Центр тибетской медицины 'Кунпен Делек Менкан' - Дарующий благо и полезный для всех
Будда медицины

Библиотека

Буддизм: история, каноны, культура

Колесница шраваков

Четыре реализации на пути шравакаяны.

Согласно буддизму, все сознательные существа разделяются на три большие категории, так называемые "имеющие желания", "имеющие чувственность", "не имеющие чувственности", или, буквально, "имеющие только нечувственное", т. е. состоящие из нечувственных дхарм. Первые пребывают в нашем мире желаний (Кама-дхату), вторая категория пребывает в мире формы (рупа-дхату), и, наконец, третья находится в мире безформ (арупа-дхату). Согласно определению Васубандху, мир желаний представляет собой такой поток элементов (дхарм), в котором еще не подавлены элементы "желания", или "жажды".

Мир формы— это поток, в котором желаниянадежды уже успокоены и в объективном мире которого уже нет переживаний двух наиболее грубых чувственных явлений — вкусовых и обонятельных, а следовательно, и соответствующего этим переживаниям сознания. И, наконец, мир без-форм — это поток, в котором чувственные элементы совсем не принимают участия, а только остальные дхармы (ментального характера). Волнение, которое поддерживает процесс бытия, сохраняется и в этих двух высших ступенях на пути к освобождению.

Обыкновенно принято переводить только что упомянутые "три мира" словами "сферы", "области", так что получаются выражения, как, например, "переродиться в мире страстей, в сфере чувственного" и т. п. Такая терминология возникла, вероятно, в связи с упрощенным пониманием теории перерождения — в смысле трансмиграции душ, воплощающихся то в одном, то в другом мире, причем такой "мир" рассматривается как что-то самостоятельно существующее и помимо мигрирующих в нем душ. Однако с точки зрения абхидхармы эти "миры" являются всего лишь результатом определенной конфигурации в пределах данного единичного комплекса дхарм, и в этом случае их лучше передавать словом "ступень", "ступень развития".

На первой ступени развития живое существо еще преисполнено желания — это ступень вожделения, стремлений; вторая ступень — ступень чувственного восприятия; третья — ступень нечувственного, где сохранилось действие одних только идейных элементов, т. е. сознания, психических явлений и пр. К первой ступени — "мир желаний" — относятся вообще все живые существа в обыденном смысле слова, т. е. кроме людей — животные, а также и те существа, о которых упоминают религиозные тексты — обитатели ада, голодные демоны, разного рода небожители. Все они одинаково вращаются в круговороте бытия по зако нам 12-членной формулы перерождения. Вторая ступень — "мир формы" — обнимает созерцателей четырех категорий медитаций (санск. дхьяна): первую, вторую, третью и четвертую, из которых каждая, в свою очередь, подразделяется на несколько разновидностей. Третья ступень — "мир без-форм" — разбивается вновь на четыре ступени с мистического, еще более возвышенного созерцания, которым соответствуют такие же разновидности высших личностей, находящихся в таких состояниях сверх-созерцания не временно, а постоянно.

Рай Сукхавати. Танка. Бурятия. XIX век.

Первый уровень реализации шравакаяны называется "вступивший в поток" (шротапанна), второй "тот, кто вернется еще раз" (сакридагамин), третий — "тот, кто уже не вернется" (анагамин), завершающая стадия называется "победитель врагов" (архат).

Живое существо, постигшее последний, 16-й вид познания, в этот же момент вступает в состояние "вошедшего в поток" (шротапанна), что является первым плодом на пути к Освобождению, ибо с этого момента дальнейший прогресс обеспечен, данной личности уже не грозит опасность впасть снова в число простых людей.

"Шротапанна", вступивший, таким образом, на путь созерцания, еще подвергается некоторому числу перерождений, в течение которых он приостанавливает оставшиеся еще дхармы волнения, после чего вступает в состояние "Того, кто вернется еще один раз" (сакридагамин) в ступени желаний (мир желаний). Это состояние второй плод на пути к покою. Когда наступает его последнее перерождение, существо называется — "Тот, кто не придет" (санск. анагамин). Это — третий плод.

"Анагамин" навсегда покидает ступень желаний и трансформируется в существо первой ступени транса (санск. дхьяна), т. е. первой категории второй ступени развития (мир формы). Для него наступает путь Созерцания в пределах двух высших ступеней; теперь личность называется направленной к состоянию архата: это состояние обнимает 4 дхьяны второй степени с промежуточным звеном между первой и второй и 4 степени третьей ступени развития (мир без-форм), т. е. всего девять уровней (бхуми), где опять возможно колебание, т. е. падение и возвышение.

Наконец, когда пройдена девятая, последняя степень, наступает состояние победителя врагов — архата — этим достигнут четвертый и последний плод, на пути вне-учения — состояние святого, достигшего нирваны, конечной цели. Все дхармы успокоены, ни одна из них уже не родится; бытие данного потока дхарм приостановлено, сущность дхарм пребывает в вечном покое сверхбытия, который ничем уже не может быть нарушен. Таково учение хинаяны.

Путь шраваков можно представить так:

Воззрение. Относительно двух видов отсутствия индивидуального "Я" они признают отсутствие индивидуального "Я" личности (пудгала-найратма), но считают, что существует абсолютная реальность не имеющих измерения кратчайших, неделимых моментов сознания {дхарм) и атомов (комплекс дхарм) как пример индивидуального "Я" явлений (дхарматма).

Цель. Желание достичь успокоения и счастья для себя самого.

Практика. Соблюдение каждого из восьми или семи обетов индивидуального освобождения (пратимокша).

Обеты следующие: 1) Упавасатха-шила, правила, соблюдаемые в лунные ритуальные дни; 2) Упасака-шила, правила верующих для мужчин; 3) Упасика-шила, правила верующих для женщин; 4) Шраманера-шила, правила для послушников; 5) Шраманерика-шила, правила для послушниц; б) Шикшамана-шила, правила обучения женщин-кандидатов; 7) Бхикшу-шила, правила для принявших полное посвящение монахов; 8) Бхикшунишила, правила для принявших полное посвящение монахинь. 

Медитация. Подготовка сознания и тела для практики посредством медитации спокойствия, или состояния покоя (шаматха), например: созерцание отталкивающего как противоядие страсти, концентрация на вдохе и выдохе, для того, чтобы подавить сбивчивые мысли, и четыре близких созерцания формы, чувства, сознания и явлений и так далее. Они делают это, созерцая при помощи особой проникающей интуиции (випашьяна).

Четыре Благородные Истины вместе с их 16 аспектами, такими, как непостоянство и т.д. Мудрость достигается при созерцании понимания страдания как болезни, отказе от причины страдания как от причины болезни, достижении прекращения страдания как бы лечением болезни и ожидании от духовного пути того же, чего ожидают от лекарства, которое является противоядием болезни.

Результат пути. Существует четыре степени результата: первая называется "Вступивший в поток" (шротапанна), вторая "Тот, кто вернется еще раз" (сакридагамин), третья "Тот, кто уже не вернется" (анагамин} и завершающая стадия называется "Победительврагов" (apxamvum арахант). Каждая из этих степеней имеет две фазы, а именно: начальная стадия, или стадия вхождения, и результат. Таким образом, всего имеется восемь степеней результата.



Rambler's Top100 ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека