Центр тибетской медицины 'Кунпен Делек Менкан' - Дарующий благо и полезный для всех
Будда медицины

Библиотека

Буддизм: история, каноны, культура

СОСТАВЛЕНИЕ ТИБЕТСКОГО КАНОНА. Буддийская литература в Тибете. Ганджур.

Буддийская литература в Тибете

Появление буддийской литературы в Тибете относят к 632 г. во время правления Сронцзан Гампо. Царский советник Тхонми Самбхота был послан в Кашмир для изучения санскритской грамматики.

Через несколько лет, вернувшись в Лхасу, он упорядочил древний тибетский алфавит "умэй" (без-головы) на манер письма дэванагари (в стиле ланьчжа), который получил название "учжан" (с головой). Он также написал грамматику тибетского языка, используя филологические конструкции из санскрита. Тхонми Самбхота перевел на тибетский язык крупное произведение буддизма махаяны "Авалокитешвара-гуна-каранда-вьюха сутра" ("Детальное описание корзины достоинств Авалокитешвары"). К 655 г. большая часть буддийских текстов была уже переведена на тибетский язык.

Тибетский буддийский канон, признаваемый всеми школами, включает в себя более шести тысяч различных произведений и делится на два больших раздела: Ганджур и Данджур.

Чистая земля Падмасамбхавы.

Ганджур ("Перевод слов [Будды]")

В традиционном издании Ганджур состоит из 108 томов, которые содержат свыше двух тысяч сочинений, почитающихся в Тибете наиболее священными и авторитетными, поскольку их авторство приписывается самому Будде. Ценность Ганджуру добавляет и то обстоятельство, что, по сути, это перевод махаянского канона, который таким образом полностью сохранился на тибетском языке, в то время как на санскрите остались в результате исторических перепетий лишь отдельные произведения.

Ганджур открывается 13 томами Винаи. В этих произведениях содержатся наставления Будды Гаутамы о том, как должно и как не должно себя вести члену монашеской общины, в них говорится о пользе соблюдения взятых на себя обетов, о дурных последствиях, связанных с их нарушением, и т.п. Поучая свое окружение, Будда приводит многочисленные притчи, используя различные сказочные сюжеты.

Далее следует 21 том сочинений, излагающих теорию и практику Праджняпарамиты - "парамиты мудрости", наивысшей из всех парамит, и составляющих Абхидхармапитаку. (В некоторых изданиях канона после Винаи следует отдел сутр в 66 томах.)

В Абхидхарма-питаке находится "Юм Победоносного (т.е. Будды)" трех видов: пространный (100 тыс. шлок), средний (25 тыс. шлок) и сокращенный (8 тыс. шлок). Эти трактаты по Праджняпарамите, из которых Аштасахасрика (или "Восьмитысячная") почитается буддистами особо. Помимо парамиты мудрости, говорится о пользе практики и других парамит.

Затем идут 44 тома махаянистских сутр, содержащих проповеди и поучения Будды. Они также превозносят  бесчисленные заслуги других Будд и бодхисаттв, рассказывают о пользе преданного служения им, восхваляют путь бодхисаттвы, который приносит себя в жертву во имя спасения других живых существ, перечисляют его атрибуты и стадии духовного продвижения, затрагивают философские аспекты доктрины: учение о трех телах Будды, теория Абсолюта как сознания-сокровищницы (алая-виджняна) и т.д. В отделе сутр находится сутра о бодхисаттве Кшитигарбхе ("Сутра Сердца земли"), "Лалитавистара", "Пратимокша-сутра", "Сутра о мудрости и глупости", "Ратнамегха-сутра" и многие другие. Сюда же включены джатаки и аваданы.

Завершается Ганджур 22 томами тантрийских текстов. Слово "тантра" является синонимом санскритского слова "прабандха", которое означает "непрерывность", "преемственность" и подразумевает под собой непрерывность бытия. Основная идея тантры, как и других учений буддизма, заключается в достижении состоянии совершенства и пробуждения (или обретении природы Будды), но присущее тантре качество непрерывности продолжается даже за пределами достигнутого состояния пробуждения. В этом ее отличие от других буддийских учений.

Учение тантр основано на йогической практике, так как тантристы считают, что философские, религиозные и другие учения могут быть поняты через знание истинной природы ума. Тантрийские тексты описывают различные религиозные практики, в том числе садханы и медитации, в процессе которых в сознании медитирующего происходит слияние микрокосма с макрокосмом, означающее уход от любых форм дуальности. В этом тантра отличается от учения сутр. В зависимости от методики, степени сложности посвящения, а, следовательно, и быстроты достижения цели, все тантры делятся на четыре класса (от низшего к высшему): Криятантра, чарья-тантра, йога-тантра и ануттара-йога-тантра (или маха-йога-тантра). Считается, что если при практике тантр низшего класса процесс достижения просветления занимает 16 человеческих жизней, то практика тантр высшего класса, а именно: хеваджра-тантры, чакрасамвара-тантры, гухьясамаджи-тантры и калачакра-тантры - позволяет обрести природу Будды в течение одной жизни. Их цель - "Просветление здесь и сейчас", и путь достижения этого просветления самый прямой.

Произведениям Ганджура присущ единый план построения. Все они начинаются с формулы поклонения: "Поклоняюсь всем Буддам", "Поклоняюсь всем Буддам, бодхисаттвам и Арья Сангхе, пребывающим в бескрайних областях мира десяти сторон". Нередко формулы поклонения адресуются бодхисаттве мудрости Манджушри. За формулой поклонения следует фраза: Evam maya srutam - "Так было однажды услышано мною"(слова Ананды). Но в хеваджратантре эти слова интерпретируются как "Я понял e-warn", т.е. истину этой тантры, которая есть совершенное знание, так как здесь "Е" истолковывается как мудрость (праджня), a warn метод (упая), что лишний раз  cвидетельствует о зашифрованности тантрийских текстов и трудности их прочтения без специальной подготовки.

Затем указывается место, где пребывал Будда, когда он высказал приводимые ниже поучения, и перечисляется его окружение. Иногда лишь отмечается, что Будда сидел в окружении многочисленной Сангхи, или пространно перечисляются все виды животных и существ, которые внимали Будде, после чего дается основной текст. Как правило, этот текст построен в виде вопросов и ответов. Вопросы задавал Будде кто-либо из его ближайших учеников, чаще всего Ананда, Субхути, Маудгальяна, Шарипутра, Махакашьяпа, а Будда подробно отвечал на них. В отдельных случаях Будда сам задавал вопросы ученикам и сам же на них отвечал. Обычно текст заканчивается словами: "Все возрадовались, выслушав поучения Победоносного". Для текстов Ганджура характерны многочисленные повторы, что облегчало заучивание их наизусть.


Rambler's Top100 ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека