Центр тибетской медицины 'Кунпен Делек Менкан' - Дарующий благо и полезный для всех
Будда медицины

Библиотека

Буддизм: история, каноны, культура

Другие Веды

К Ригведе примыкают три другие веды. Самаведа, "Книга песнопений" повторяет преимущественно ригведийские тексты, особенно касательно ритуалов сомы (чудодейственного напитка, иранское "хаома", секрет которого сейчас утерян), но с подробными указаниями, как они должны исполняться. Самаведа — это чисто ритуальный сборник. Все они предназначены для пения во время жертвоприношений.

Яджурведа, как и Самаведа, также была необходима для исполнения ритуалов. В ней отражена вся невероятно сложная система обрядов древнего брахманизма, разработанная до мельчайших подробностей, где деталям придается величайшее символическое значение.

Малейшее отклонение от священного порядка ритуальных действий делает недействительным, по отраженным здесь представлениям, весь длительный и трудоемкий обряд. При такой системе ритуал становится тайной для всякого, не принадлежащего к жреческой касте и не имеющего возможности посвятить жизнь изучению и усвоению этой премудрости.

В ранневедийские времена жертвоприношение не было скованно предписаниями жрецов, не регулировалось в мелких деталях, выбыло действом, предоставляющим свободу приносящему жертву и сопровождаемым гимнами и песнопениями из Ригведы и Самаведы, чтобы уста приносящего жертву не безмолвствовали в то время, когда руки его воздают божеству дар, идущий от сердца. Однако со временем, возможно как консервативная реакция на сохранение ведической традиции в окружении неарийского населения, ритуалы превратились в конце концов в строго и мелочно регламентируемую последовательность отдельных действий. При этом утвердились не только стихи, которые необходимо было произносить во время церемонии, но была также установлена совокупность изречений, словесных формул, предназначенных для того, чтобы сопровождать каждое отдельное действие всей процедуры, объяснять его, оправдывать, благословлять и придавать ему символическое значение.

Эти жертвенные формулы получили название Яд- жус, от корня "ядж" — приносить жертву. Яджурведа и состоит из таких формул, частью в прозе, частью в стихах, расположенных В порядке, В каком они употреблялись при жертвоприношении. 

Последняя веда — Атхарваведа, являющаяся сборником заклинаний и магических формул, древностью многих идей не уступающая Ригведе, однако, как считают ученые, сложилась окончательно гораздо позднее. Этот сборник занимает в ведийской литературе особое место. Заполненный обращениями к демонам и враждебным духам, он воспринимался часто самими индийцами как нечто чужеродное ортодоксальной традиции — в индуистских сочинениях обычно говорилось о трех, а не о четырех Ведах. 

Великая ступа в Санчи. II-I вв. до н.э.

В схематическом изложении структура "Ведического пути" будет следующей: 

Воззрение. За реальность признается некая первопричина (Вишвакарман, Адхьякша, Пуруша и др.), выражающаяся через всемирный закон риту, постулируется взаимосвязь между действием (жертвоподношением) жреца-брахмана и мировым процессом, трехуровневым миром могущественных богов-дэва. 

Цель. Обеспечение зависимого от жреца-брахмана процесса существования мира, а также достижение могущества и благ личности, народа, правителей через умилостивление богов и других сил.

Практика. Прежде всего коллективная ритуальная магия: жертвоподноше- ние животных, произнесение молитв, гимнов и мантр, практика возлияния ритуального напитка сомы, тапас, почитание брахманов и соблюдение всех социальных и религиозных предписаний ведизма и брахманизма, изложенных в ведах.

Медитация. Представление образов и атрибутов божеств во время ритуала.

Результат пути. Становление богом (одним из дэва) или более высокопоставленным человеком (возвращение в мир людей снова и снова, но на более высокую кастовую ступень).

Эпоха упанишад

Брахманы, араньяки и упанишады — это тексты, которые непосредственно следуют за ведийскими гимнами. Они представляют собой продолжение и развитие воззрений гимнов четырех вед. Брахманы содержат правила и ритуалы. Брахманы излагают ритуалы, которые должен исполнять глава семьи, но когда, достигнув преклонного возраста, он находит пристанище в лесу, тогда возникает необходимость заменить ритуалы чем-то другим. Об этом говорят араньяки. Араньяки занимают место между брахманами и упанишадами и, как видно из их названия, предназначены служить объектами размышления для тех, кто живет в лесах. Символическая и духовная стороны культа жертвоприношений вытесняют жертвоприношения. Араньяки служат связующим звеном между ритуалами брахманов и философией упанишад.

Слово "упанишады" на санскрите означает "сидеть (рядом) с (наставником, с целью постичь тайный смысл вед)". Всего было составлено 108 упанишад. Упанишады (как и араньяки) включают части брахман, трактующие философские вопросы. Упанишады составляют духовную основу всего последующего развития индийской мысли. Из ранних упанишад Айтарея и Ка- ушитаки относятся к Ригведе, Кена и Чхандогья — к Самаведе, Иша, Тайтти- рия и Брихадараньяка — к Яджурведе, а Прашна и Мундака — к Атхарваведе. В отличие от пантеона Ригведы, в котором отсутствовал центральный, объединяющий образ, упанишады, сводят все явления бытия к безличному космическому абсолюту — Брахман, а весь внутренний мир человека — к глубинному Атману.

Итогом познания и жизни является осознание единства Брахмана и Атмана. В упанишадах мы встречаем первые попытки установить пределы познания и обеспечить место для мудрости, не ук- ладывающеейся в темницу разума и логики, при безусловном почтении к последним. Образно говоря, гимны являются творениями поэтов, в которых отражена религия природы, брахманы — произведениями жрецов, в которых отражена религия закона, а упанишады являются размышлениями отшельников-мистиков, в которых отражена религия духа. Эта схема довольно точно соответствуют трем ступеням развития ведизма. Хотя на более поздней стадии эти три вида религии существовали одновременно, трудно сказать, развивались они в определенной последовательности или был некий изначальный единый исток.

Шраманские учения VII--VI вв. до н. э. были отмечены активностью и зарождением новых и глубоких учений в разных частях света (За- ратуштра в Иране, Лао-цзы и Конфуций в Китае, Пифагор в Греции). В это время в Индии, в центральной части бассейна Ганга, преимущественно в государстве Магадха и сопредельных территориях Вайшали и Кошалы, появилось немало проповедников "совершенно новых" учений. Они отрицали авторитет вед, ведических богов, касты, брахманские законы, постулировали примат этики и познания над ритуалом, утверждали право каждого человека на непосредственное обращение к абсолюту. Эти люди ходили от поселения к поселению или находились на одном месте и окружали себя учениками. К ним прислушивались цари, к ним стекались толпы людей. В упанишадах этих проповедников называли парив- раджаки ("бродяги"), в традиции джайнизма их называли тиртханкарами ("создатели пути"), а другие тексты называют их шраманами или саманами ("усердствующий в познании").

Поэтому и все их учения назывались шраманскими, в противовес брахманским, ведийским или ведическим. Шраманы образовывали свои школы, которых вскоре стало более шестидесяти. О характере многих этих соперничавших между собой учений мы знаем преимущественно из предвзятых сообщений в других, враждебных им, писаниях, где описывались диспуты их друг с другом и против них, например, буддистов, которые называли шраманов "тиртиками" ("еретиками"). В среде шраманов процветал аскетизм и другие формы самоистязания: отказ от одежды, от посуды, отказ от пищи и воды на долгие сроки, контроль над дыханием, постоянное продолжительное пребывание в какой- нибудь крайне неудобной позе, — предполагалось, что все эти упражнения, так же, как множество других, наделяют человека необыкновенными способностями.

Считалось, что приверженцы этих учений могли проявлять сиддхи-сверх- способности, например, становиться невидимыми или летать по воздуху. Одни из них были выходцами из брахманов, другие из низов, одни были аскетами-адживиками, или "нагими", отрицавшими все нормы цивилизации; другие отрицали мирские обычаи не столь последовательно, но всех их связывала непримиримость к брахманизму и к тем, кто не был согласен с их взглядами, тяга к полузабытым знаниям и попытка создать учение, которое противопоставило бы себя брахманизму. Помимо брахманских шраманов, которые сохраняли связь с ведическим ритуалом, самыми известными шра- манскими учителями, полностью порвавшими с ведами, были шесть проповедников.

Одним их первых шраманских учителей тексты называют аскета по имени Пурана Кашьяпа (Пурна Кассапа), который происходил из низов, либо из обедневших брахманов. Его учение отличалось крайним радикализмом, этическим нигилизмом и детерминизмом. Он отвергал бессмертие, бытие после смерти и перерождение. Его прямые последователи позже объединились с последователями Макхали Госалы. Второй был Какуда Катьяяна (Пакуд- ха Каччана), выходец из брахманов.

Он выдвигал учение, отрицающее деяние (санск. акриявада), выражал неверие в бытие после смерти (санск. уччхедавада), считал, что кроме 4 элементов махабхута (вода, огонь, ветер и земля) есть еще счастье, несчастье и душа (жизнь). Сами элементы вечны и неподвижны, их никто не создавал, в плане этики Какуда был нигилистом: удар меча, как будто бы способный прервать жизнь, на самом деле является лишь прохождением металла между атомами тела и кости, не имеющим власти над человеком. Он носил марлю и кипятил воду, чтобы не проглотить (и не погубить таким образом) мельчайшие существа.

Третий это Маскарин Гошала (Госала Маккхали или Маскари Госалипутра). Выходец из рабов, бежал, стал одним из ведущих шраманов своего времени, проповедовал в тех же местах, что и Будда. Его система получила название Ад- живика ("аджива" — отказ от обычной жизни, аскеза), которая просуществовала вплоть до XIV в. н. э. Учение Гоша- лы оказалось самым разработанным, собирался даже собор из сотен учителей Адживики, на котором был выработан канон теорий и правил. Он учил, что все одушевлено, что мир имеет ценность сам по себе, проповедовал доктрину "сансара-шудцха" о том, что каждая душа должна пройти предопределенный ей долгий и непреложный цикл повторных возрождений (числом 84 000), независимо от действий и поступков, со вершаемых тем или иным телом, в которое она воплощается при каждом новом рождении, что все предопределено всемогущественной судьбой, выражающейся в карме, и поэтому важно знать астрологические прогнозы. Госала ходил нагой, но пил непроцеженную воду, не фильтровал вдыхаемый воздух и принимал участие в тайных шак- тистских обрядах и магических племенных ритуалах. Современники рассматривали поведение Госалы как гнусное потакание своим низменным наклонностям, однако эти сведения исходят от враждебных ему религиозных школ.

Учение Госалы в теоретической части было близко джайнизму и два основателя — Госала и Джина даже были друзьями, но разошлись из-за разного понимания нравственности. Госала в пылу полемики наслал на Махавиру лихорадку, но последний переадресовал ее наславшему, отчего тот и умер. Четвертым называют шрамана Санд жая Белатхипутта или Вайратипутру иг Раджагрихи, который не был аскетов и его парадоксальное учение не разбира ло этические проблемы. Он проповедо вал агностицизм (аджнянавада) и очеш ловко уходил от ответов, такой логиче ский прием многим нравился. Ему зада вали вопрос: "Существует ли иной мир? - И да и нет, — отвечал тот. "А может быть другого мира нет?" — "И да и нет", - опять отвечал Санджая. Так родилаа знаменитая тетралемма.

Однако многие его ученики ушли к Будде, например Шарипутра и Маудгальяяна. Аджита Кесакамбалин или Кесакабала (Аджита, по прозвищу Кесакамбг ли, что означает "с волосяным одеялом" Арджита носил накидку из человеческих волос) был пятым. Он проповедовал радикальную доктрину о том, будто дс брые дела и благотворительность в кс нечном счете ничего не приносят челе веку. Независимо от того, что челове делал или не делал при жизни, его тел после смерти разлагается на простейшие элементы. От него ничего не ост ется. Добро и зло, милосердие и состр, дание не имеют никакого отношени к судьбе человека. Он призывал наслан даться простыми земными радостям и больше не думать ни о чем. Вероятно он был учеником известного матери листа Чарваки, создавшего школу лок ятиков. Относительно шестого шраманского учителя имеются расхождения. Согласно одной версии это был Нигрантха Натапутра (Нигантха, т. е. "сбросивший оковы", сын Ната), аскет из кшатриев, проповедовавший полную ответственность личности за свои поступки. Соответственно он выступал против фатализма. Среди его учеников выделялись Гаутама Индрабхута, Саччана, Упали и другие. Его учение мало чем отличалось от джайнистского.

В схематическом изложении структура "шраманского пути" будет следующей:

Воззрение. Признается высший и конечный, ничем не обусловленный смысл, исконно присущий мирозданию, не исключая самых низших его частей, поэтому постулируется фатализм, этический нигилизм, "материализм" (в смысле признания материи реальностью) и "атеизм" (в смысле непочтительности к богам).

Цель. Становление шраманом — "усердным в познании" высшего или присущего сугубо земной жизни смысла, связанного с переживанием конца пути, наступающего естественным путем либо путем некоего особого усилия (адживика). Власть над элементами (природой) и людьми.

Практика. Простое наблюдение за процессом достижения индивидуумом конечного состояния за время естественного пути, заключающегося в множестве обусловленных судьбой рождений, предсказательная практика для постижения судьбы (санск. нияти) или тапас и крайние формы аскетизма, умерщвление плоти, отказ от норм цивилизованности в целях ускорения достижения искомого состояния.
Медитация. Визуализация потоков энергии и созерцание элементов-сти- хий, визуализация образов и атрибутов божеств-дэва во время ритуала брахманскими шраманами.

Результат пути. Становление могущественным "знающим", собственно шраманом, которому подвластны все категории существ, вся природа и сама судьба в конце обусловленного кармой пути.

 

Даршаны или философские системы позднего брахманизма перед приходом Будды Шакьямуни

1. Санкхья ("размышление, исчисление"). Основатель Капила (до VII в. до н. э.), система онтологического дуализма.

Есть два вечных начала: единая и вечно изменчивая материя-природа (санск. пракрити ) и множество вечно неизменных индивидуальных душ (санск. пуруш). Школа постулировала причинность и следствие, развертку пракрити через "типы" (санск. саттвы), приводящую к нарушению равновесия ее трех сил (санск. гун), что приводит к зарождению пяти элементов-стихий и далее к появлению 25 типов сущего вместе с Пракрити и Пурушей (космическим наблюдателем).

Целью духовного пути является различение этой двойственности через умозрение и йогу. Основы доктрины мог заложить Пурана Кассаяпа, согласно которому душа и тело раздельны и что бы ни случилось с телом, это не может отразиться на душе.

Йога ("соединение"). Теоретически мало чем отличется от предыдущей даршаны (допускает Ишвару, Бога, вечного духа, не вовлеченного в материальный процесс), опирается на Йога-сутру Патанджали и комментарии. Помимо других разновидностей индийской (в том числе джайнской и буддийской) йоги, данная система восьмичленной йоги служит для прекращения деятельности различающего ума, устранения кармы прошлого и возможного будущего (т.е. достижение освобождения-мокши и сверхспособностей) через духовную практику, включающую в себя отказ от 5 видов недолжного поведения (ахимса, брахмачарья-целибат, правдивость и др.), 5 непреложностей (чистота, довольство, тапас, получение наставлений, мантры, преданность богу).

Другие признаки йоги суть асаны, пранаяма, пратьяхара, дхьяна, самадхи.

Ньяя ("способ"). Исходный текст древней Ньяя опирается на текст ньяя-сутры Готамы. Целью ньяя является устранение "ложного знания", затем дефектов сознания, активности, рождения, страдания. Представляет собой систему аргументации (силлогистика), выработанную в диспутах с санкхьей, мимансой и буддистами, учение которых стало самостоятельной даршаной.

Область интересов ньяя лежала не в онтологии (здесь она сближалась с вай- шешикой), а в методологии мышления. Отличаясь строгой последовательноcтью, признавала 4 вида актов познания нового: восприятие, вывод, уподобление и словесное свидетельство, при этом сами акты познания суть мгновенные и преходящие свойства Атмана.

Считается, что без изучения ньяя понимание философских учений Индии затруднено. Вайшешика ("философия различий"). Опирается на вайшешика-сутры и коментарий Прашастапады (IV-V вв.). Целью вайшешики являлось, опираясь на повседневный опыт, создание реалистичной науки о бытии, где за реальность признавались субстанция, качества, движение, общее, особенное и внутренняя присущность. Субстанция состояла из 9 аспектов: 4 элемента-стихии, пространство, время и атман с манасом-умом, детально разработана атомистика. Качеств 24: цвет, запах, добродетель, познание и пр. Истинное познание состоит из восприятия, вывода, памяти и провидческой интуиции, а ложное познание из сомнения, ошибки, внутреннего вопроса, сновидения. Йогой и духовными практиками школа не занималась.

Учение Пакудха Каччана могло положить начало позднейшей школе вайшешика. Миманса или пурва-миманса ("прежнее исследование").Опиралась на Миманса-сутру Джаймини. Миманса, разделяя философию ньяя-вайшешики, не признает ни бога Ишвару, ни богов ведического пантеона, однако своей задачей она считала исследование и обоснование ритуала, основанного на ведической традиции, поскольку ритуальное действие ценно и действенно само по себе. Целью мимансы не является освобождение от сансары, а преуспевание в этой жизни и перерождение на небесах. Веданта ("завершение Вед"). Неоднородная, с многочисленными ответвлениями школа, первоначально опиравшаяся на упанишады и Брахма-сутру Бадараяны.

Позднее стала подразделяться на адвайта-веданту Шанкары, вишишта-адвайта Рамануджи и двайта-веданта Мадхвы, и др. Главной задачей веданты, которая считает упанишады частью откровения (веды) было постижение соотношения духа (бога, абсолюта, брахмана) с миром, человеком (и его атманом), пути слияния с богом через освобождение от сансары. К веданте, до сих пор являющейся живой традицией, принадлежат не только отдельные философы, но и многие ашрамы, скопированные с буддийской Сангхи.


Rambler's Top100 ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека