Библиотека
Буддизм: история, каноны, культура
Семь факторов пробуждения
Некоторые из них нам уже знакомы — это осознание, усилие, концентрация. Остальные четыре — различение дхарм, радость, спокойствие, равностность. Пять из них выступают как антиподы пяти "препятствиям": осознание противостоит стремлению к удовольствию, различение дхарм противостоит озлобленности, усилие — лености, радость — глупости, равностность — волнению и неуверенности. Баланс между факторами пробуждения и "препятствиями" целиком зависит от постоянного внимания индивида к дхармам.
Подчеркивается важность правильного выбора главного фактора для конкретного индивида в зависимости от того, каких "препятствий" в нем больше и какие требуют первоочередного устранения. Если человек не отличается силой ума, то следует нажимать на те факторы, которые её увеличивают, — осознание, различение дхарм, усилие. Когда ум чрезмерно активен, его надо уравновешивать с помощью спокойствия и концентрации. Но главное средство борьбы с "препятствиями" — развитие в себе Четырех Безмерных мыслей: благожелательности, сострадания-милосердия, сорадости и умиротворенной равностности в отношении ко всем существам.
В целом практика осознания (смрити), развивая способности к самоуглублению, подготавливает практикующего к переходу на следующий уровень буддийской медитации — практике самадхи. Эта практика направлена на то, чтобы переключить все познавательные способности человека с внешних предметов на "внутренние", обеспечивая постепенное углубление в себя, и достигающее апогея в созерцании — дхьяне, "выходе" из себя на самом глубинном уровне, лишенном всех прежних признаков "внутреннего" и "внешнего". Последовательность стадий, включающая восемь дхьян, была разработана еще шраманами.
Будда говорил: "И поистине, тогда, о Аггивессана, приняв немного пищи и восстановив свои силы, отделенный от желаний, отделенный от дурного, я достиг первой дхьяны, рожденной отделением и состоящей из радости и блаженства, и пребывал в ней. Но даже такой приятный опыт, когда он случился со мной, не завладел моим умом целиком. В результате успокоения мысли и размышления я достиг второй дхьяны, которая есть внутреннее умиротворение, единство ума, свобода от мысли и размышления, состоящая из радости и блаженства, и пребвал в ней. Но и такой приятный опыт, о Аггивессана, когда он случился со мной, не овладел моим умом целиком.
В результате отрешенности от радости я остался безразличным, внимательным и владеющим собой. Телом своим я пережил блаженство, которое великие мужи описывают так: "безразличный, наделенный вниманием, пребывающий в блаженстве"; таким образом я достиг третьей дхьяны и пребывал в ней. Но даже этот приятный опыт, о Аггивессана, когда он случился со мной, не завладел моим умом целиком. В результате, отбросив блаженство и еще прежде устранив радость и уныние, я достиг четвертой дхьяны, которая свободна от неудовлетворенности и блаженства, полна чистоты, умиротворенности и концентрации,и пребыл в ней. Но даже этот приятный опыт, когда он случился со мной, не овладел моим умом целиком".
Буддийские тексты приписывают открытие первой дхьяны Будде, описывая эпизод, когда Татхагата вспоминает о своем детском опыте. Вслед за четырьмя дхьянами "пробуждающийся" Будда переживает еще четыре дхьяны, которые в литературе принято называть, "безобразными" или "бесформенными стадиями":
1) бесконечности пространства;
2) бесконечности восприятия;
3) стадия ничто;
4) стадия невосприятия и не-невосприятия.
Относительно этих стадий известно, что они практиковались йогическими учителями Будды — Арадой Каламой и Удракой Рамапутрой.
Буддийская медитация на уровне сутр подразделяется на два больших пути практики: шаматха, развитие успокоения ума, и випашьяна, развитие видения — прозрения — интуиции. Эти практики являются исключительно важными и на уровне тантр, на пути преображения, превращения, трансформации. Это основа, без которой достижение Освобождения невозможно. В разных школах буддизма есть раз ное, соответствующее уровню практиков, понимание этих стадий, но основной принцип остаётся неизменным. Каждому буд дисту необходимо получить у своего Учителя конкретные наставления об осуществлении этих базовых практик.