Центр тибетской медицины 'Кунпен Делек Менкан' - Дарующий благо и полезный для всех
Будда медицины

Библиотека

Буддизм: история, каноны, культура

Рождение Бодхисаттвы

"О бхикшу, в этом мире некоторые приходят в жизнь, в лоно своей матери, не зная, остаются там не зная, и выходят (рождаются) из него, не зная. Это первый способ. Бхикшу, некоторые приходят в жизнь, в лоно своей матери сознательно, остаются там не зная и выходят из него не зная. Это второй. Бхикшу, некоторые приходят в жизнь, в лоно своей матери сознательно, остаются там сознательно, но выходят не зная. Это третий. Бхикшу, некоторые в этом мире приходят в жизнь, в лоно своей матери сознательно, остаются там сознательно и выходят из него сознательно. И это есть четвертый способ". 

Самгита сутра

Рождение. Почувствовав приближение родов, Майя попросила мужа отпустить ее в рощу Лумбини, лежащую на перепутье между ее родным городом Дэвадха и столицей Шакьев — Капилавасту. Гуляя между деревьев, Майя схватилась за одну из нагнувшихся ветвей и устремила свой взгляд в даль небесную, мгновенно расцветшую переливами яркой радуги. И в это мгновение родился Бодхисаттва.

Рождение Сиддхартхи. Рельеф. Камень. Гандхара

Он родился, не причинив никакой боли, выйдя чудесным образом из правого бока. Высшее существо рождается с многими способностями, отсутствующими у обычных людей. Ребенок был в состоянии ходить и говорить в момент своего рождения: Он сделал 56 шагов — 7 вперед, 7 назад и т.д. — по направлениям всех сторон света — и произнес фразы божественных предсказаний после каждых 14 шагов. "Я буду предшествовать всякой добродетели", — произнес Он миру в направлении востока. "Я обрету высший дар — признательность богов и людей", — в направлении юга. "Я стану Существом предельно совершенным. Это мое последнее рождение. Отныне я положу конец страданию рождения, старости", — в направлении запада. Повернувшись на север: "Я стану Наивысшим из всех, ибо преодолею карму".

Глядя вниз: "Я одержу верх над Марой, дарую блаженство существам низших миров, пролью на них благодатный дождь из облака Учения". И глядя вверх: "Все живые существа узрят меня в ясной прозрачности неба". Он ходил, и под ногами ребенка с необычной быстротой расцветали лотосы. После этих, невозможных для обычного человеческого видения, действий Он стал вести себя как обычный младенец, который не может ходить или говорить до нормального возраста. Он сел на лотос и плакал, пока Махамайя не взяла его на руки.

Наречение имени.

В это время во дворце и у людей Капилавасту сбывались все желания и осуществлялись ранее задуманные планы. Поэтому младенца отец Шудцходана назвал Сарвартхасиддхи — "Исполняющий все желания", сокращенно Сиддхартха.

После наречения имени, Бодхисаттву принесли в храм, чтобы почтить местное божество-охранителя, и там Он своим видом и младенческим лепетом покорил и умиротворил Шакьев, которые только что грубо ругались здесь между собой. Об этом стало известно, и люди прозвали Его Шакьямуни — "Самый Могущественный из Шакьев".На него снизошло благословение богов, и его стали звать Дэватидэва — "Бог богов" или "Тот, Кто выше, чем боги".

Через 7 дней после Его рождения Махамайя скончалась и возродилась в чистой обители 33-х божеств-небожителей.

Предсказания Араны. Разноречивые предсказания доходили до ушей Шуддходаны. Он радовался и верил тем из них, где предрекалось, что сын станет Чакравартином и будет владеть миром. Еще до рождения Сиддхартхи он поверил в эти предсказания и лелеял свое сердце такими мечтами. Махапраджпати, вторая жена раджи и сестра Майи с любовью матери стала растить ребенка, окружив его всяческой заботой.

Но однажды во дворец пришел мудрец Арана, аскет, живущий на вершине горы. "Меня привлек свет, появляющийся в разных концах Вселенной. Он исходит из твоих покоев. Покажи мне ребенка," — сказал он. Узнав, что Шуддходана ожидает в сыне грядущего Чакравартина, он выразил недоумение: "Как могло случиться, что гадатели предрекли сыну стать всеобщим монархом?! О правитель, умы знатоков заблуждаются, в калиюгу Чакравартины не появляются; твой сын — это сокровище других миров, и станет он Буддой, свободным от заблуждений!"

Предсказания Ашиты. О ребенке услышал и старый отшельник Ашита, который жил где-то в южной Индии. Узнав о рождении Сиддхартхи, он поспешил к Шакьям. Взявши младенца на руки, старец воскликнул: "Нет никого высшего над этим превосходнейшим из людей!", — а затем сильно заплакал. Встревоженные такой неожиданностью, Шакьи вопрошали: "Не грозит ли ребенку печальная судьба?"

"Успокойтесь, — молвил старец, — никакие беды, никакие препятствия не угрожают ему; он достигнет вершины Пробуждения; он повернет Колесо древней Дхармы, он узрит Чистейшее (Нирвану), и на благо великого множества людей его Учение широко распространится по миру. Моя же жизнь скоро приблизится к концу, и мне не услышать древнюю Дхарму из уст Победоносного Джины в этом рождении: вот чем я, несчастный, опечален, вот чем я терзаюсь!"

И вернулся Ашита в свои джунгли, доживать век свой в подвигах поиска мудрости и ожидании благой участи. Своему ученику и любимому племяннику Нараде он наказал идти к стопам Бхагавана, как только призовет он к себе. Позже старец умер, но родившись вновь, пришел к Будде в 20-летнем возрасте и получил от него посвящение. 

Рождение принца Сиддхартхи. Настенная живопись. Сурийегода Вихара. Шри Ланка, ок. 1757 г.

Сомнения Шуддходаны. Шуддходана был поражен. Он не хотел верить, что сын уйдет в подвижники, к аскетам, в поисках Учения, о котором вспоминают темнокожие йоги. Уже много тысяч лет покоренные дасью поклоняются брахманским арийским богам, а брахманы почитают аскетов и шраманов, и практикуют тапас. И все это хорошо за пределами дворца, но чтобы сына отдать йогам — этого Шуддходана не мог себе представить. Он продолжал надеятся, что его сын станет Чакравартином, но вспоминал слова Аши- ты, который предсказывал: "Я верю, Сиддхартха достигнет высшего совершенства, законченного знания Будды... Он приведет в движение Колесо Учения, никем не превосходимого, которое не удавалось повернуть ни шраману, ни богу, ни Маре, ни кому бы то ни было на свете".

"Конечно, это величественно, — думал Шуддходана, — но и очень печально. Почему именно его, раджи Шакьев, сын, единственный наследник должен жертвовать всем?" Снова и снова собирал он на совет придворных астрологов и задавал один и тот же вопрос: каким образом все это может случиться? Под влиянием каких впечатлений или событий сын его будет приведен к решению отказаться от блестящей мирской жизни? Наконец, астрологи, долго не желавшие ранить сердце отца, но и уже более будучи не в состоянии скрывать предначертания, сообщили ему, что это может случиться под впечатлением четырех встреч: увидит старика и поймет; увидит больного и поймет; мертвого увидит, аскета увидит и все поймет, и отвратится от роскошной жизни дворца.

Тогда подумал Шуддходана: "Отныне да не приблизятся названные к моему сыну! Что пользы стать ему Буддой? Хочу видеть его Владыкою над четырьмя великими материками и над двумя тысячами островов, их окружающих, хочу увидеть его вознесенным до небес".

Подумав так, поставил он по всем четырем направлениям, на две мили в окружности от дворца, стражей, дабы не посмели приблизиться к ребенку все, кто могли бы навести его на мысли о старости, болезни и смерти, и внушить ему отвращение к светскому и влечение к жизни подвижнической. Приказание старались выполнять. Счастливый царствующий отец повелел отворить темницы и выпустить на волю всех судимых и осужденных, щедро одарил брахманов, прорицателей и приближенных.


Rambler's Top100 ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека