Центр тибетской медицины 'Кунпен Делек Менкан' - Дарующий благо и полезный для всех
Будда медицины
Loading

Библиотека

Абхидхарма и перерождения

Сейчас появилось немало людей, способных "видеть" свои и чужие прошлые рождения, рассказывать про предыдущие жизни, распознавать кармические проблемы и пытаться развязывать кармические узлы. Освобождение от кармы часто считается целью духовной практики и задачей медитаций. Изучая теорию Кармы, я посетил буддийские страны (Непал, Бутан, Бирму, Таиланд), где разговаривал с представителями разных школ на тему Абхидхармы (буддийской теории мироздания, реинкарнаций и состояний сознания). Знания, накопленные за несколько тысячелетий в буддийских странах, бесценны - они часто не имеют аналога в западных учениях. Будда Сакьямуни, покинув мирскую жизнь, учился во многих школах, пробовал различные техники и изучал разные теории, пока наконец не понял законов Дхармы и передал Дхарму своим ученикам. Информация, полученная в состояниях глубокой медитации, передавалась из поколения в поколения от учителей к ученикам и фиксировалась как в книгах, так и при особых передачах. Попробуем понять буддийское представление о перерождениях, законах Кармы и возможностях выхода, используя результаты тысячелетних медитаций и теорию абхидхармы, которую сформулировал сам Будда.
 

Местопребывания

Низшие местопребывания - это 8 сфер адских существ, голодные духи и демоны и животные. В чувственный мир также входят люди и обитатели небес (боги или дэвы) шести сфер . Выше чувственного мира находится мир форм в котором выделяют 17 местопребываний (богов)- мир брахманов. Еще выше - мир без форм, в котором нет местопребываний, но в нем выделяют четыре сфер брахманов.

Подробные описания местопребываний, их названия и характеристики, можно прочесть в буддийских книгах по абхидхарме.

Только местопребывания людей и животных явно присутствуют в материальном мире. Остальные существа - боги, демоны, адские твари - не имеют материального воплощения, однако их присутствие ощущается косвенно - во время сна, видений, галлюцинаций, медитаций, размышлений, религиозных и шаманских ритуалов. Одни люди стремятся найти с ними контакты, другие их боятся, третьи не хотят иметь с ними никаких дел, четвертые - начисто отрицают их существование. Тем не менее существа нематериального мира явно присутствуют и существенно влияют на события нашего мира. Многие из нас, сознавая это или не сознавая, сами проходили в своих прошлих рождениях через эти состояния, и поэтому в их кармической памяти остались воспоминания о прошлих рождениях. Такие люди, естественно, лучше понимают нематериальные и сверхъестественные силы, и ведут себя по отношению к ним более адекватно.

Принято считать, что "добродетельная", "праведная" жизнь приводит к высшим (небесным) рождениям - в мире богов, а "нечестивая" - к низшим рождениям, животным, демоническим или даже адским. Такой взгляд хорошо понятен и нагляден, и используется практически во всех религиях, не только в буддизме, но и в исламе и христианстве (рай и ад).

Если изучать Дхарму глубже, открываются причины и закономерности переходов от рождения к рождениям. Улучшая свою карму праведными деяниями, люди могут расчитывать на лучшее перерождение. Так, благочестивый бедняк может в следующем рождении стать богатым, а нечестивый богач родиться в нищете. Очищая свое сознание и развивая творческие животворящие силы, можно надеяться на божественные перерождения. Существа высших миров по натуре своей гармоничны, они лишены многих страстей и страданий, свойственных людям. Поэтому с точки зрения людей они живут в постоянном блаженстве и наслаждениях. Однако в мирах богов имеются также свои проблемы. Так, по представлениям бедных россиян богатые иностранцы из западных стран живут в полном наслаждении удобствами и комфортом, но по представлению самих "богатых западных жителей" жизнь совсем не безмятежна.

Кармические силы, которые дают богам (с точки зрения людей) "наслаждения" и поддерживают их существование, в конечном итоге иссякают, и боги спускаются обратно - сначала в более низкие сферы божественного существования, а потом опять в человеческие местопребывания. Почему боги не могут сами совершенствовать себя и достигать Нирваны ?

Божественные состояния возникают как следствие медитаций людей и развития их творческой активности. Силы, которые поддерживают божественные состояния, можно сравнить с "богатым наследством", доставшимся молодиму барину, поехавшему проматывать его в столицу. Сам барин не обладает способностью накапливать деньги, и может только тратить, живя "на широкую ногу". Когда деньги кончаются, он оказывется не приспособленным к жизни (если у него не найдется еще где-нибудь богатый дядюшка). Боги в силу своей нематериальной сущности не могут творить себе карму, и их совершенствование возможно только после их возврата в человеческое местопребывание. Поэтому они могут только тратить ту энергию, которая накапливлась во время медитаций. Таким образом переход в божественное состояние и возврат из него можно рассматривать как "прыжок в высоту" с неминуемым приземлением - с той лишь разницей что время жизни богов значительно дольше, чем время жизни людей.

Высшие божественные состояния мира отсутствия форм (архаты) уже могут достичь Нирванны, но чтобы попасть в эти высшие состояния нужно во время медитаций достичь очень высокой степени чистоты сознания и свободы от кармы.

Наоборот, адские состояния представляют собой местопребывания "очищения", куда попадают существа с сильно омраченной, загрязненной кармой. В зависимости от тяжести кармы, существа проходят через те или иные ады (их 8). С точки зрения человека пребывание в адах представляет собой длительное мучение (которое представляется как поджаривание в огне, вываривание в смоле, замораживание в холоде или постоянная боль и страдания). Фактически организм адских существ очень примитивный, и они по-просту лишены многих возможностей и ощущений, свойственных людям. Они пребывают в экстремальных условиях (которые кажутся людям невыносимыми), и целью пребывания в аду является очищение. Как укрепляется человеческий организм под воздействийствием спорта, зарядки, сауны, закалки - так очищаются адские существа под воздействием тех тяжелах нагрузок, которые не дают развернуться их запутанной и загрязненной карме. Адские существа выходят из ада в следующие рождения, как освобожденные из исправительной колонии, с "чистой характеристикой", и получают возможность теперь дальше путешествовать по океану перевоплощений.

Как могут люди попасть в адские перерождения ? Только путем разрушения себя - например, употреблением наркотиков, бесконтрольным пьянством, необузданной злобой и агрессией. При разрушении сознание расчепляется на более примитивные элементы, которые вновь рождаются в животных, демонических или адских состояниях.

Демоны, преты, ракшасы, голодные духи - это обычно сгустки энергии, достаточно примитивно организованной, но сильной и целенаправленной. Карма демонов тоже очень однозначна, демоны рождаются для выполнения достаточно конкретных кармических задач, и не обладают ни сравнимым с человеком интеллектом, ни его сложной эмоциональной системой, ни его возможностями познания и совершенствования себя и окружающего мира.

Животные организованы более сложно. Однако животное существование очень незавидное - животное постоянно голодное и вынужденно всю жизнь проводить в поисках пропитания, нередко при этом проявляя агрессию по отношению к другим. Животное лишено разума и живет лишь своими инстинктами и эмоциями.

Итак, человек представляет собой связующее звено между высшими и низшими рождениями, и благодаря своей материальной сущности обладает достаточной волей и творческой силой чтобы самостоятельно творить себе карму, а не быть полностью ее рабом. Очищая свое сознание от омрачений и достигая внутренней гармонии, он может переходить в божественные местопребывания. Разрушая и загрязняя свое сознание, он может спускаться в низкие миры вплоть до очищений в аду.

Каждое перевоплощение можно рассматривать как семестр обучения, после которого существо переводится в следующий класс. Пройдя полную школу из большого количества перевоплощений, существа начинают понимать Дхарму и ее законы, и открывают для себя путь в Нирванну.

Диагностика перевоплощений и жизненные цели


Кармические проблемы мира людей сами по себе достаточно сложны и их изучением занимались многие буддийские учителя. Как в классических книгах (напримиер "Джатаки"), так и в художественных, приводится немало примеров анализа перерождений и трактовок Кармы.

Мы займемся несколько другими проблемами - попробуем понять жизненные цели существ, имевших в прошлом божественные, адские или демонические инкарнации.

Боги, когда исчерпывается их кармическая сила и они вынужденны оказаться опять в человеческом перевоплощении, часто недоумевают - земля им кажется неблагоустроенной, грязной и неуютной. При неблагоприятном развитии событий они так и не успевают понять и осознать, где они находятся, и пытаются жить "по-божески", витая в сферах высших интересов и игнорируя происходящее. Хорошо если они рождаются в богатой и культурной семье, и условия позволяют им наслаждаться музыкой, науками и медитациями. Они, однако, могут со следующим рождением утратить благородство и родиться более в простой семье, но кармические воспоминания о божественных существованиях не дают им возможности трудиться, и возникает опасность их омрачения низкими кармами. Например, безнадежно стремясь к высшим состояниям и благородным переживаниям, они начинают употреблять наркотики, или уходят в запой, постепенно деградируют и перерождаются в животном или вообще в аду. Иногда боги высокомерны и горды, не замечают нищеты и бедности вокруг себя, за что опять же несут кармическую расплату.

Конечно, божественные существа не обязательно должны деградировать. Если у них в прошлом было немало подъемов и падений, они могут правильно оценить преимущества, которые им дает человеческое существование, и начать усердные медитации с целью очищения своего сознания от омрачений и возврата в более высшие божественные состояния или выхода в Нирванну. Но обязательно момент осознания Дхармы должен быть переломным в их жизни.

Наоборот, демоны, вышедшие из ада "с незапятнанной характеристикой" могут, насколько им позволяет возможность, честно отработать свою Карму и переродиться в более высоком местопребывании. Те, которые прошли демонические рождения и имели в далеком прошлом высшие перевоплощения, особенно быстро растут, ибо их двигает вперед сила кармического воспоминания о божественных состояниях.

Итак, поднимаясь вверх до "богов" и опускаясь вниз до самого ада, существа постепенно накапливают кармический опыт и проходят обучение, с каждым разом достигая все более чистых уровней сознания и находя все более высокие божественные перерождения, и стремясь к Нирванне. Высшие существа, Боддисатвы, не могут себе позводить выхода в Нирванну до тех пор, пока спасения не достигли все живые существа, и остаются в мире сансары, помогая другим существам достичь просветления.

В медитациях довольно трудно (хотя и возможно) посещать те местопребывания, о которых нет кармических воспоминаний. Целью медитаций, связанных с очищением от кармической омраченности, может быть не только посещение божественных уровней и оживление воспоминаний о предыдущих божественных инкарнациях, но и посещение адов и очищение. Только ады могут по-настоящему очистить карму от омрачений, которых не могут избежать даже очень высокие ступени божественных местопребываний. Таким образом высшие (популярные) и низшие (непопулярные) местопребывания одинаково участвуют в круговороте сансары, и прохождение через ады иногда бывает просто необходимо для очищения. Поэтому в Буддизме часто почитаются страшные и грозные божества, обладающие демоническими силами.

Хотя в популярной литературе часто пишут о "переселении душ", на самом деле от рождения к рождению передается только карма - более тонкая сущность, чем "душа" с ее интеллектуальным и эмоциональным содержанием. В "кармической памяти" на самом деле отсутствуют явные воспоминания о событиях прошлых жизней. Как писал Данте, каждая душа, проходя через чистилище, обязательно окунается в реку Забвения. Что же все-таки остается в кармической памяти ? Лишь лишенный образов и конкретных форм скелет сознания, на который, подобно мясу, нарастают в каждом перевоплощении тела - как физическое, так и астральное и ментальное. Карма определяет причины и следствия, поэтому карму можно уподобить причинному телу.

Тем не менее по карме можно иногда составлять представления о том, какими были предыдущие рождения, хотя детали бывают как правило очень размыты.

Мы попробуем характеризовать людей, имевших в прошлых жизнях божественные, демонические или адские состояния.

Те, у которых были перерождения среди богов сфер страстей - обычно люди мягкие, эмоциональные, обладают хорошим астральным восприятием и высокой чувствительностью. Они иногда производят впечатление неприспособленных к жизни, потому что они часто безразличны к деньгам или богатству, спорту, тяжелой работе, но при этом понимают музыку, поэзию, изобразительное искусство, природу, любят других и безобидны. Искусства им легко даются, и поэтому их могут любить окружающие. При неблагоприятном развитии кармы они деградируют из-за неумения бороться и стоять за себя, ими могут манипулировать, они могут зависнуть на наркотиках и разрушить себя и родиться в более низком состоянии.

Те, у которых были перерождения среди богов сферы форм - люди созерцательного типа, обычно интеллектуальные, им легко даются науки. Они также кажутся слабо приспособленными к жизни и мало заинтересованными материально, приветливы, неагрессивны, но за счет своего интеллекта могут добиться хорошего положения и уважения других. При неблагоприятном развитии кармы их могут презирать и ими помыкать, и они могут поддаться дурным влияниям и взять на себя миссию лжеучительства или разрушительной переорганищации мира, после чего деградировать до низших состояний.

Те, у которых были перерождения сферы отсутствия форм - люди медитативного типа, которым легко дается просветление. При благоприятном развитии событий они могут попасть в монахи и продолжать медитации. При неблагоприятной карме их подчиняют лжеучителя или они не могут противостоять многочисленным земным искушениям, и деградируют также вплоть до адских воплощений.

Те, у кого были недавние демонические воплощения - обычно люди сильные, занимающиеся спортом и укрепляющие свое тело, владеющие разными энергиями. Они активно действуют в материальном мире, их очень интересуют его законы и они часто добиваются многого, силы, власти, денег и богатства. Так как они не понимают Дхарму глубоко, они часто не разборчивы в выборе средств для достижения своих целей, и ухудшают себе карму, иногда опускаясь даже обратно в низшие местопребывания. После многократных перерождений они постепенно понимают законы Кармы все лучше и лучше, и в конечном итоге поднимаются до божественного существования.

Те бывшие демоны, которые до этого имели божественные воплощения, могут очень быстро расти. У них осталось кармическое воспоминание о Дхарме и высших целях, и они не совершают грубых злодеяний. Такие люди - обычно талантливые практики, которые вкладывают много сил в улучшение этого мира.

Точно также бывшие боги, которые до этого проходили очищения в низких состояниях, не обязательно деградируют, а используют практические навыки, которые им достались от предыдущих воплощений. Однако, чем выше божественная сфера, тем более тонкие проблемы требуют разрешения, и тем более тонкие состояния считаются кармически нечистыми. Для решения этих проблем иногда приходится спускаться в ад даже из очень высоких божественных сфер, ибо, проецируясь на низшие миры, малейшая дисгармония в божественных мирах вызывает колоссальную разрушительную энергию - энергию дисгармонии, энергию структурной неправильности или вырожденности развития, и кармические воздействия требуют снова посещения адов.

Классификация кармических типов


Итак, по кармической истории можно выделить следующие типы душ.

Молодые души, не имевшие большого количества перевоплощений - они обычно грубо материальны, практичны и пытаются освоить все земные удовольствия. Рост населения Земли сопровождается появлением большого количества "молодых" душ, перевес которых вызывает великие революции, наплывы атеизма и материализма.

Опытные души, имеющие большое количество человеческих перевоплощений, ищут обычно высших ценностей, учителей и просветлений, и зарабатывают божественные перерождения.

Души, возвращающиеся после божественных воплощений, много витают в облаках, обладают хорошей интуицией, высокой чувствительностью, иногда - гордостью и высокомерностью, и могут при неблагоприятных условиях деградировать в низшие миры.

Души,поднимающиеся после демонических перевоплощений, обычно крепкие и энергичные. Если у них были до этого божественные воплощения, они быстро обучаются и прогрессируют, овладевают активно боевыми искусствами и практиками, связанными с развитием физического тела.

Души, многократно проходившие высшие и низшие воплощения, стремятся к глубинному пониманию Джармы, очищению сознания от омрачений, и достижения высших состояний, вплоть до Нирванны.

Конец света и создание нового мира


Согласно учению Теравады, так как нет ничего постоянного, мир рано или поздно должен прийти к концу. Возможна гибель в огне,(также воде или ветре) - картины гибели мира можно хорошо представить. Период уничтожения мира длится 64 кальпы, мир остается в разрушенном состоянии тоже 64 кальпы.

К моменту гибели мира все существа переселяются в мир Брахмы (за пределами чувственного - богов сферы богов форм или отсутствия форм). Для этого существа должны достаточно улучшить свою карму благими деяниями. Те существа, которые не достигают мира Брахмы, окажутся в адах дальних миров, удаляясь из этого мира.

Если мир погибнет в огне, то через определенное время образуется вода, сначала мелкими каплями, а потом бурными потоками, и затопит всю сферу чувственного, и постепенно оформится земля, горы и океаны. Из адов станут подниматься первые существа, которые, пожирая друг друга, будут снова опускаться в ады.

К этому времени брахманы начнут медленно опускаться с небес - сначала через нижние миры Брахмы, потом через миры богов сферы чувств (дэвов), а потом - как первые люди. Первые люди возникнут без родителей и без половых признаков. Им не нужно питание, они берут энергию от излучения своего тела и могут свободно летать в пространстве.

Когда первые люди попробуют земную пищу, им она покажется особенно вкусной, и они потеряют свое излучение. Мир погрузится снова во тьму. Так как у первых людей осталось еще немало хорошей кармы, они смогут совместными усилиями своей доброй кармы дать силу Солнцу, Луне и планетам подняться.

Когда появятся злаки для питания, у людей разовьются половые признаки, а в дальнейшем - возникнут страсти. Возникнут дома и семьи. Те из людей, которые разовьют плохую карму, переродятся в животных, и теперь все местопребывания будут заполнены.




Рекомендуем



Дядюшка Бунми, который помнит свои прошлые жизниДядюшка Бунми, который помнит свои прошлые жизни
Оригинальное название: Loong Boonmee raleuk chat / Uncle Boonmee Who Can Recall His Past Lives
Год выхода: 2010
Жанр:художественный
Режиссер: Апитчатпон Вирасетакун
В ролях: Sakda Kaewbuadee, Маттье Ли, Vien Pimdee, Jenjira Pongpas, Thanapat Saisaymar
Производство: Германия, Франция, Великобритания, Нидерланды, Испания, Таиланд
Продолжительность: 01:53:17
Перевод: Профессиональный (многоголосый)
Кодек: XviD
Качество: DVDRip
Видео: 640x352, 726 kbps
Звук: MP3, 2ch, 128 kbps
Формат:avi
Размер:700Мб

О фильме: Дядюшка Бунми страдает острой почечной недостаточностью и решает провести остаток дней у родственников в деревне. Здесь ему являются призраки умершей жены и пропавшего сына и принимают его в свои крылатые объятья. Раздумывая над причинами своей болезни, дядюшка Бунми вместе со своей семьей пересекает джунгли и достигает пещеры на вершине горы, где родилась его первая жизнь…

Скачать c turbobit.net  Дядюшка Бунми, который помнит свои прошлые жизни  (700 Мб)
Скачать c depositfiles.com Дядюшка Бунми, который помнит свои прошлые жизни  (700 Мб)

Будда ГаутамаБудда Гаутама
Год выпуска: 2006
Жанр: Документальный
Выпущено: ВГТРК
Режиссер: Ирина Коновалова
Язык: Русский
Качество: IPTVRip
Видео: DivX, 1275 Кбит/с, 560x304
Аудио: MP3, 2 ch, 128 Кбит/с
Продолжительность: 00:07:03
Размер: 71 Мб

О фильме: Снятый в формате предельно лаконичной "экранизированной энциклопедии", фильм расскажет о легендарном индийском духовном учителе Будде Гаутаме, ключевой фигуре буддизма.

Скачать c turbobit.net  Будда Гаутама (71 Мб)
Скачать c depositfiles.com Будда Гаутама (71 Мб)
Rambler's Top100 ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека