Центр тибетской медицины 'Кунпен Делек Менкан' - Дарующий благо и полезный для всех
Будда медицины

Библиотека

Буддизм: история, каноны, культура

Элементы буддийской практики и созерцания. Четыре опоры для осознания

В одной из последних сутр, сказанных в Вайшали, Будда изложил свое учение в виде базовых доктрин, являющихся основой для практического изменения сознания к просветлению. В нее входят:

1. Четыре опоры для осознания (санск. смритьюпастхана или сатипастхана);

2. Четыре правильных усилия (санск. самьяк прадхана);

3. Четыре основы для обретения сверхобычных сил (санск. риддхипада);

4. Пять способностей (санск. индрии);

5. Пять сил (санск. бала);

6. Семь факторов пробуждения (санск. самбодхьянга);

7. Благородный восьмеричный путь (санск. аштангика марга).

1.Четыре опоры для осознания (санск. смрити/сати)

Четыре опоры — это тело (санск. кайя), ощущение (санск. ведана), сознание/мысль (санск. читта) и элементы сознания (санск. дхармы).Самая обстоятельная трактовка смрити/сати, что означает "осознавание" "самообладание", "внимание", "контроль", "памятование" представлена в "Смритьюпастхана-сутре" (на языке пали "Сатипаттхана-сутта").

По просьбе слушателей Будда перечисляет Четыре опоры осознавания: "Каковы эти четыре? Здесь, о бхикшху, пусть бхикшу живет, осознавая тело, наблюдая тело, полный внутреннего жара, самосознающий, самообладающий, уничтоживший желания и отвращение к мирскому... Пусть бхикшу живет, осознавая ощущения, наблюдая ощущения... [и далее по той же схеме]: Пусть бхикшу живет, осознавая мысль, наблюдая мысль... Пусть бхикшу живет, осознавая дхармы и наблюдая дхармы..."

Таким образом, четыре основы — это тело, ощущение, мысль и дхармы. Первые две соответствуют скандхам (совокупностям дхарм) рупа и ведана, третья — скандхе виджняна.

Ступа. Золото, серебро. Потала. Тибет.

Осознание тела. Будда объясняет, что значит жить, наблюдая тело: "В связи с этим, о бхикшу, монах идет в лес, или к основанию дерева, или заходит в пустой дом. Он садится, скрестив ноги, держа туловище прямо и устанавливая осознавание (смрити) впереди себя. Он вдыхает, исполнившись смрити; делая долгий вдох, он сознает, что делает долгий вдох, делая долгий выдох, он сознает, что делает долгий выдох. Делая короткий вдох, он сознает, что делает короткий вдох, делая короткий выдох, он сознает, что делает короткий выдох. Так он упражняется, думая: "Я дышу, ощущая все мое тело", "я вдыхаю, успокаивая силы моего тела", "я выдыхаю, успокаивая силы моего тела".

Также должно упражняться при хождении, стоянии, сидении, лежании и в любой другой позе, которую принимает тело. Помимо этого, монах должен сознавать любое действие тела: вход и выход (из дома за подаянием), несение (чаши для подаяния), вытягивание, сгибание, испражнение, жевание, сон, пробуждение, говорение и т. д. — рассматривать свое тело как совокупность 32 элементов и одновременно представлять, что с ним случится после смерти: постепенное разложение и превращение в горсточку пепла. Кроме того, Будда рекомендует размышлять, какова природа "возникновения, прекращения, возникновения и прекращения" в отношении тела.

Осознание ощущений. Вторая опора осознания, наблюдение ощущений описывается Буддой по той же схеме.

Осознание мысли. Третья опора, связанная с сознанием или мыслью (читта), предполагает, что монах должен осознавать, является ли его мысль неприязненной или ненеприязненной, заблуждающейся или незаблуждающейся, ограниченной или распыленной, преодоленной или непреодоленной, сосредоточенной или несосредоточенной, свободной или несвободной. В заключении к этому разделу, как и к предыдущим, говорится о необходимости непривязанности, т. е. преодолении эгоцентрированности.

Осознание дхарм. Четвертая опора осознания подразумевает свидетельствование разных сочетаний дхарм. Вначале надо понять пять дхарм — "препятствий" (ниварана) к освобождению. Сутра гласит: "Когда существует внутреннее желание удовольствия (первая ниварана, бхикшу должен осознавать, что у него есть такое желание, когда внутреннего желания не существует, осознавать, что у него нет внутреннего желания. Он также должен сознавать, как возникает желание удовольствия, которое еще не возникло, и каким образом прекращается то желание, которое уже возникло, и что может препятствовать его возникновению в будущем".

Такому же осознаванию должны быть подвергнуты и остальные четыре дхармы"препятствия" — гневливость, леность, глупость или тщеславие и неуверенность.

Далее необходимо осознать пять совокупностей дхарм или скандх: 1) совокупность дхарм, образующих форму; 2) совокупность дхарм, образующих ощущение; 3) совокупность дхарм, образующих восприятие; 4) совокупность дхарм, образующих кармические волевые импульсы; 5) совокупность дхарм, образующих сознание(виджняна) — их возникновение и прекращение. Потом следуют шесть "сфер восприятия": видение и видимое, слух и слышимое, осязание и осязаемое, вкус и вкушаемое, обоняние и обоняемое, ум и мыслимое, другими словами, чувственная способность и ее объект. Надлежит понимать "связь" между каждой парой, как такой, род связи, который, хоть и существует, но может прекратить свое существование и не возобновляться вновь. Под "связью" подразумевается не просто контакт органов чувств и объекта, а такой контакт, который влечет за собой привязанность к данному объекту.

Далее сказано, что бхикшу может наблюдать дхармы в свете семи факторов просветления, и, наконец, в свете Четырех Благородных Истин.

Сутра заканчивается заверением, что тот, кто развил в себе четыре опоры осознания, достигнет высшего прозрения еще в этой жизни, станет архатом и более уже не будет рождаться.


Rambler's Top100 ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека