были созданы произведения, отмеченные едиными стилистическими особенностями: утонченной грацией, единым пространственным решением, совершенной проработкой деталей при их полном подчинении общей выразительности образа, высоким техническим мастерством.

Дзанабадзар или Ундур-гэгэн был не только художником, но и философом, писателем, политическим и религиозным деятелем.

Дзанабадзар жил в трудное время. О прежнем могуществе монгольского государства при великих ханах сохранились лишь воспоминания. Владения монголов сократились, распались на враждующие княжества. В 30-х годах XVII века в Западной Монголии образовалось сильное Джунгарское ханство. Ситуация была нестабильной, постоянно происходили военные стычки и захваты. Напряженная обстановка осложнялась столкновениями с Китаем, где в 1644 году сформировалось маньчжурское военно-феодальное государство.

 

Пользуясь непререкаемым авторитетом среди современников, Дзанабадзар стремится поддерживать дружественные отношения с соседними государствами, в первую очередь с Россией и Китаем. Впрочем дружба с Китаем, закрепленная в городе Долоноре в 1691 г. как пакт о "покровительстве", стоила Монголии 220 лет манчжурского господства.

Изведал Дзанабадзар и разлуку с родиной. Вернувшись в Халху в 1700 году, он застал здесь страшное разорение. Однако уже в следующем 1701 году он принял меры к восстановлению основанного его прадедом знаменитого монастыря Эрдэни-Дзу. Здесь он строит и свою резиденцию — дворец Лавран. Выбор места был не случаен: в начале XIII века здесь находилась столица монгольского государства.

Когда в 1722 году умирает манчжурский император (Канси), Дзанабадзар отправляется в Пекин почтить его память. Оттуда он больше не вернулся. Он скончался весной 1723 года, на 89-м году жизни — "переменил одежды", как было объявлено в официальном сообщении. Его останки в драгоценном саркофаге перевезли на родину, в монастырь Ребу-гежегандан-шад-бу-линг, а через тринадцать лет поместили в специально построенной усыпальнице монастыря Амар-баяс-хуланту — одного из красивейших в Монголии. Перерожденцы Дзанабадзара стали наследовать его титул и Джебзун-дамба-хутухты стали Владыками Монгольской Сангхи, подобно Далай-ламе в Тибете.

Жизнь Дзанабадзара стала легендой после его смерти. Рассказывают, что на просьбы учеников написать свою биографию он неизменно отвечал: "Если не говорить о том, сколько бооз (позы, пирожки с мясом) съедено, то не о чем писать". Традиция приписывает ему автопортрет, на котором он изобразил себя с бараньей лопаткой в руках, сидящим за столом, уставленным яствами.

В 1779 году кочевой родовой монастырь Дзанабадзара Их-Хурэ ("Великий Круг") окончательно останавливается в долине реки Толы и больше отсюда не снимается. Постепенно вокруг него образуется поселение, которое вскоре превращается в столицу Монголии — Ургу.

Во второй половине XVIII в. политика китайцев после подавления антиман-чжурских движений в Джунгарии, среди ойратов, Халха-Монголии, в Амдо и Тибете перешла в более откровенную стадию по разъединению некогда единой Монголии. Перерожденец Дзанабадзара — Ургинский хутухта, или Богдо-гэгэн — глава Монгольской Сангхи, как и Далай-ламы Тибета стал зависеть от политики Пекина. Начиная с Третьего Богдо-гэгэна эту должность стали занимать не монголы, а тибетцы.

Тем не менее в это время в Монголии идет интенсивная переводческая, художественная и архитектурная деятельность. Возникают монастыри, весьма характерные для монгольского зодчества. Они как правило вбирают в себя китайские и тибетские стили. Например, в традициях монголо-китайской архитектуры возведен храм Цокчин в Улан-Баторе, в монастыре Гандан и т. п.

А одним из примеров, где слились воедино стилевые особенности китайского и тибетского зодчества является храм Гомбогур (XVIII в.) в монастыре Эрдэни-Дзу.

Здания строились и в традициях тибетской архтектуры, для которой характерна величественная простота и монументальность. Обычно они имели квадратное или четырехугольное основание, на котором возводились мощные гладкие стены, имевшие небольшой наклон к центру, способствовавший созданию у зрителя впечатления большей, чем в действительности, высоты храма. Сложенные из камня стены белились, а украшением их являлись поэтажные и кровельные карнизы, окрашенные в красный и черный цвет, с круглыми медальонами или орнаментальной росписью. Строгость и ясность очертаний тибетских храмов были ближе эстетике монголов, чем китайские культовые ансамбли с их пышностью и декоративизмом. Одним из самых изысканных памятников этого стиля предстает дворец Лабран, построенный Дзанабадзаром в монастыре Эрдэни-Дзу.

В крупных монастырях Монголии устраивались религиозные мистерии цам, на подобии тех, что составляли органичную часть тибетского буддизма, из которого собственно эта традиция и была заимствована.

В 1911 г. власть в Монголии перешла целиком к Джебзун-дамбе или Богдо-гэгэну. Это событие было вызвано революцией в Китае, освоением русскими Манчжурии и политикой самого Богдо-гэгэна. Представители монгольских князей вручили амбаню в Урге послание, где китайско-манчжурское правительство извещалось об "образовании отдельного государства с провозглашением великим ханом Джебзун Дамбы Ламы, который сумел постичь оба закона — Дхармы и государства... Он почитается за сына Тушету-хана, предка наших князей, вследствие чего ваше, маньчжуров и китайцев, пребывание здесь с целью управления нами стало совершенно бесполезным". В стране, как и в Тибете, установилась теократия. Вступивший в правление Автономной Монголией Богдо-гэгэн "многими провозлашенный" обнародовал свою программу, согласно которой чиновниками будут назначаться лишь лица, исповедующие буддизм, что издаваемые законы будут согласовываться с Россией, запрещалась китайская одежда, вводилась русская у высших чиновников и монгольская у низших. В монастыре Чойжин-ламын-сум стала располагаться резиденция государственного оракула Монголии, которым был родной брат Богдо-гэгэна. К осени 1912 г. Монголия была очищена от китайских солдат, чиновников и торговцев.

Восьмой Богдо-гэгэн был русофилом. Узнав, что Россия вступила в первую Мировую войну он в 1914 г. вместе с тысячами лам служит службу в своем главном храме Майдари-сумэ за победу русского оружия. Обучать свою гвардию он приглашал русских офицеров.

В 1915 г. в Кяхте представителями России, Монголии и Китая подписывается "Тройное соглашение об Автономной Монголии", по которому Монголия все еще признавала над собой сюзеренитет Китая, но благодаря гарантии России ее автономия не нарушалась. Однако постепенно китайские войска вновь наводнили Монголию и в 1919 г. автономия была ликвидирована. Богдо-гэгэн, или Богдо-хан, становился "учителем государства и покровителем Желтой веры на севере". Из пекинской казны ему было назначено жалованье.

Однако из России до Монголии докатывается Гражданская война, и вот в феврале 1919 г. атаман Семенов, отступая во главе Белой Армии из Сибири, созывает в Даурии конференцию монгольских племен, на которой провозглашается Великомонгольское государство. Другая неоднозначная личность — барон Роман Федорович Унгерн фон Штернберг, потомок викингов, волею судьбы оказавшийся в Монголии со своим отрядом и поддерживая дружеские отношения с Богдо-гэгэном, провозглашал ценности ламаизма как высшие. Он принял буддизм и был объявлен Дхармапалой — Защитником Учения. Он ратовал за союз Монголии и России, утвержая, что Монголия это ось всей материковой Азии. Тот, кто дружит с Монголией, будет владеть всей Азией, — говорил он.

Но Красная Армия также перешла границы Монголии ив 1921 г. здесь произошла так называемая Народная революция во главе с Сухэ-Батором и Чойбалсаном. Страна с помощью Красной Армии получает независимость от Китая. Как и в соседней России, здесь начинается строительство социализма и религия оказалась под негласным запретом. Были закрыты и разрушены десятки монастырей. Буддийскую утварь, тибетские книги, драгоценные рукописи и ксилографы грузовиками отвозили на свалки. Большие монастыри Эрдэни-цзу, Чойжан-сумэ, дворец Богдо-гэгэна и др. были превращены в музеи.

В Урге, переименованной в Улан-Батор, оставили всего один монастырь — Гандан-тегчин-линг, в котором находилась школа для лам, преобразованная позже в Буддийский Институт. Это было единственное место, где кандидаты в ламы получали буддийское образование. До недавнего времени здесь учились и бурятские ламы.

С 1991 г. в результате перестроечных перемен Монголия вновь обращается лицом к своему недавнему богатому национальному прошлому, возрождается буддизм. Монголы, вопреки линии партии, сумели сохранить свои древние традиции. Многие буддийские духовные практики и их прикладные аспекты, такие как медицина, астрология и геомантия, сохранились только в Монголии.

Сейчас в Монголии вновь объявлен постепенный переход к старомонгольской письменности — "монгол бичиг", в которой отразилась национальная история, дух и таинственная красота Монголии. Это значит, что для современных монголов станет доступна древняя литература и науки. Русский путешественник Н. Пржевальский писал в свое время, что ламаизм в Монголии пустил такие глубокие корни, как может быть ни в одной стране буддийского мира. Формы монгольского буддизма очень близки тибетскому, но они обрели особенности, которые придали северному буддизму в этой стране неповторимый, самобытный и яркий характер, в результате чего Учение и сохранилось.


Средняя Азия была важнейшим регионом, где формировались буддийские идеи и целые направления Северногго Буддизма. С III в. до н.э. до VII в. н.э. Средняя Азия представляла собой достаточно однородную в этническом плане территорию при значительной мозаике государств и областей. Здесь проживали в основном восточно-ираноязычные народы, такие, как саки, массагеты, гэгдийцы, парфяне, персы, тохары, кушаны, принадлежавшие к индо-европейской семье народов.

Однако буддийский автор Фа Линь утверждал, что Буддизм появился в Китае намного раньше, чуть ли не в XII в. до н.э. Он писал про то, как на 24-м году правления чжоуского Чжаована (1052— 1002 гг. до н.э.) в природе произошли чудесные знамения. На вопрос Чжаована о причинах сего, главный историк Су Ю ответил, что на Западе родился великий Мудрец. Далее, пишет Фа Линь, на 53 году правления Му-вана (1001 — 947 гг. до н.э.) природа погрузилась в печальные тона. Придворный историк Ху До сказал, что на Западе умер Святой. Согласно этой легенде, китайцы знали о Будде уже в 1028 году до н.э. (что в принципе совпадает с датировкой жизни Будды тибетскими авторами, такими как Хайдуб-Дже). Более того, есть предание, что Бо И, помощник патриарха китайской цивилизации Юя (2205-2197 гг. до н.э.) также знал о Будде.


Rambler's Top100 ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека