Центр тибетской медицины 'Кунпен Делек Менкан' - Дарующий благо и полезный для всех
Будда медицины

Библиотека

Буддизм: история, каноны, культура

Тантрийский символизм в тибетской литературе

После утверждения в Тибете буддийского тантризма или ваджраяны ("Алмазная колесница"), которая заняла все ключевые позиции в стране, она стала представлять собой высокоразвитую религиозно-философскую систему, оказавшую глубокое влияние на тибетскую культуру. Она явилась мощным импульсом для создания оригинальной тибетской литературы, специфика которой заключается в усиленном внимании к описанию путей духовного совершенствования личности. Осознание тибетцем себя и своего места в "культе троичности" или триад "земля - человек - вселенная" стало доминирующей темой тибетской средневековой литературы.

Тщательно и детально разработанная символика буддизма ваджраяны, ее психологизм и особое понимание категорий пространства и времени составляют характерные черты тибетского буддизма, без знания этой символики невозможно достаточно адекватное понимание памятников буддийской литературы Тибета.

Первичным литературным выражением тантры является текст аналогичного названия. Однако пользоваться текстом той или иной тантры для практики сложно, ввиду их объемности и массы вторичных деталей, поэтому они были преобразованы в более короткие и сжатые переложения чисто практической направленности, называемые абхисамая ("ясное познание" или по-тибетски "онтог"). В свою очередь тексты "ясного познания" были переписаны в качестве садхан или "методов реализации" той или иной тантры (по-тибетски "дубтхаб"). Текстов садхан к одной и той же тантре может быть великое множество, с многими отличиями друг от друга, все они были написаны или продиктованы разными учителями и разных школ и число их будет расти, поскольку у каждого поколения практикующих могут быть свои особые подходы в тантрийской реализации. Сами же тексты садхан состоят из следуемых друг за другом информационных блоков, куда входят хвала идаму и его окружению, созерцание Прибежища, зарождение бодхичитты, реализация пяти мяс и нектаров, построение ваджрного дворца и мандалы вообще, защитный круг, жертвоподношения, просьба к учителям традиции, мантры, молитвы (программы продвижения), смрити-дранпа - памятование о символах идама, его атрибутах и пр.

Медитация в буддизме ваджраяны связана с символами, поскольку в отличие от буддизма сутр, где буддийскими идеями оперируют на уровне понятий, тантра использует другой метод, более эффективный: эти самые понятия, как положительные, так и негативные, представляются в виде символов, с определенной формой и цветом. Эти символы как бы вбирают в себя всю необъятность и глубину понятий, а главное - ими можно оперировать в визуализации. Таким образом, если практикующий представляет, что он плавит некий символ, олицетворяющий омраченность, то, согласно учению Виджнянавады (разработавшей этот метод), омраченность сознания действительно исчезает. На этом базируется, например, метод буддийского очищения. Метод преображения не требует устранения чего-либо, однако в этом случае необходимо представить себя в искомом совершенном состоянии, представляемом в виде некоего совершенного символа, например, в виде сияющего божества. Конечно, это требует определенной подготовки и посвящения, ибо для многих людей осознавать себя божеством неимоверно сложно.

Тем не менее, главной целью постигающего буддийские доктрины является познание самого себя и обретение совершенства. Для достижения этой цели считается необходимым прежде всего успокоение каждого движения мысли, приведение ее к ясности и беспризнаковости, доведение сознания человека до высшего и устойчивого уровня. Основной и необходимой практикой, применяемой для преображения человеческого сознания в пробужденную мудрость Будды, является медитация и визуализация.

Медитация представляет собой состояние совершенного мысленного сосредоточения, достигаемого с помощью дхьяны и самадхи. Санскритское слово "дхьяна" переводится тибетским "bsamgtan", буквально: "устойчивый ум". Этот перевод наиболее точно выражает центральную идею дхьяны. Санскритский термин "самадхи" (samadhi) означает "соединение вещей вместе" или "союз медитирующего с объектом медитации", буддизм считает самадхи высшим состоянием умственного сосредоточения. В буддийском тантризме конечной целью медитации является осознание тождественности нирваны и сансары.

Медитативная же практика основана на тексте - в этом, как говорилось, ее отличие от медитации на уровне сутр. В обучении текстам для медитации огромную роль играет устная традиция, которая дополняет и завершает текст, а также реализует его во время посвящения ученика. Тантрийский текст имеет три уровня толкования: внешний, внутренний и тайный. Первый уровень (тиб. lung) представляет собой непосредственную интерпретацию текста, второй (тиб. khrid) - пословное объяснение специфических и сопутствующих значений, третий - само посвящение (тиб. dbang).

Обучение текстам проходит в три этапа. На первом этапе учитель объясняет начинающему процедуру выполнения упражнений и обучает его визуализации мандалы и совершению садханы. Мандала в буддизме ваджраяны - символ сферы божества, изображенный в виде ми-стического круга или диаграммы с образами божеств. Эти мандалы ученик должен научиться воссоздавать в своем воображении.

Садхана служит для вызывания божества, обычно путем чтения наизусть соответствующих мантр и медитации на его внешнем образе. Садхана, существующая в записи, содержит полное описание внешнего вида и атрибутов божества вместе с его специальной мантрой.

На втором этапе учитель дает ученику упражнения или специфические тесты и, определив степень понимания их учеником, решает, готов ли он к получению дальнейших наставлений. Если испытание прошло успешно, то на третьем этапе осуществляется посвящение, которое включает всевозможные объяснения, помогающие постигнуть сокровенное Учение и внешне и внутренне и дающие ученику возможность реализовать в себе природу Будды. "Нужно сосредоточиться на Невообразимом, на Невыразимом, которое внутри человека, нужно забыть обо всех чувствах, обо всех мыслях и испытать, пережить это Невыразимое"; "Так говорю: я испытал все учения, и нет ни одного из них, достойного чтобы я принял его; видя ничтожество всех учений, не предпочитая ни одного из них, взыскуя истину, я узрел "внутренний" мир" (СуттаНипата, кн. IV).

В буддизме ваджраяны существует ряд практик, ставящих своей целью освобождение индивида от "трех ядов" (омраченности, страсти, ненависти). С этими практиками связаны многочисленные посвящения, последовательно вводящие адепта во все более и более глубокие тайны сокровенного Учения. Несмотря на то что в ваджраяне существует корпус текстов для медитации, на практике считается вполне допустимым медитация лишь на одном тексте, с помощью которого можно достичь Пробуждения.

Один из самых распространенных текстов в буддизме ваджраяны - текст или садхана, используемая для медитации на мандалу Пяти дхьяни-будд (Будд, постигаемых исключительно в созерцании). Дхьяни-будды визуализируются йогином в процессе медитации в человеческом облике как видимые символы и знания духовного совершенства, с их отличительными мудрами (жестами), позами (асанами) и атрибутами.

Rambler's Top100 ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека