Центр тибетской медицины 'Кунпен Делек Менкан' - Дарующий благо и полезный для всех
Будда медицины

Библиотека

Аштанга Хридая Самхита – древний текст по аюрведе

Глава 7. Защита пищи (АННАРАКЩАДХЙАЙА)

Сейчас мы поведаем главу Аннаракщадхйайа (защита пищи), как поведал Атрейа и другие великие мудрецы.
Царь должен построить рядом с дворцом апартаменты врача, чтобы он (врач) все время был под рукой.


Еда и питье царя должны быть защищены от попадания яда, ведь его здоровье и благосостояние зависят именно от них (еды и питья), а праведность - от них (здоровья и благосостояния).

Рис, смешанный с ядом, во время варки становится мутным и не всплывает, дольше варится, сваренный - очень быстро становится влажным, изменяет цвет пламени - оно становится похожим на шею павлина (синим), ведет к заблуждению, обморокам и гиперсаливации, быстро меняет органолептические характеристики, становится склизким и водянистым.

Соусы и приправы быстро высыхают и становятся грязными, причем метаморфозы становятся заметными при их нехватке (в соуснике), увеличении или ненормальности их состояния, либо не становятся видимыми вообще. Могут проявляться сомнительного вида пена или линии на их поверхности или возникать корочки, прожилки, пузырьки. Сладкие сиропы, пудинги, овощи и мясо портятся (происходит разделение жидкой и мясистой составляющих) и приобретают дурной привкус.

Синие линии возникают в мясном отваре, линии цвета меди и черного цвета - в курде, желтовато-белые - в сливочном масле, прожилки воды - в топленом масле, плотные - в муке, темно-синие - в тущодака [Ячменный алкогольный напиток], черные - в вине и в воде, зеленые - в меду, кремовые - в маслах. 

Неспелые, вызревшие быстрее срока при помощи удобрений и спелые фрукты становятся переспевшими и раскисают, зеленые и сушеные становятся соответственно тусклыми или обесцвеченными; мягкие и твердые субстанции меняют свои качества на противоположные. Цветы на гирлянде разрываются по краю, вянут и приобретают несвойственный им запах. На одежде появляются грязные пятна, вылезают нитки и оборка. Изделия из металла, жемчуга, дерева, камня и т.д. становится грязными, теряют гладкость и блеск, а глиняные изделия наоборот, становятся блестящими.

Человек, подсыпавший яд, имеет потемневшее или побледневшее лицо, сохнет, пугается, оглядывается, потеет, дрожит, теряет силы, боится, много спит и зевает.

Огонь, в который внесена отравленная пища, расходится на два языка, сильно трещит, пламя и дым становятся похожи по цвету на шею павлина, тухнет или проявляется очень сильный запах.
Мухи, съев отравленную пищу, погибают, ворон - теряет голос, попугай, дикая курица и водяная курочка начинают кричать, видя отравленную пищу, лебедь теряет свою походку, пересмешник слепнет, глаза греческого фазана краснеют, болотная цапля пьянеет, голубь, кукушка и румянощекий селезень умирают, кот злится, у обезьяны начинается понос, павлин радуется, видя отравленную пищу, и от его голоса яд обезвреживается. Знающий эти тесты и определивший отравленную пищу, должен уничтожить ее, чтобы не пострадали мелкие животные.


Прикосновение к отравленной пище вызывает раздражение (тканей), жжение в теле и в месте прикосновения, жар, боль, сыпь, потерю чувствительности, выпадение ногтей, волос и припухлость. Лечение - промыть, оросить отваром или настоем трав с выраженным антитоксическим действием, наложить пасту из ветиверии зизаниевидной, сантала, Prunus cerasus, Acacia suma, Abies webbiana, горькуши, тиносфоры сердцелистной и Valeriana wallichi.


Попадая в рот, отравленная пища вызывает гиперсаливацию, онемение десен и языка, жжение, "вяжет" зубы, неспособность ощущать вкус и нарушение подвижности челюстных суставов.
Лечение - полоскание рта отваром ветиверии зизаниевидной и других и остальные методы лечения, обезвреживающие яды.


Попадая в желудок, отравленная пища вызывает чувство тяжести, газы, интоксикацию, рвоту, жжение, бледность, мурашки, головокружение, обморок, нарушение движения глаз и сердечной деятельности, возникновение темных пятен по всему телу.


Проникая в кишечник, она вызывает разноцветную рвоту, усиленное мочевыделение, понос, вздутие живота, сонливость, усталость, изможденность, потерю сил.


Для устранения отравления пациент должен сделать клизму и вызвать рвоту, одновременно с питьем декокта из куркумы длинной, барбариса, Albizza procera, патоки, гардении, Vitecs negundo, Dolichos lablab, аира болотного, корня амаранта, куриных яиц и псоралки сердцелистной, насйей и приемом угля.


Человек, съевший отравленную пищу, должен пройти курс очистительных процедур через верхнее и нижнее отверстия, выпить очень мелкий порошок меди в смеси с медом для очищения сердца. После этого необходимо принять мелкий порошок золота в дозе одной шана [Шесть грамм].

 

В теле человека, который принял золото, яд не действует, подобно тому, как вода не смачивает лист лотоса. 

Одновременно с обезвреживанием яда удлиняется его жизнь. Такое лечение вполне подходит и при смертельной дозе яда.

Смесь несовместимых продуктов стоит рассматривать как яд, и даже как смертельный яд.

Мясо животных, обитающих в болотистой местности, несовместимо с черным горошком, медом, молоком, проросшим зерном, патокой, корневищем и стеблями лотоса, редькой; рыба с молоком, в особенности рыба чиличима.


Все кислые субстанции несовместимы с молоком, включая кислые фрукты, Sphaeranthus indicum, рис, просо итальянское, Dolichos lablab и фасоль аконитолистную.

 
После употребления зелени следует избегать питья молока.


Мясо вепря не совместимо с мясом дикобраза, мясо пятнистого оленя и куриное мясо - с курдом, недоваренное мясо с желчью, редька с бобовыми, баранина с листьями Carthamus tinetorius, пророщенные зерна с корневищем и черешками лотоса, плоды Artocarpus lakoocha с супом из маша, курд, молоко и патока с маслом, плоды пальмиры с курдом, перец длинный и перец черный с медом, паслен черный с патокой. Паслен нельзя готовить в кастрюле, в которой предполагается готовить рыбу, имбирь, или смешивать с ними, или употреблять приготовленный накануне.


Перец длинный, жаренный в масле, в котором жарилась рыба - есть не стоит.


Топленое масло, хранившееся долее десяти дней в бронзовом сосуде, горячем месте (виде, погоде и т.д.), совместно с Semecarpus anacardium, есть не следует.


Мясо белоголового грифа в жареном виде вредно для здоровья, точно так же, как и салат со сливочным маслом. Стоит избегать смешивания пудинга, пива и риса, приготовленного с машем.


Смешивание равных количеств меда, топленого масла, жира и воды, вне зависимости от комбинации или всех четырех вместе ведет к их несовместимости.


Смешивание равных частей меда и топленого масла, разведение или запивание их дождевой водой категорически запрещается.

Аналогично, смешивание меда и семян лотоса;

медовухи, виноградного вина и браги;

молочных напитков и напитков из кукурузной муки;

куркумы и горчичного масла.


Листья базеллы белой при смешивании с кунжутной пастой вызывают понос.


Мясо журавля-красавки несовместимо с вином и сваренными на пару бобовыми, а приготовленное в свином жире быстро уносит жизнь.


Соответствующее действие оказывает мясо черной и серой куропатки, павлина, игуаны и перепела, приготовленные с использованием касторового масла или на дровах из клещевины.



Мясо харидры (желтая птица), приготовленное на барбарисовых [Любого вида] дровах, обладает сходными качествами.


Оно же, запеченное в золе и принятое с медом, приводит к сходному результату.


Одним словом, субстанции, при соединении которых происходит увеличение (или накопление) доша, без своевременной эвакуации их из организма, называются несовместимыми. Лечение для них - ранее описанные способы очищения или смягчающая терапия посредством субстанций или действий, обладающих противоположными качествами. Тело же можно вернуть в здоровое состояние с помощью субстанций со сходными ему качествами.


Несовместимая между собой пища не порождает болезни у того, кто физически активен и любит жирную пищу, у кого сильный огонь пищеварения, у взрослых и сильных; принимаемая в небольших количествах и вошедшая в привычку после длительного употребления.


Нездоровая (пища, питье, деятельность), вошедшая в привычку из-за длительного использования, должна устраняться постепенно, шаг за шагом.

Аналогично, здоровая (пища, питье, деятельность) должна начинаться постепенно, с интервалом в один, два или три дня.


Резкое прекращение вредной (деятельности, пищи и т.д.) и столь же резкое начало здоровой (деятельности, пищи и т.д.) ведет к возникновению болезней сатмйа (возникающих из-за привычки) и асатмйа (возникающие из-за отсутствия привычки).
Негативные последствия уменьшаются постепенно и хорошие нарастают постепенно, достигая необратимого и стабильного состояния.


Разумный человек, позволяющий себе нездоровую деятельность (пищу и т.д.), не должен потворствовать разрушающим (здоровье) факторам, о которых он знает и которые быстро разрушают тело.



Еда (ахара), сон (шайана) и секс (абрахмачарйа), при правильном приложении поддерживают тело, как дом поддерживают колонны.



Пища была описана раньше, сейчас речь пойдет и об остальных.


Счастье и несчастье, питание (тела) и истощение, сила и слабость, сексуальная сила и импотенция, знание и невежество, жизнь и ее противоположность (смерть) - зависят ото сна.


Сон не в положенное время, избыточный или недостаточный - разрушает счастье (здоровье) и жизнь, подобно Каларатри (Богине смерти).



Работа по ночам (вместо сна) ведет к сухости в теле, дневной сон ведет к увеличению жира в теле, дремота в течение дня в комфортной сидячей позе не сушит и не увеличивает жир.



Дневной сон полезен летом, ведь в этот сезон Вата слегка увеличен и увеличена сухость из-за усиленного действия солнца и коротких ночей. В остальные сезоны он увеличивает Капху и Питту. Он полезен для слишком болтливых, много читающих, ходящих пешком, выпивающих, часто предающихся сексуальным удовольствиям, носящим тяжести, занятым физическим трудом, легко поддающимся гневу, страху и печали, страдающих икотой, одышкой, детям, ослабленным, истощенным, с повреждениями грудной клетки, болью в желудке, нарушениями пищеварения, изнасилован-ным, пьяным (отравленным), привыкшим спать днем. Он поддерживает баланс семи Дхату и Капха доша, способствуя формированию тела.
Человек, имеющий много жира и Капхи, любящий жирную пищу, не должен спать днем. Страдающий от яда и болезней груди не должен спать ночью.



Сон в не установленное время ведет к невежеству, жару, усталости, полипам носа, головной боли, водянке, тошноте, нарушению функций межтканевых пор и снижению силы Агни. Лечение - пост, рвота, интенсивное потение и насйа.



При увеличении продолжительности сна полезны сильная рвота, примочки для глаз, капли в нос, пост, беспокойство, секс, печаль и страх. Благодаря этому Капха заметно снизится, что приведет к потере сна.



Бессонница ведет к боли во всем теле, тяжести в голове, зеванию, усталости, истощению, головокружению, нарушению усвоения пищи, ступору и болезням Ваты. При этом человек должен регулярно ложиться спать вовремя, так как предписано, и ввести это в привычку.

 

Если человек вынужденно (не в силу привычки) не спал ночью, он должен проспать половину предписанного времени на следующее утро без принятия пищи.



Человек, страдающий от бессонницы или недостаточного сна, должен пить молоко, вино, мясной бульон, курд, делать масляный массаж и сжатие тела, ванны, смазывать голову, уши и глаза питающими маслами, находится в комфортных объятиях рук жены, найти убежище в ощущении спокойствия и в приятных воспоминаниях. Это возместит хороший сон.

Для тех, кто соблюдает целибат, кто не очень стремится к сексуальным отношениям и кто наполнен счастьем, сон не должен быть длиннее, чем обычно.



Относительно сексуальных взаимоотношений
- мужчина должен избегать женщину, ложащуюся на живот (дословно: вниз лицом), входить к женщине во время месячных, к которой нет желания, чьи действия (движения, ласки и т.д.) неприятны, бесстыдны и надоедливы, ту, которая очень толстая или очень худая (ослабленная), беременную или только что родившую, другую женщину, монахиню, совокупления с животными. 

Стоит избегать полового акта недалеко от гуру, божеств и царя, в монастыре, на кладбище, в местах пыток (в тюрьме), в священных местах и в месте встречи четырех дорог.

Избегать специальных астрологических моментов (новолунья, полнолунья, затмений, одиннадцатого дня новой и полной луны и т.д.), не половых органов и дней, в которые половые отношения запрещены (посты, праздники и т.д.).

Во время сексуальных игр избегать битья по голове и сердцу.

Не рекомендуется вступать в половые отношения после тяжелой пищи, без желания, голодным, в некомфортных позах, страдающим жаждой, с ребенком, пожилой женщиной, с полным мочевым пузырем и т.д. и в болезненном состоянии.

В холодное время года человек может вступать в половые взаимоотношения столько раз, сколько он хочет, но только после употребления афродизиаков, один раз в день - весной и осенью, а в сезон дождей и летом - раз в четыре ночи.

Слабость, истощение, дряблость, потеря сил, исчерпывание семи Дхату, нарушение активности органов чувств и несвоевременная смерть происходят от гиперинтенсивной половой жизни.

Хорошая память, интеллект, долгая жизнь, здоровье, упитанность, активность органов чувств, репутация, сила и медленное старение проистекают из контролируемой половой жизни.

После полового акта мужчина должен принять ванну, нанести на тело ароматную пасту, прогуляться под легким прохладным ветерком, выпить сироп, приготовленный из сахара канди, холодной воды, молока, мясного бульона, кваса, пива и пойти спать. Благодаря этому энергия тела быстро восстановится.

Царь, действительно заботящийся о сохранении своего тела посредством врача, тот, кто соотносит свои дела с писаниями и применяет их наставления в работе и отдыхе, достигнет великой силы, здоровья, славы, влияния и способности вкусить плод любой деятельности и долголетия.


Так заканчивается глава Аннаракщадхйайа (защита пищи), седьмая в Сутрастхане Аштанга Хридайам Самхиты, составленной Шримад Вагбхатой, сыном Шри Вайдйапати Симхагупты.

Rambler's Top100 ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека