Центр тибетской медицины 'Кунпен Делек Менкан' - Дарующий благо и полезный для всех
Будда медицины

Библиотека

Буддизм: история, каноны, культура

Гелугпа («Добродетельная традиция»)

Трактаты и медитативные практики тибетских линий отличаются друг от друга своим происхождением от разных передач из Индии и различными нуждами их последователей. Но все эти школы едины в том, что они тем или иным способом ведут к той же цели - Пробуждению, к состоянию Будды. Это подобно разным лекарствам, которые одинаковы в том смысле, что все они делают людей здоровыми.

С 1410 года начинается третий, новейший период развития тибетского буддизма, и связан он с возникновением и усилением школы Гелукпа. В это время в силу многих причин буддизм исчезает из Индии и Тибет становится единственным местом, где Индийский буддизм сохраняется во всей его полноте, пусть и на уровне различных школ. Связь с Индией, таким образом, прекращается, и Тибет в этот период вынужден хранить и развивать индийское буддийское наследие, подытоживая и систематизируя его отдельные положения.

Древо прибежища школы Гелукпа. Танка. Монголия.

Из всех тибетских школ Гелукпе удалось распространиться в Монголии, а также среди некоторых тюркских и тунгусских (маньчжурских) племен, а также среди горных племен Западного Китая. Школа характеризуется чрезвычайно развитым монашеством и множеством монастырей: школьного типа (с интеллектуально-академическим уклоном) и уединенного (с созерцательным уклоном).

Эта школа была основана прославленным ученым Цзонхавой Лобсанг Дагпа (1357-1419). В 1410 г. он построил монастырь Галдан и в начале школа была известна как Галданпа, а затем она стала называться Гелукпа. В силу особого отношения к духовным заветам Атиши последователи Цзонхавы назывались также Нео-Кадампа (Кадам-сарпа).

Цзонхава родился в долине Цзонкха (Падь Дикого лука) в провинции Амдо, в северо-восточном Тибете. В возрасте трех лет он принял полные обеты мирянина-упасаки от IV Кармапы Ролбий Дорже (1340-1383) и получил имя Кунга Ньингпо (Анандагарбха). В семь лет он принял начальные монашеские обеты от своего учителя Чойдже Дондуб Ринчена, получив при этом имя Лобсан Дагпа. Еще в юном возрасте он получил много учений и посвящений в тантры Херуки, Ямантаки и Хеваджры и мог наизусть читать текст "Повторение имен Манджушри".

Цзонхава много путешествовал в поисках учений и обучался у мастеров всех существовавших в то время традиций. В возрасте шестнадцати лет он отправился в центральный Тибет для дальнейшего обучения. От Чен-нга Чойки Гьелпо он получил учения бодхичитты и махамудры. Он принял обеты бхикшу линии Шакьяшри из Кашмира. В Брайбуне он изучал медицину у Гончок Кьяба, в Ньетанге - "Орнамент ясного постижения" и Праджняпарамиту, и, достигнув совершенства в искусстве ведения диспутов, прославился своей эру-дицией.

Он посещал также монастыри школы Сакья, где изучал правила монашеской дисциплины, феноменологию, теорию познания, учения о Срединном пути и тантру Гухьясамаджа у таких учителей, как Каджипа Лосал и Ремдава Жонну Лодро. Под руководством последнего он изучал учения Мадхьямики и Абхидхарму. Он получил инструкции по тантре у Кьюнгпо Лхэй-па, ученика Будона, и Лхобрагпа Намкха Гьялцана. Он получил передачи Шести йог Наропы, Калачакры, махамудры, учения Путь-Плод, Чакрасамвары и ряда других, которые позднее передал своим ученикам.

Изучение он дополнял продолжительными ретритами. Самым длительным из них был четырехлетний ретрит в Бол-кха Чолунге, в котором Цзонхаву сопровождали восемь его ближайших учеников. За время своей практики Цзонхава выполнил миллионы простираний, подношений мандалы и других практик очищения. Он имел неоднократные видения буддийских идамов-божеств, особенно Манджушри, с которым мог беседовать, задавая вопросы относительно самых глубоких аспектов Учения.

В философском отношении Цзонхава следовал учениям мадхьямики-прасангики и тантрам нового перевода. На характер его практик оказал глубокое влияние стиль школы Кадампа, основанной Атишей. Цзонхава в совершенстве овладел знанием пяти основных буддийских наук: логики, Праджняпарамиты, доктрины Нагарджуны о "срединном пути" (мадхьямаки), абхидхармакоши и винаи. Продолжая традиции школы кадампа, Цзонхава особое значение придавал строгому соблюдению монашеской дисциплины, требуя от своего духовенства безбрачия и воздержания от опьяняющих напитков. Он запретил также некоторые вульгарные тантрийские практики, хотя сам Цзонхава был большим знатоком учений ваджраяны: Гухьясамаджи, Чакрасамвары и особенно Калачакры; позднее он передал эти знания своим ученикам.

У Цзонхавы были большие способности к учению, и в течение своей жизни он написал 210 трактатов, собранных в двадцати томах. Его наиболее известными работами являются Ламрим Ченмо (ступени пути сутры) и Агрим Ченмо (ступени пути тантры). В дополнение к этому он является автором множества других сочинений. Собрание его работ, составляющее восемнадцать томов, содержит несколько сот сочинений, касающихся всех аспектов буддийского Учения; в них разъясняются многие сложные вопросы буддизма сутр и Мантраяны. К ним относятся "Нектар изящных изречений прямого и косвенного изложения Учения", "Хвала учению о взамозависимом возникновении", "Ясное изложение пяти стадий Гухьясамаджи" и "Золотые четки".

В 1409 г. Цзонхава придал пышность ритуалам своей школы, объединив торжество, связанное с наступлением Нового года, и религиозное празднество "Великого моления" (мон-лам), направленного на достижение благополучия всех живых существ. Были введены занятия по иконографии, для монашества была установлена новая форма одеяния.

Цзонхава выработал также пышный церемониал служения в Лхасе перед статуей Будды и еще более возвысил роль наставника-ламы (учителя), объявив его авторитет непререкаемым для верующих.

Цзонхава получил учения более чем у сотни учителей, и имел тысячи учеников, в основном, в центральных и восточных областях Тибета. Ученость и безупречная жизнь Цзонхавы привлекли к нему большое число последователей, которые образовали ядро школы Гелукпа, постепенно занявшей лидирующее положение среди других школ в Тибете. Его двумя главными учениками были Гьялцаб Дже Дарма Ринчен (1364 - 1432) и Хайдуб Гелег Палсан, 1385 - 1438). Гьялцаб написал работы в восьми томах, а Хайдуб Чже составил десять томов по сутре и тантре. Другими главными его учениками были: Дулдзин Дагпа Гьялцен (1374-?), Панчен Гендун-дуб (первый Далай-лама, 1391 - 1474), Джамьянг Чойже (1379 - 1449), Чамчен Чодже (Dyams Chen Chos rje), Мад Шейраб Сангпо, Кунга Дондуб (1354 - 1435) и Гьюдчен Шейраб Сенге.

Часто Цзонхаву называют "реформатором" тибетского буддизма, однако это неверно: он не реформировал буддизм, не привносил в него что-то новое, а скорее вернул его в русло идей Атиши, его Кадампы. То, что не удалось сделать индийцу Атише, сделал тибетец Цзонхава. Более того, традиция Гелук реанимировала даже некоторые архаичные (бонские) институты, как, например, практику государственного оракула.

Цзонхава. Танка. Тибет.

Цзонхава покинул мир в возрасте шестидесяти лет, 25-го числа 10-го месяца тибетского календаря, передав свой трон в монастыре Гандан своему ученику Гьелцабу. Так началась традиция, сохраняю-щаяся до наших дней.

После смерти Цзонхавы держателем трона монастыря Галдан стал Гьялцаб Дже, а затем - Хайдуб Дже.

В 1438 г. племянник Цзонхавы, Гендундуб, став настоятелем Галдана, возглавил школу Гелукпа. Он много сделал для укрепления ее иерархической системы, положив начало институту далайлам, каждый из которых, по убеждению тибетцев, является воплощением бодхисаттвы Авалокитешвары-покровителя Тибета, а настоятели монастыря Таши Лхунпо получили титул Панчен-лам и рассматривались верующими как воплощения Будды Амитабхи. В дальнейшем из числа Далай-лам самым знаменитым иерархом школы стал Агван Лобсан-гьяцо (1617-1682), получивший имя Великий Пятый; ему выпало на долю завершить превращение Тибета в иерократическое государство -  страну буддийского духовенства.

С тех пор держателями трона Галдан были старейшие ученые, и они же были главами школы Гелук. До недавнего времени 98-м держателем трона Галдан и главой школы гелук являлся Тричен Джампал Шен-пхан (род. 1921), который находился в изгнании в Индии. Сейчас 99-м наследником трона Гандан, и, следовательно, официальным главой школы Гелук является Высокочтимый Иеше Дондуй.



Rambler's Top100 ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека