Центр тибетской медицины 'Кунпен Делек Менкан' - Дарующий благо и полезный для всех
Будда медицины

Библиотека

Буддизм: история, каноны, культура

ВОЗЗРЕНИЕ, ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА И ПОВЕДЕНИЕ В МАХАЯНЕ. Составление махаянского канона

Трипитака или махаянское священное писание было записано на санскрите, или, точнее, на буддийском смешанном санскрите, являющемуся одним из основных древнеиндийских языков, выполнявшим в Древней Индии ту же роль, что и "латынь" в средневековой Европе, будучи "божественным языком" религии и культуры. Само слово "санскрит" означает "составленный", "сложенный", т.е язык, искусным образом доведенный до совершенства. Обслуживался он письмен-ностью, называемой "дэванагари" (упо-требляющаяся в небесном граде), т.е. име-ющей небесное происхождение. Однако санскритский канон Трипитаки до нас не дошел, за исключением отдельных фраг-ментов, а сохранился лишь в переводах на тибетском и китайском языках.

Наиболее важными из сохранившихся санскритских произведений буддизма яв-ляются следующие девять книг: Аштасахасрика-праджня-парамита сутра, Гандавьюха, Дашабхумишвара, Самадхираджа. Ланкаватара сутра, Саддхарма-пундарика сутра, Татхагата-гухьяка, Лалитавистара. Суварнапрабхаса. Праджняпарамита (сутра о Запредельной Премудрости, сохранившийся экземпляр датируется 200 годом н.э.) трактует о шести совершенствах бодхисаттвы и особенно о высшем совершенстве Праджни, или Премудрости — знании доктрины Шуньявады. Сокращенный вариант этого произведения, приписываемый Нагарджуне, — это махаяна-сутры, из которых исходил Нагарджуна при составлении собственных Мадхьямика-сутр.

В Гандавьюхе прославляется бодхисаттва Манджушри и излагаются доктрины шуньяты, Дхармакаи и доктрина искупления мира бодхисаттвами.

Дашабхумишвара («Владыка Десяти Земель", сохранившийся экземпляр датируется 400 годом н. э.) определяет Десять ступеней бодхисаттвы, посредством которых достигается состояние Будды. Самадхираджа, "Царь созерцаний", — это диалог, в котором описываются различные стадии созерцания, посредством которых бодхисаттва может достичь высшего пробуждения. В Ланкаватара-сутре ("Сутра о нисхождении на ланку", сохранившийся экземпляр датируется 400 год н. э.) излагаются взгляды йогачаров.

Саддхарма-пундарика, или "Сутра Лотоса Благого Закона" (сохранившийся экземпляр датируется 250 год н. э.), изображает Будду богом над богами, безмерно возвышенным существом, которое жило в несчетных веках и будет жить вечно. Согласно этому произведению, Буддой может стать всякий, кто внимает проповедям его и совершает достойные деяния. Даже те, которые поклоняются мощам и воздвигают ступы, достигают высшего Пробуждения.

Лалитавистара (как это явствует из названия "Неистовая Радость") дает подробный рассказ о подвигах Будды. Она рассматривает жизнь Будды как превращение Высшего Существа. Суварнапрабхаса (сутра Золотого Блеска) имеет частично философское, частично легендарное содержание. В ней рассматривается также ритуал тантры. Две Сукхавативьюхи, так же как Амитаюрдхьяна-сутра, (сохранившийся экземпляр датируется 100-м годом н. а.) содер-жит подробное описание страны блаженства или Чистой Страны Амитабхи и восхваляет Будду Бесконечного Света. Ваджраччхедика (Алмазная сутра), выражает отдельные идеи мадхьямики.

Карандавьюха, посвящена прославлению Авалокитешвары, Арья бодхисаттвы, который с состраданием взирает на все сущее, и из бесконечного сострадания отказывается от состояния будды, пока все существа не будут спасены. Стремление к всеобщему спасению необычайно сильно выражено в этом произведении.

Махавасту, "Книга о великих делах", хотя и называется хинаянским произведением, но принадлежит промахаянской школе локоттаравадинов, которые рассматривают Будду как сверхъестественное существо. Она содержит ряд махаянских положений, таких, как перечисление десяти состояний бодхисаттвы, гимны Будде, и делает особенный упор на почитании Будды как средстве спасения.

Буддхачарита или "Жизнеописание Будды" Ашвагхоши (сохранившийся экземпляр датируется I веком н. э.) — одно из основных классических произведений буддизма махаяны. К произведениям этого автора относится Саундаранандакавья, которая повествует об обращении Нанды, сводного брата Будды. Ему приписывается также Ваджрасучи, или "Алмазная игла", полемическое антибрахманское произведение против кастового строя.

Знаменитая Джатакамала, или "Гирлянда джатак" Арья Шуры — поэта школы Ашвагхоши (IV век н. э.) повествует о деяних Будды в прошлых рождениях. Шикшасамуччая Шантидэвы (VII век) является учебником махаяны, а его бодхичарьяватара (Путь достижений бодхисаттвы) — это религиозная поэма большой ценности.


Rambler's Top100 ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека