Библиотека
Буддизм: история, каноны, культура
Випашьяна
Практика шаматхи при всей ее важности, не может привести к высочайшей цели учения Будды — освобождению от страданий. Это состояние раскрывается скорее через непосредственное, приобретенное из медитативной практики проникновение в преходящую, Полную страдания и не имеющую независимой природы структуру бытия. Для випашьяны необходима и рассудочномыслительная функция, утонченная медитацией, освобожденная от беспокойства, глубокая и стойкая. Поэтому практикующему после выхода из состояния глубокой медитации шаматхи необходимо продолжить развитие Видения — Прозрения — Интуиции путем отслеживания себя и мира.
Если шаматха основана на проникновении в глубины сознания, то випашьяна — это понимание, дающее проникновение в глубь вещей, которые, как и сознание, имеют две стороны: ту, которая воспринимается обычным способом, и скрытую сторону, которая обнаруживается только в випашьяне. Если медитация шаматхи должна "очистить" сознание от всех его прежних объектов, то медитация Прозрения, как часто называют випашьяну, ничего не меняя в содержании объектов сознания, изменяет сам их смысл.
Элементы випашьяны в виде анализа реальности в терминах классификаций дхарм содержатся в практике смрити (осознавания). Среди "семи факторов пробуждения" ей соответствует "различение дхарм", а из звеньев восьмеричного пути — "Правильное воззрение".
Прозрение — это противоядие от невежества или неправильных воззрений на мир, дающее знание реальности "как она есть" и вместе с тем высвечивающее светом осознания всю тотальность опыта, не оставляя в нем места ни для каких кармических остатков в виде бессознательных привычек и безотчетных порывов.
В буддийской медитации шаматха и випашьяна взаимодополняющи и часто выступают в паре шаматха-випашьяна. Одна — это путь "покоя", понимание мира путем отторжения его от себя, другая — путь слияния с миром, завоевание его истинным знанием и видением.
В одних колесницах достижение единства шаматхи и випашьяны оказывается соединением покоя и движения, пустоты и ясности — бесконечного проявления. Толкования шаматхи и випашьяны бесконечны, хотя и конкретны в каждой школе. Только непосредственный опыт может дать необходимое понимание.