Центр тибетской медицины 'Кунпен Делек Менкан' - Дарующий благо и полезный для всех
Будда медицины

Библиотека

Буддизм: история, каноны, культура

Предписания для монахов

227 правила винаи для бхикшу — это правила Устава Сангхи, составляющие особый "дисциплинарный" раздел ("Виная") в буддийском каноне. При жизни Будды и даже еще долгое время после его смерти группа из шести или более нищих монахов могла при желании разработать самостоятельные правила и следовать своему собственному дисциплинарному уставу, без вмешательства других членов Сангхи, но, конечно, лишь при условии, что они не противопоставлялись Дхарме. Из имущества монаху разрешалось иметь только чашу для сбора подаяний, сосуд для воды, одежду, состоящую, самое большее, из трех кусков простой, лишенной какой-либо вышивки или узоров ткани (предпочтительно составленной из старого тряпья), кувшин для растительного масла, бритву, иглу с нитками и посох. Менее выносливым разрешалось также иметь пару простых, грубых сандалий. Хотя пища монаха состояла из подаяния, собранного в городе или деревне, есть ему разрешалось один раз в день, до полудня.

Монах не мог также ни на одну ночь остаться в чьем-нибудь доме (позднее запрет сменился разрешением проводить под крышей не более, а часто даже менее трех ночей). Он должен был жить гденибудь за пределами поселка, в роще, пещере (первоначально естественного происхождения), под деревом или возле огороженного пространства, где иногда сжигали, но чаще просто оставляли на съедение диким зверям и птицам трупы умерших. Устав предписывал монаху оставаться невозмутимым даже при самых ужасающих зрелищах, преодолевая чувство страха и отвращения силой воли. Монах мог жить на одном месте только в течение трех-четырех месяцев периода дождей. В остальное же время года он должен был странствовать пешком (не на колеснице, не на слоне, не на лошади, не в повозке, не на вьючном животном) и проповедовать людям учение Будды. В ранний период существования общины монахи, как и сам Будда, занимались сбором подаяний, пищи, состоявшей из объедков и отбросов. Монахов не страшили дальние странствия сквозь дебри и пустыни. Обычно они присоединялись к какому-нибудь каравану, но даже и в этих случаях проводили ночь за пределами лагеря.

Буддийскому монаху запрещалось работать за вознаграждение или заниматься земледелием — он должен был жить подаянием или добывать себе пищу в лесу, не уничтожая при этом никакой жизни. Только так он мог сосредоточить все помыслы на выполнении своего религиозного долга — наставлении людей на праведный путь.

Буддизм сутр рассматривал жизнь мирян и жизнь монахов как взаимно благотворные друг для друга. Миряне снабжали монахов пищей, одеждой и жильем, тем самым предоставляя им возможность вести высоконравственный образ жизни, заниматься познанием истины и медитацией. Монахи в свою очередь делились с мирянами своими благими заслугами и своей святостью, принимая от них пожертвования, обращаясь к ним с проповедями, а также совершая для них обряды исцеления, покровительства и благословения.

Монахи были "полем благих заслуг", с которого остальная часть общества могла снимать урожай в виде мудрости. Поэтому монахам следовало жить по соседству с обществом мирян, являя собой источник его вдохновения, пример освобождающей самодисциплины и служа ему в качестве учителей. Мирянам следовало приобщаться к самоотречению через почитание монахов и через пожертвования на благо процветание Учения.


Rambler's Top100 ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека