Центр тибетской медицины 'Кунпен Делек Менкан' - Дарующий благо и полезный для всех
Будда медицины

Библиотека

Аштанга Хридая Самхита – древний текст по аюрведе

Глава 9. Наука о субстанциях (ДРАВЙАДИ ВИДЖНАНИЙА)

Сейчас мы поведаем главу Дравйади виджнанийа (наука о субстанциях), как поведал Атрейа и другие великие мудрецы.


1-2 Субстанции обладают вкусом и другими качествами, ведь именно по качествам познается субстанция.



Субстанции состоят из пяти первоэлементов. Они являются субстратом Земли (Притхви бхута), Воды (Ап), Огня (Агни), Воздуха (Вайу) и Эфира (Акаша), сочетания которых порождают ее качества. Субстанции характеризуются по первоэлементу, преобладающему в их составе.



3 Вкусы бывают двух типов - проявленный - Раса и не проявленный, вторичный, ощущаемый уже после первого вкуса - Анураса.


4 Гуру (тяжесть) и остальные качества (Гуны), присутствующие в субстанциях, проявляются через вкус. Гуны описываются как атрибут вкуса, ведь они очень тесно связаны между собой.



5 Субстанции, обладающие такими качествами, как тяжесть, громоздкость, массивность, с преобладанием запаха относятся к первоэлементу Земля (Притхви махабхута). В организме они дают тяжесть, стабильность, плотность и рост.



6 Субстанции, обладающие такими качествами, как жидкое агрегатное состояние [Санскритское слово "Дравата" характеризует все жидкие субстанции. К сожалению, в русском языке нет слова "жидкостность", дословно переводящее это слово], холодность, тяжесть, маслянистость, текучесть и густота, с преобладанием вкуса, относятся к первоэлементу Вода (Ап махабхута). Она отвечает за соединение, секрецию, увлажнение, удовлетворение и смачивание.



7 Субстанции, обладающие такими качествами, как сухость, острота, теплота, подвижность, небольшие размеры, с преобладанием цвета и формы, относятся к первоэлементу Огонь (Агни, или Теджо махабхута). Они вызывают жжение, блеск (румянец), окрашивание и обмен веществ.



8 Субстанции, обладающие такими качествами, как сухость, подвижность, легкость, с преобладанием Спарша танматра [Слово "спарша" дословно переводится как "то, что прикасается или вызывает ощущение прикосновения"] относятся к первоэлементу Воздух (Вайу махабхута). Они вызывают сухость, легкость, движение (во всех его проявлениях), ясность и истощение.



9 Субстанции, обладающие такими качествами, как очень маленькие размеры, чистота, легкость, с преобладанием звука, относятся к первоэлементу Эфир (Акаша махабхута). Они образуют полости и порождают легкость.



10 Нет ни одной субстанции в этой Вселенной, которую нельзя было бы использовать в лечебных целях, причем не одним способом.



11 Субстанции с преобладанием Огня и Воздуха имеют склонность к поднятию вверх, а те, что с преобладанием Земли и Воды - к опусканию вниз.



Это все о субстанциях, а о вкусах мы поговорим ниже.



12 Некоторые авторы утверждают, что тяжесть, маслянистость, холодность, мягкость, легкость, сухость, горячесть и подвижность - восемь Вирйа - потенций.



13 Чарака пишет, что эти качества соединены с действием, без Вирйа нет действия, все действия идут от Вирйа.



14-15 Тот, кто считает, что тяжесть (и остальные качества) являются Вирйа, приняли это после долгого изучения, ибо из всех существующих качеств эти восемь - главные, их действие наиболее сильное и важное в повседневной жизни, и в большинстве субстанций заметное в первую очередь.



16 Вкус и остальные качества (помимо этих восьми) также могут называться Вирйа, но они так не называются, так как они не подходят (под те четыре тезиса, которые приведены в предыдущем стихе). Поэтому тяжесть и остальные (семь) - Вирйа.



17 Некоторые авторы считают, что только тепло и холод являются Вирйа. Они это мотивируют тем, что субстанции очень многообразны и обладают огромным количеством качеств, но самые сильные - Огонь (Агни) и Вода (Сома), совсем как Вйакта и Авйакта (проявленность и непроявленность) этой Вселенной, и, различая их, невозможно ошибиться.



18-19 Ушна вирйа - горячая Вирйа формирует головокружение, жажду, истощение (без предварительной физической работы), испарину, жжение, сильное и быстрое пищеварение, уравновешивает Вату и Капху. Сита вирйа - холодная Вирйа отвечает за соединение (диссимиляцию), жизнь, медлительность и очищение крови и Питты.


20 В процессе переваривания пищи, в конце пищеварения, из-за действия Джатхарагни - огня пищеварения, происходит изменение вкуса пищи. Этот процесс носит название Випака (послевкус).



21 Сладкий и соленый вкусы превращаются в сладкий, кислый не меняется, горький, вяжущий и острый становятся острым.



Действие вкуса и послевкуса сходно.


22 Субстанции проявляют свои положительные или отрицательные качества иногда благодаря вкусу, иногда - послевкусу, иногда вследствие качеств, иногда - в силу Вирйа, а иногда из-за Прабхавы - особых качеств.



23-24 Если один из вышеперечисленных факторов оказывается сильнее остальных, то он захватывает власть и от него зависят качества субстанции. Если происходит взаимодействие противоположных качеств, то они взаимно ослабляются.



25 Если же они равны по силе, Випака побеждает вкус, они в соединении побеждают Вирйа, а Прабхава побеждает их всех. В этом заключается ее природная сила.



26 Если в субстанции вкус и все остальные качества примерно равной силы, то ее качества проистекают от Прабхавы. Например, кротон идентичен с плюмбаго зейландским по сочетанию вкусов и т.д., однако кротон обладает выраженным слабительным действием, а плюмбаго - нет. Аналогично, солодка голая и виноград культурный - виноград послабляет, а солодка - нет. Топленое масло сходно с молоком, но масло усиливает пищеварение, а молоко нет.



27-28 Так вкратце описаны основные действия субстанций и остальные (их качества). Однако есть особая категория субстанций, называемая Вичитра пратйайарабдха. Можно привести такой пример: пшеница и ячмень обладают одинаковыми качествами (тяжелые и сладкие), однако пшеница уравновешивает Вату, а ячмень - обостряет; рыба горячая по Вирйа, а молоко - холодное, но оба - сладкие и тяжелые; сладкое мясо льва после переваривания становится острым, а свинина - нет.


Так заканчивается глава Дравйади виджнанийа (наука о субстанциях), девятая в Сутрастхане Аштанга Хридайам Самхиты, составленной Шримад Вагбхатой, сыном Шри Вайдйапати Симхагупты.


Rambler's Top100 ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека