Центр тибетской медицины 'Кунпен Делек Менкан' - Дарующий благо и полезный для всех
Будда медицины

Библиотека

Буддизм: история, каноны, культура

Великая Печать (махамудра)

Махамудра является плодом или завершающим этапом новых тантр. Суть всех учений Будды — это доктрина о Будда-природе — Ясном Свете, присущем уму каждого существа. До тех пор, пока не постигнута природа Будды, переживается иллюзия сансары. Все учения, которые дал Будда, являются методами, с помощью которых можно преодолеть иллюзии и познать истинную природу ума, причем учение махамудры, называемое "путем освобождения", представляет вершит всех его учений. Махамудра состоит из трёх аспектов. а именно, из основы, пути и плода.

Махамудра основы — это единство двух истин: относительной и абсолютной.Это свобода от двух крайностей, а именно веры в неизменное, истинное существование, и от нигилистической точки зрения о несуществовании феноменов.

Гуру Падмасамбхава с Мандаравой и Еше Цогъял. Танка. Тибет.

Махамудра пути состоит в единстве метода и мудрости. Не впадая в крайности нигилизма и веры в неизменность явлений, не пренебрегая мудростью или методом, мы сможем собрать оба вида накоплений: накопление заслуги, связанное с объектами, и мудрости, свободной от таких отношений. Таким образом, Путь заключается в единстве этих двух накоплений.

Махамудра плода — это свобода от двух крайностей: сансары и нирваны. Она покоится на махамудре основы, т.е. единстве двух истин, и махамудре пути, т.е. единстве двух накоплений. Это то состояние, которое не знает никакого различия между тремя сферами сансары и освобождением, т.е. нирваной. Реализация единства Дхармакайи и Рупакайи — это плод махамудры.

Итак, махамудра охватывает три аспекта: основу, путь и плод. Таким образом, ясно, что нет ничего такого, что было бы вне махамудры. Она охватывает все: состояние иллюзии, путь и достижение состояния Будды. Другими словами, махамудра — это реализация природы собственного ума. Сущность махамудры — это путь тонкого прозрения пустоты своего "Я" и дхарм, мудрости, вместерожденной с великим блаженством практики ануттарайогатантры. махамудра — это "Путь Освобождения", высший, самый быстрый и основательный путь достижения состояния Будды.Существуют две махамудры: предварительная и подлинная. Первая из них означает общее переживание прозрения пустоты, соединенное с великим блаженством. Вторая предполагает более полное переживание.

Слово махамудра переводится, как "великий символ". Слово "мудра" (символ, знак, рука, печать, женский принцип) означает совершенную во всех отношениях пустоту, слово "маха" (великое) означает непревосходимость, т.е. выше нет. Смысл этого состоит в том, что глубина и широта махамудры охватывают все. Это слово используется потому, что, когда обретают мудрость вместерожденных блаженства и прозрения, эта мудрость выступает как мистический символ в нашем переживании всех объектов восприятия.

Говоря о философском обосновании этого учения, следует знать, что мудрость пустоты, описываемая прасангиками, — это та же самая пустота, о которой говорится в литературе махамудры. Поэтому большинство ранних учителей махамудры придерживались взглядов, согласующихся с воззрением мадхьямикипрасангики.

Махакала. Танка, Бурятия.

Все философии Индии стремились выявить связь между телом и сознанием. буддизм ваджраяны в Тибете всегда уделял много внимания психологии человека, утверждая, что сознание в целом представляет собой единство шести форм сознания, пять из которых связаны с органами чувств, а шестая форма — сознаниесокровищница (санск. алаявиджняна) — лежит в основе индивидуального духовного субстрата личности.

В трактовке психологических категорий буддийская философия исходит из своеобразной диахронической картины эволюции человеческой личности, эволюции начинающейся от затерянного в сансаре примитивного существа и находящей свое завершение в буддийском йогине, достигающем состояния нирваны. Буддизм ваджраяны предлагает два способа превращения обычного человеческого сознания и энергии в "трансцендентальную мудрость" и "великую энергию". Первый способ заключается в практике "йоги ума" (т.е. пути, не содержащего идеи формы, "пути освобождения", называемого также "йогой великого символа" — махамудра). Второй способ состоит в практике "йоги энергии" (т.е. пути, содержащего идею формы, "пути конкретности", осуществляемого с помощью шести различных йог Наропы). Посредством практики этих двух путей последователь ваджраяны достигает состояния совершенства и просветления, или обретения природы Будды.

Согласно традиции буддизма махаяны сансара и нирвана образуют тождество, тождественны также сознание и мудрость, обретение природы Будды происходит не через разрушение знания, накопленного умом, а через прямое отождествление ограниченного человеческого сознания с безграничным умом Будды. Чтобы проиллюстрировать эту мысль, достаточно привести такой пример: когда Будда достиг просветления, он сказал: "Удивительно, но это так! Я вижу, что в действительности все существа просветлены — все они являются Буддами".

Внутреннее значение термина "махамудра" раскрывается в тибетских текстах через термин "semssrog", т. е. "[наблюдение] природы ума", что характеризует сущность практики. Адепты "йоги ума", или махамудры, практикуют медитацию, в процессе которой происходит слияние микрокосма с макрокосмом, обозначающее уход от любых форм дуальности, образное описание этого состояния можно найти и в некоторых литературных произведениях Запада. 

В схематическом изложении общая структура новых тантр будет следующей:

Воззрение. В философском аспекте все новые тантры базирутся на взглядах мадхьямики прасангики.

Цель. Некоторые комментаторы новой традиции, придерживающиеся взгляда, что все высшие тантры равны в отношении принципа единства как окончательной цели практики.

Практика. Накопление двух собраний (заслуг и мудрости) через прохождение по Пяти Путям посредством особенностей той или иной тантрийской системы.

Медитация. Достижение состояний шаматха и випашьяна на уровнях стадии зарождения и стадии завершения соответственно посредством особенностей той или иной тантрийской системы. Результат пути. Достигается состояние махасиддха (великосовершенного), через постижение махамудры основы, пути и плода, реализация уровня Будды за одну жизнь.

ДалайЛама XIV пишет: "Дзогчен — это высочайший пик, кульминация всех предшествующих колесниц, а все остальные учения преподаются для того, чтобы подготовить практикующего к этому высшему пути".

Именно его часто называют девятой колесницей всего буддийского пути, согласно наиболее полной, на мой взгляд, из существующих, классификации школы нингма.

Эту "колесницу" называют также Атийогой, Махасанпатра (великая полнота) или Махасандхи, Махашанти, Санти Маха (великое совершенство) на языке Уддияны. Другое название этого учения Махабинду или Тигле Ченпо (великая сфера). Есть и иные, известные и не очень.

Дзогчен является состоянием, изначально присущим человеку. И это состояние не связано ни с религиями, ни со школами. Но так называется и путь, ведущий к открытию этого состояния, существующий сейчас в культурном и прочем ареале тибетского буддизма и культуры. Однако его можно назвать частью некоторой иерархии путей с большой мерой условности. Отнесение дзогчена к традиции нингма тоже весьма относительно, с точки зрения учительской преемственности и понимая всё отличие применяемых методов, дзогчен вполне можно счи тать и отдельной школой.

Великими практиками дзогчена были и пятый Далай лама Гелчог Нгаванг (16171682), начавший строительство дворца Потала в его современном виде, и третий кармапа Рангчжунг Дордже (12341339), объединивший учения махамудры, традиционно принадлежавшие к линии передачи его школы, с Ати-йогой.

Это путь по ту сторону "закона причин и следствий" и "без усилий", "за пределами понятий" и "за приделами желания", вне созерцания и несозерцания. Дзогчен ведёт к реинтеграции субъект объектной двойственности, источника любого страдания, своими, особенными методами. "Внешнее и внутреннее — это двойственность, само внешнее и есть внутреннее. Даже толика глубокого состояния неподвластна пониманию" — читаем в коренной тантре дзогчена раздела семде "Кунжед Гьялпо".

Естественно, что эти положения требуют правильного понимания и наставлений от сведущего учителя. Этот путь не является связанным с принципом отречения основой учений сутр и соответственно не подразумевает монашества. Хотя, естественно, он может практиковаться любыми людьми, в том числе и принявшими соответствующие обеты. Иногда дзогчен сравнивают связывают с дзэн-буддизмом. Эти пути схожи в силу их непостепенности, однако дзэн — это путь сутр, и при следовании ему достигается иной плод. Методы дзогчена, основанные на "самоосвобождении" также совершенно другие.

Человек существует как состоящий из тела, энергии (речи или души) и ума (или условно "духа"). Если учения хинаяны и махаяны связаны больше с телесной дисциплиной, тантры с энергией, то дзогчен в основном сосредоточен на уровне ума, естественно включая в себя и уровни тела и энергии. Писать о дзогчене очень непросто, поэтому в этой книге постараемся представить дзогчен в основном в виде цитат и выдержек из писаний его признанных мастеров. В этих переводах сохранены авторские особенности текстов переводов.

Современный учитель дзогчена Намкай Норбу Ринпоче пишет: "По своей сути Дзогчен — это учение об изначальном состоянии бытия, которое представляет собой изначальную неотъемлемую природу каждого человека. Войти в это состояние означает ощутить себя таким, каков ты есть, центром Вселенной, однако речь здесь идет не об обычном эгоцентризме. Обычное эгоцентрическое сознание и есть та самая клетка ограниченности и двойственного видения, которая не дает нам вкусить свою собственную истинную природу — пространство изначального состояния.

Понять это изначальное состояние означает постичь учение Дзогчен, а функция передачи учения Дзогчен состоит в том, чтобы донести это состояние от того, кто его реализовал, то есть сделал реальным то, что было прежде лишь скрытой возможностью, тем людям, которые еще остаются в плену состояния двойственности. Даже само название Дзогчен, что означает "Великое Совершенство", указывает на самосовершенство этого состояния, изначально чистого в своей основе, где нечего отвергать или принимать.

Традиция Дзогчена пришла через тибетскую культуру, в которой нашла приют с самого начала документально зафиксированной истории Тибета, тем не менее, мы не можем утверждать, что Дзогчен это тибетское учение, так как само изначальное состояние не имеет национальности: оно вездесуще. Дзогчен — это не сутра и не тантра. В Дзогчене основа передачи — введение, а не проявление, как в тантре. Главные его практики работают непосредственно на уровне Ума, их цель ввести человека в изначальное состояние, а прямое введение в него дает Учитель. В этом состоянии практикующий продолжает пребывать до полной реализации великого Переноса или Тела Света. Такая реализация опятьтаки отличается от результатов, достигаемых с помощью практик сутры и тантры.

Дзогчен не считает себя вершиной какой-либо иерархии уровней и не является постепенным путем. Дзогчен — это путь самоосвобождения, а не преображения, поэтому в нем визуализация не входит в число основных практик; но в Дзогчене нет никаких ограничений, поэтому в качестве второстепенной практики может быть использована практика любого другого уровня. Главная практика Дзогчена заключается в том, чтобы прямо войти в недвойственное созерцание и пребывать в нем, продолжая его углублять вплоть до обретения Полной Реализации."

Учение Великого Совершенства было проповедано в чистой сфере дхармакаи Адибудцой (изначальным буддой) Самантабхадрой другому будде — Ваджрасаттве, уже на уровне самбхогакаи. Ваджрасаттва передал это учение, традиционно считающееся распространенным в 13 мирах, видьядхаре Прахаршаваджре или по-тибетски Гарабу Дорже, рожденному в стране Уддияна (возможно современные Афганистан и Пакистан) в 183 г. до н. э. (по другой версии через 20 лет после маха-паринирваны Будды Шакьямуни).

Дзогчен был одним из множества учений, данных Буддой Шакьямуни, однако ему учили и предшествующие Будды, в том числе и Шенраб Миво, основатель бона. Обычно говорят о двенадцати изначальных учителях, большинство из которых существовали, согласно традиционным представлениям в немыслимых для науки и современного человека временах и пространствах. Однако ко времени прихода Гараба Дорже большинство учений Дзогчена на Земле были утеряны и от них остались, только "фрагменты". Этот учитель заново открыл этот древний и всегда новый путь.


Rambler's Top100 ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека