Центр тибетской медицины 'Кунпен Делек Менкан' - Дарующий благо и полезный для всех
Будда медицины

Библиотека

Буддизм: история, каноны, культура

Пять буддийских путей хинаяны

1. Путь Накопления (санск. самбхарамарга) — это этап накопления заслуг и мудрости, на который вступают тогда, когда в человеке рождается необратимое решение следовать Дхарме, с целью достичь освобождения от сансары. Такое решение должно быть основано на полном понимании трех типов страдания, которые характеризуют сансару. На первом пути человек начинает "накапливать заслуги (добродетель) и премудрость (праджня).

2. Путь Освоения (санск. прайога марга) — этап подготовки, ведущей к выработке воззрения с позиции пустоты, начинается тогда, когда человек обретает "необычную мудрость, рожденную в процессе медитации". Это — единство Покоя (шаматха) и динамики Видения или Интуиции (випашьяна). Благодаря этому возникает возможность начать воспринимать пустоту как истинную природу явлений. Этот путь достигается в результате устремления ума к сосредоточению на Четырех Благородных Истинах и их шестнадцати аспектах. Такое сосредоточение должны осуществлять и шраваки, и пратьекабудды, но каждые — сообразно их собственному пониманию "Пустоты".

3. Путь Видения (санск. даршана марга) — этап видения пустоты начинается тогда, когда человек впервые непосредственно воспринимает реальность "пустоты(Шуньяты)", что является результатом дальнейшего созерцания 16 аспектов Четырех Благородных Истин. Начиная с переживания реальности "пустоты" практик вооружается противоядиями, которые позволяют освободиться от воздействия ста двенадцати клеш, действующих в "Трех Мирах" (Мир Чувств, Мир Формы и Мир Без-Формы) в качестве истинных корней этих "миров", путь Видения имеет шестнадцать подразделов. До момента постижения "Пустоты" медитация относительно неглубока по своему характеру, часто прерывается возвратом к мирским делам. Фактически на более ранних путях не наблюдается никакого различия между медитацией и нормальной жизнью. Постигнув же "пустоту", практикующий достигает состояния Арья, и пути Видения и далее его медитативная практика становится глубоким созерцанием.

4. Путь Созерцания (санск. бхаванамарга) — этап медитативного развития. После первого переживания "пустоты" и шравака, и пратьекабудда вновь и вновь медитативно "прорабатывают" этот опыт, каждый сообразно своему типу медитации, пока не будет достигнут такой уровень, который позволит начать устранение клеш, подлежащих искоренению уже на этом этапе. Но это достижение — только начало. Этот уровень медитации — первый из девяти уровней медитативной практики, из которых три называются "малыми", три — "средними" и три — "большими". Девять уровней медитации связаны с девятью типами клеш, подлежащих устранению.

"Большие" клеши устраняются на самом первом уровне медитации. Но потребуется огромное усилие для устранения последних "хронических" остатков клеш — на девятом уровне. Девятый, завершающий уровень медитации, называется на санскрите Ваджропама-самадхи, т. е. "Медитативное сосредоточение, подобное твердостью алмазу" — так стабильно и блистательно достигнутое состояние медитации.

5. Путь Вне-Учения (санск. ашайкшамарга) — конечный этап, выход за пределы обучения, когда более не надо постигать Учение. Когда "Медитация, подобная алмазу" устранила те из оставшихся клеш, которые подлежали устранению на соответствующем уровне, тогда и достигается этот последний путь. И шравака, и пратьекабудда достигают здесь состояния архата — наивысшего состояния, признаваемого в рамках традиции хинаяны.


Rambler's Top100 ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека