Центр тибетской медицины 'Кунпен Делек Менкан' - Дарующий благо и полезный для всех
Будда медицины

Библиотека

Аштанга Хридая Самхита – древний текст по аюрведе

Глава 8. Режим принятия пищи (МАТРАШИТИЙА АДХЙАЙА)

Сейчас мы поведаем главу Матрашитийа (режим принятия пищи), как поведал Атрейа и другие великие мудрецы.


1-2 Человек всегда должен принимать правильное количество пищи, ведь правильное количество стимулирует Агни. В зависимости от того, легкая пища или тяжелая, это количество разное.


3 Недостаточное количество не способствует увеличению силы и энергии, а также росту организма, а ведет к болезням Ваты.

 

 Избыточное же количество съедаемой пищи резко увеличивает все три доша.


4-5 Вата и остальные доша резко увеличиваются и соединяются с не переваренной и лишней пищей, образуя тем самым такие заболевания, как Аласака (блокирование передвижения пищи по кишечнику) и Висучика (выведение из организма недопереваренной пищи в верхнем и нижнем направлениях [Через понос и рвоту] ) у людей, не способных себя контролировать.


6 Если пища не движется вверх (рвота) и вниз (понос) и не переваривается, застаиваясь в желудке, то это состояние называется Аласака.


7 Глубокое накопление Ваты и остальных доша, вызывающее разнообразные беспокойства, в частности, колющие боли, называется Висучика.


8-9 Боль в эпигастральной области, головокружение, вздутие живота, тремор, ригидность и др. возникают из-за Ваты. Жар, понос, чувство жжения, жажда, потеря сознания и др. возникают из-за Питты. Рвота, чувство тяжести в теле, потеря речи, большое количество мокроты и др. возникают из-за Капхи.



10-11 Аласака возникает в основном у людей слабых (по силе) и по пищеварительной активности, кто имеет привычку задерживать удовлетворение потребностей организма (в своевременном мочеиспускании и т.д.). У них, накопившаяся Вата соединяется с Капхой и блокирует движение перевариваемой пищи, останавливая ее и создавая ощущение присутствия инородного тела, что ведет к возникновению боли в эпигастральной области и других симптомов, но не вызывая при этом рвоты или поноса.



12 Сильно увеличенные доша возбуждаются, и, разрушив свои каналы (по которым двигаются в состоянии баланса), начинают двигаться по другим каналам, проникая во все тело и делая его закостеневшим, как бревно. Это заболевание называется Дандакаласака. Оно должно быть отвергнуто (врачом) как очень быстрое в своем развитии (с быстрым летальным исходом).



13-14 Человек, практикующий прием несовместимой пищи, страдающий перееданием и любящий недоваренную пищу, способствует возникновению опасного состояния, называемого Амадоша, подобного яду и известного также под названием Амавища (пищевой яд). В лечении этого заболевания также можно отказывать, ибо оно подобно быстродействующему яду и нуждается в поиске антидота.


15-16 Ама, скопившаяся в теле, после диагностики должна быть сразу же выведена из организма путем питья теплой воды, смешанной с порошком аира болотного, каменной солью и цветами Randia dumetorum. Это вызовет рвоту; затем - обильное потение, ректальные суппозитории из плодов, способствующих опусканию вниз каловых масс и газов. Ригидные части тела надлежит выхаживать путем примочек с дальнейшим энергичным растиранием (тканью).



17 В продромальном периоде Висучики, подобном огню в деревне с близко стоящими домами, больному очень полезен пост и лечение путем очищения организма.



18 Больной с несварением, жалующийся на боли в эпигастральной области, не должен принимать травы с анальгезирующим эффектом. Агни, соединившейся с Амой, не способен переварить доша, травы или пищу. Эти три (доша, лекарства и пища) могут быстро свести больного в могилу.



19 Только после того, как пища полностью переварилась и боль и тяжесть покинули желудок, больному можно дать препараты, способствующие перевариванию остатка доша и стимулирующие Агни.



20 Болезни, возникающие из-за Амы, устраняются путем Апартарпана (отсутствия питания). Она бывает трех видов, в зависимости от доша, и должна использоваться очень аккуратно, после взвешивания всех за и против.


21 Если Амы мало, то можно применить только голодание, если среднее количество - голодание и улучшающие пищеварение травы, но если много, то необходимо очищение организма. С его помощью нечистоты (доша, Ама и т.д.) удаляются из самых глубин организма.



22-23  Каждую болезнь надо лечить таким подбором методов лечения, который был бы противоположен ее причинам (хету випарйайа). Если же болезнь все-таки переходит в хроническую форму, то хету випарйайа надо оставить, а применять лечение, направленное против данного конкретного заболевания (вйадхи випарйайа Чикитша) или лечение, не обладающее противоположными качествами по отношению к болезни или ее причинам, но дающее хорошие результаты (тадартхакари Чикитша). Когда доша очистятся от Амы и восстановится пищеварительная функция, рекомендуются масляные ванны, питье масла (промасливание) и клизмы.



24 Из-за увеличившейся Капхи возникает Амаджирна (тип расстройства пищеварения), характеризующаяся выделением гноя в уголках глаз и губ, отрыжкой, как после плотной еды, гиперсаливацией, тошнотой и чувством тяжести в теле.
25 Из-за увеличившейся Ваты возникает Вищтхабдхаджирна - (следующий тип расстройства пищеварения), характеризующейся болью в эпигастрии, запорами, головокружением и слабостью.



26 Из-за увеличившейся Питты возникает Видагхаджирна, имеющая симптомами жажду, обмороки, слабость, кислую отрыжку и жжение в теле.



27 Амаджирна лечится постом, Вищтабха - потением, Видагдха - рвотой или другими методами лечения, в зависимости от стадии болезни.



28 Виламбика [Один из видов диспепсии] возникает из-за скопления Амы внутри каналови нарушения баланса Капхи и Ваты. Она имеет все симптомы накопления Амы и лечится сходными методами.



29 Потеря энтузиазма, боли в области сердца и отрыжка - симптомы Расашэсаджирны. Лечение заключается в дневном сне и полном посте.



Больной любым видом несварения должен спать днем и ничего не есть. Позднее, когда возникнет очень сильный голод, он должен съесть немного легкой пищи.



30 Отсутствие выделения или интенсивное выделение нечистот, истощение, снижение активности Вата доша, вздутие живота, ощущение тяжести и слабость - основные симптомы Аджирны.



31-32 Переедание - не единственная причина Амадоши [Соединение доша и Амы]. Неприятная пища, не любимая пища, не вкусная пища, пища, вызывающая газы, недоваренная или переваренная, тяжело перевариваемая, сухая, очень холодная, вызывающая жжение в процессе переваривания, грязная, слишком сильно измельченная или смешанная с большим количеством жидкости, не переваренная пища; пища, принятая в состоянии волнения, гнева, страха и других эмоций, также ведет к этому состоянию.



33-34 Прием приятной и неприятной пищи называется Самашана, прием небольших порций еды за некоторое время до основного принятия пищи называется Адхйашана, принятие любых количеств пищи в неположенное время - Вищамашана. Эти три либо убивают человека, либо ведут к возникновению смертельных болезней.



35-38 Пища должна приниматься в положенное время, она должна быть той, к которой человек привык, чистой, полезной для здоровья, маслянистой, горячей и легко усваиваемой и содержащей все шесть вкусов с доминантой на сладком вкусе. Приступают к еде после того, как поели старшие, мужчины, предки, боги, гости, дети, благожелатели и животные, а также после размышлений о самом себе. Есть надо внимательно, не очень быстро, не очень медленно, молча, в одиночестве. Перед принятием пищи надлежит совершить омовение и вымыть стопы, лицо и руки, нагулять аппетит. Нельзя ругать и оскорблять пищу. Стоит принимать больше жидкой пищи, наиболее любимой, в обществе приятных людей, чистых (душой и телом) и расположенных друг к другу.



39 Пища, в которую попала трава, волосы и т.д., разогретая, состоящая в основном из овощей и нежелательных семян (семян сорняков), очень горячая и очень соленая - должна быть отвергнута.



40-41 Сгущенное молоко, курд, сыворотка, щелочные субстанции, ферментированные напитки, не сваренный редис, мясо испуганных или возбужденных животных, сухое мясо, мясо вепря, коровы и буйвола, баранина и рыба, маш, бобы, мелкий ячмень, корень, стебель и семена лотоса, сушеные овощи и уваренная черная патока не должны входить в привычку.



42-43 Рис, пшеница, ячмень, рис, вызревающий за шестьдесят дней, мясо диких животных, фасоль, сахар, соль, топленое масло, речная вода, молоко, мед, гранат, корень сиды сердцелистной, терминалия хебула, эмблика лекарственная, виноград культурный, Marselia minuta, Laptadenia reticulata и трихозантес двудомный могут приниматься регулярно (и войти в привычку).



44 Трипхала должна приниматься ежедневно перед сном вместе с медом и топленым маслом для улучшения зрения. Все остальные средства, ведущие к укреплению здоровья и профилактике болезней, также могут приниматься регулярно.



45 Пища, тяжело усваиваемая, жирная, сладкая, вязкая и тяжелая, например сахарный тростник, корневище лотоса, кокос, манго, сладкие мясные шарики, банан браминов, сладости и др., должна приниматься в начале еды.

Пища, обладающая противоположными качествами - в конце.

Пища, обладающая кислым и соленым вкусом - в середине.



46 Две части желудка - для твердой пищи, часть для воды и часть для движения Воздуха (и остальных доша).



47-50 Для запивания пищи, приготовленная с ячменем и пшеницей, идеально подходит холодная вода. Она хороша после йогурта, вина, меда и после принятия отравленной пищи. Теплая вода рекомендуется после пищи, которая богата крахмалом, после сыворотки, обезжиренного молока и ферментированных напитков. После пищи, приготовленной из овощей и маша пиво подходит для тех, кто хочет поправиться, а медовая вода для тех, кто хочет похудеть; мясной отвар - для истощенных, вино - после мяса и для тех, у кого слабый Агни, молоко как нектар для тех, кто ослаблен болезнью, лечением, прогулками на длинные дистанции, болтовней, сексуальными отношениями, постом, солнцем и др., для истощенных, стариков и детей.



51 Для запивания идеален тот напиток, который обладает качествами, противоположными съеденной пище, но не обладает с ней несовместимостью. Такой напиток всегда полезен.



52 Анупана [Напиток, который пьется после еды] бодрит, порождает удовлетворенность, помогает правильному движению пищи по пищеварительному тракту, дает силу, разбавляет и разбивает плотные комки пищи, облегчает смачивание пищевого комка и его переваривание.



53 Анупана не рекомендуется при болезнях, расположенных выше ключиц, одышке, кашле, повреждениях грудной клетки, рините, хрипах, для певцов и декламаторов (людей, которым приходится долго и много говорить).



54 Питье жидкости не рекомендуется при водянке, полиурии, диабете, болезнях глаз, горла и ранах.



Люди, вне зависимости от конституции, после питья жидкости не должны петь или громко говорить, много ходить, спать; перегреваться под солнцем или у огня, путешествовать на повозке (ИЗБЕГАТЬ ТРЯСКИ!), плавать и ездить на верховых животных после еды.



55 Идеальное время для принятия пищи - после мочеиспускания и дефекации, когда ум спокоен, когда доша движутся по свойственным им каналам, когда отрыжка чиста (без запаха и вкуса), когда голод достиг максимума, когда нечистоты легко опускаются вниз, когда пик Агни, когда органы чувств спокойны, когда в теле чувствуется легкость. Пища должна приниматься со всеми правилами и процедурами. Это идеальное время.


Так заканчивается глава Матрашитайа (режим принятия пищи), восьмая в Сутрастхане Аштанга Хридайам Самхиты, составленной Шримад Вагбхатой, сыном Шри Вайдйапати Симхагупты.


Rambler's Top100 ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека