Центр тибетской медицины 'Кунпен Делек Менкан' - Дарующий благо и полезный для всех
Будда медицины

Библиотека

Буддизм: история, каноны, культура

Монастыри Нингмапы

Раньше существовало около 1000 монастырей и храмов Нингмы в Тибете. Древнейший монастырь Самье ("Бесконечное Созерца ние"), построенный Гуру Падмасамбхавой и Шантаракшитой в IX столетии, является наиболее важным, так как он был первым главным монастырским ин ститутом в Тибете. Он основан в 798 г. и находится в Центральном Тибете.

Внешний вид современного храма традиции Нингма в США.

Позже этот монастырь был под юрисдикци ей последователей школы Сакья. В старину в нем была большая библиотека индийских рукописей. Но в настоящее время от этой библиотеки едва ли что осталось вследствие пожаров и других не благополучных обстоятельств, включая китайскую агрессию. Храмы Цуглаг Кханг и Рамоче в Лхасе, построенные царем Сронцзан Гампо в VII столетии, а также много других древних храмов, имеют нингмапинское происхождение. Однако в последние века большинство этих храмов перешло и нахо дится в управлении школы Гелук. Также в Центральном Тибете нахо дятся два монастыря - Миндоллинг ("Оплот Завершающего Освобождения") и Дорже-браг ("Ваджрная Скала").

Первый является местопребыванием перерожденцев одного из глав школы - Тертон-лингпа, а второй - один из старинных и важнейших монастырей школы. В Восточном Тибете, в Кхаме, в княжестве Дэргэ находится монастырь Дэргэ-гончен ("Великая Обитель для созерцания в Дэргэ"). В этом монастыре имелись ксилографические доски Канжура и Танжура и множество других - Дэргэские издания Канжура и Танжура счита ются наилучшими из тибетских изданий этих двух сборников переводной священной литературы тибетцев. Также в Кхаме находятся монастыри дзогчен-гончен (Великая Обитель для созерцания Великого Совершенства), Лаб-гомпа (Благословеное Созерцание) и другие.

Монастыри этой школы имеются так же и за пределами Тибета, главным обра зом в Монголии, Халхе. Существует большое количество монастырей Нингма в Бутане, немного в Индии (Сиккиме, Ладакхе) и некоторых частях Непала. В последние годы также растет количество центров и храмов Нингмы в Европе и США. 

Гуру Падмасамбхава в окружении образов бардо. Танка. Тибет.

Дзогчен ("Великое Совершенство")

Несмотря на то, что школа Нингмапа рассматривает учение Великого Совершенства (Санти Маха или Махасандхи - дзогчен) в качестве высшей девятой колесницы в структуре духовных путей, многие последователи дзогчена считают свою традицию вполне самостоятельной и самодостаточной. Более того, практиками дзогчена, в явной или скрытой форме, занимались и видные иерархи почти всех школ Тибета, включая и Бон. Данная традиция, ведущая свое происхождение из Уддияны от Видьядхары Прахаршаваджры, через линию преемственности была принесена в Тибет таки ми учителями, как Вайрочана и Вималамитра, а по некоторым данным и самим Падмасамбхавой.

Дуджом Ринпоче, известный мастер школы Нингма.

Наибольшее развитие тибетский дзогчен получил именно в Нингмапе, но практиковался он и в среде буддийского духовенства практически всех школ. Традиция дзогчена поддерживалась и учителями из народа, которые вели неприметный образ жизни отшельников либо домохозяев, ведь дзогчен не требует отказа от обычной жизни. Известно, что среди Новых школ дзогчен практиковали такие видные фигуры, как Третий Кармапа - Райчунг Дорже (XIII в.) и Пятый Далай-лама (XVII в.), который даже учредил в провинции Кхам особые дзогчен монастыри.


Rambler's Top100 ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека