Центр тибетской медицины 'Кунпен Делек Менкан' - Дарующий благо и полезный для всех
Будда медицины

Библиотека

Буддизм: история, каноны, культура

Учение Гелукпы

В основном школа Гелукпа придерживается философской традиции Мадхьямика-прасангики, и в ней применяется метод практики, которому учил Атиша в его Кадампа, обобщенно выраженный в следующем отрывке:

"Принимать все учения (Будды) как наставления, понимая, что все эти наставления являются главным путем (или частью пути), который (постепенно) ведет человека к достижению Состояния Будды, и практиковать три стадии пути (высший, средний и низший) в соответствии со способностями".

В традиции Гелукпа подчеркивается учение о взаимозависимом возникновении (Пратитьясамутпада) как доказательство того, что все дхармы пусты и свободны от концептуализации. В соответствии с доктриной о взаимозависимом возникновении - все дхармы не имеют собственной природы и возникают на основе взаимозависимых причин и условий. Следовательно, дхармы пусты - в том смысле, что лишены собственной природы и не функционируют независимо друг от друга.

Ямантака. Танка. Тибет.

Школа Гелук делает особенный акцент на глубоком и интенсивном изучении буддийских трактатов. Для изучения сутр, в основном используются приведенные далее тексты: 1) Ньяя (логические) тексты Дигнаги и Дхармакирти, 2) Праджняпарамита Майтринатхи или Асанги, 3) Тексты Мадхьямаки Нагарджуны или Чандракирти, 4) Абхидхарма Васубандху и Асанги, и 5) текст виная Гунапрабхи. Кроме оригинальных текстов, изучается множество комментариев индийских и тибетских ученых. Например, только в монастыре Дрепунг каждый дацан (отделение, факультет) имеет различные йиг-ча (комментарии текстов), написанные гелукпинскими учеными в этих же дацанах. Изучение оригинальных текстов происходило на основе этих комментариев. Далее следуют тантры, которые обычно изучались: Гухьясамаджа, Чакрасамвара, Ваджрабхайрава, Хеваджра, Калачакра и Ваджрайогини.

В аспекте тантры Гелукпа следует новым переводам тантр, это: крия-йогатантра, чарья-йога-тантра, йога-тантра и ануттара-йога-тантра.

Были организованы, уже в преемст-венность Гендундуба, две тантрийские школы: так называемая Нижняя Тантрийская школа Гьюдмад (была основана в 1440 году Шейрабом Сенге) и Верхняя Тантрийская школа Гьюдтод (была основана Гьюдченом Кунга Дондубом в 1474 году).

Однако, все же, главным отличием школы от других будет то, что в ней практикуют и сутру, и Тантру в соответствии со "Ступенями пути" (Ламрим), которые являются постепенными методами, начиная с Предварительных Практик и кончая Степенью Завершения на уровне махамудры. Последователи гелукпа в своих тантрийских практиках используют две стадии: Стадию Развития (Чжедрим) и Стадию Завершения (Дзогрим). Посредством использования этих методов они реализуют шуньяту через спонтанно возникающее блаженство (дэ-донг) и достигают полностью совершенного состояния Будды.


Rambler's Top100 ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека