Центр тибетской медицины 'Кунпен Делек Менкан' - Дарующий благо и полезный для всех
Будда медицины

Библиотека

Буддизм: история, каноны, культура

Сутра Праджняпарамиты

Она является отражением проповеди Будды на горе Гридхракута о шуньяте (пустоте), о несуществовании абсолютной собственной природы вещей и адресована махаянистам, последователям Великого пути.

Основные идеи шуньявады (учения о пустоте) выражены Праджняпарамитой настолько предельно, что, как рассказывают, многие архаты, впервые услышав это учение, скончались от разрыва сердца, поскольку вся их сарвастивадинская модель, построенная на абхидхарме, разрушалась.

Таким образом, до открытия сутр Праджняпарамиты основы буддийского миросозерцания в целом охватывались указанными выше классификациями абхидхармы и теорией "взаимозависимого происхождения", построенными на фундаменте Четырех Благородных Истин. 

Праджняпарамита

Что же нового открывает Праджняпарамита? Наиболее ясный ответ на вопрос мы находим в самой "Сутре сердца Праджняпарамиты". Данная сутра — один из самых известных текстов махаяны. Известно около сорока вариантов этой сутры. Некоторые велики по размеру, но самый краткий состоит из одной лишь буквы "А", истока любой речи, символа изначального нерожденного необусловленного состояния, которая имет исключительное значение в практике мантры и Дзогчена.

Великий Кукай, адепт японской тантрийской школы Сингон, которая в значительной степени является наследницей центральноазиатского буддизма первых веков нашей эры писал, что "Знак А — начало всякого закона и учения. Звуки, раздающиеся из уст невежд и мудрецов, все содержат звук "А". Если же иначе раскрывать голос [знака] А, то [это будет] не что иное, как полное отсутствие слова и проповеди. Ибо [А] — это мать всего множества голосов. Или же — начало и корень всего множества голосов. Или — смысл изначальной нерожденности всех дхарм". Внутренние и внешние, все учения вместе возникают от этого знака. Знак А, единственный знак, есть сердечный слог Татхагаты Махавайрочаны, поэтому знак этот означает начало и источник всех вещей".

 

Голова Будды. Шахри-Бахлол. Камень.

Сердце Победоносной Праджняпарамиты

ОМ, хвала Благословенной Праджняпарамите! Так я слышал: Однажды Благословенный пребывал в Раджагрихе на горе Коршуна с великой общиной монахов и великой общиной бодхисаттв. В то время Благословенный погрузился в самадхи перечня дхарм под названием "Глубина Видения". И в тот миг бодхисаттвамахасаттва Арья-Авалокитешвара так узрел суть практики глубокой Праджняпарамиты: "Ведь пять скандх поистине видятся пустыми в их самобытии!"

Тогда достопочтенный Шарипутра, [побуждаемый] магической силой Будды, спросил у бодхисаттвы-махасаттвы Арья-Авалокитешвары: "Если какой-нибудь сын [благородного] рода или дочь [благородного] рода захотят практиковать глубокую Праджняпарамиту, как следует учиться?"

В ответ на это бодхисаттва-махасаттва Арья-Авалокитешвара так отвечал достопочтенному Шарипутре: "Если, Шарипутра, какие-нибудь сын [благородного]рода или дочь [благородного] рода захотят практиковать глубокую Праджняпарамиту, следует именно так истинно показать:

"Ведь пять скандх поистине видятся пустыми в их самобытии!" Здесь, Шарипутра, форма — пустота, а пустота — форма. Пустота неотлична от формы, форма неотлична от пустоты; что форма — то пустота, что пустота — то форма. Точно так же эмоции, понятия, кармические образования, сознание — все пусты.

Здесь, Шарипутра, все дхармы пусты, не имеют признаков, не рождены и не преходящи, не загрязнены и не очищены, не ущербны и не совершенны. Поэтому, Шарипутра, в пустоте нет формы, нет эмоций, нет понятий, нет кармических образований, нет сознания, нет глаза, уха, носа, языка, тела, ума, нет видимого, слышимого, обоняемого, вкушаемого, осязаемого, нет дхарм. Нет элементов, начиная от глаза до ума, и кончая сознанием ума. Нет неведения, нет пресечения неведения и далее, вплоть до того, что "нет старости и смерти и нет пресечения старости и смерти". Страдания, (его) источника, (его) пресечения, пути (к нирване) — нет. Нет познания, нет достижения, нет недостижения.

Поэтому, Шарипутра, бодхисаттва живет, опираясь на Праджняпарамиту посредством недостижения, и благодаря отсутствию психических препятствий бесстрашно, отринув превратное, в конце концов достигает нирваны.

Все Будды, пребывающие в трех временах, полностью пробуждались к высочайшему подлинному совершенному прозрению, опираясь на Праджняпарамиту. Поэтому следует знать: великая мантра Праджняпарамиты — мантра великого ведения, высочайшая мантра, несравненная мантра, успокаивающая все страдания, истинная благодаря отсутствию заблуждений. Мантра Праджняпарамиты говорится вот так:

ОМ ГАТЕ ГАТЕ ПАРАГАТЕ ПАРАСАМГАТЕ БОДХИ СВАХА

Так, Шарипутра, должны бодхисаттвы-махасаттвы осуществлять обучение глубокой Праджняпарамите". Тогда Благословенный вышел из самадхи и похвалил бодхисаттву-махасаттвуАрья-Авалокитешвару:

"Отлично! Отлично, сын рода! Именно так, сын рода, именно так, как показано тобой, следует осуществлять практику глубокой Праджняпарамиты на радость всем татхагатам!

Когда сказаны были Победоносным такие слова, возрадовались достопочтенный Шарипутра, и бодхисаттва-махасаттва Арья-Авалокитешвара, и все окружающие вместе с монахами, бодхисаттвами-махасаттвами, всеми присутствовавшими богами, людьми, асурами, гарудами, гандхарвами, и миром возликовали от сказанного Победоносным.

Так заканчивается махаянская сутра "Сердце Благословенной Праджняпарамиты".


Rambler's Top100 ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека