Центр тибетской медицины 'Кунпен Делек Менкан' - Дарующий благо и полезный для всех
Будда медицины

Библиотека

Дзурхай: Буддийская астрология.

ТИБЕТО-МОНГОЛЬСКАЯ АСТPОЛОГИЯ

 Восточные народы начали наблюдения над звездным небом очень давно. Например, монголы - еще при гуннах, в III в. до н.э. Кочевые животноводческие племена испытывали в этом особую необходимость, так как сильно зависели от природы. Известно, что у гуннов уже было представление о месяцах или сезонах, которое переняли и монголоязычные племена. Так, на одном из могильников киданей (1116 год) были изображены 12 знаков Зодиака. Во многих книгах, ксилографах содержатся сведения о том, что и в послледующей истории монголы пользовались исчислениями лунного календаря в сочетании с солнечным.

             На карте звездного неба, хранящейся в Государственной публичной библиотеке Улан-Батора, изображено 7ОО звезд северного полушария, включая Полярную звезду, и 6ОО звезд южного полушания, зафиксированных почти тем же методом, каким пользуются и современные астрономы. На карте изображен также 12 эклиптических созвездий, 28 лунных стоянок и путь Солнца в течение 12 месяцев или 24 сезонов. Pазделение года на месяцы и сезоны восходит к китайскому сельскохозяйственному календарю, также известному с глубокой древности (см. таб. 7).

             В центре карты - маленький круг, в который включены звезды, близкие к Полярной. За ним - круг побольше, названный "нитью летнего полюса" (северный тропик). Следующий круг назван "нитью весеннего и осеннего равноденствий" (экватор). За ним идет "нить зимнего полюса" (южный тропик).

             Движение Солнца ("Желтый путь") показано в виде эллипса. Отмечены точки пересечения "Желтого пути" с "нитями" равноденствий.

             Способ составления карты, ее подробный характер говорят о высокой эрудиции старинных астрономов, их таланте. Предполагают, что составлена эта карта была в XIII-XIV в. Значительные астрономические и астрологические достижения характерны и для других народов, находившихся в сфере влияния буддизма - Индии, Китая, Японии, Кореи, стран Юго-Восточной Азии.

             Теоретической основой развития астрологии в Тибете и Монголии послужило буддийское сочинение "Калачакра тантра раджа". Эта книга, приписываемая самому Будде, входит в состав первого тома буддийских канонов Ганджур, в раздел, посвященный тантризму.

            Анализ теоретической части этого сочинения позволяет сделать вывод, что начало астрологических расчетов восходит к глубокой древности.

             Опираясь на положения "Калачакры тантры раджи" индийские, тибетские, китайские астрологи изучали движение и расположение семи главных планет: Солнца, Луны, Меркурия, Венеры, Марса, Юпитера и Сатурна, следили за кометами, туманностями и предсказывали день и час затмения Солнца и Луны. Кроме того, астрономы древности исчисляли по звездам календарь, устанавливали сроки сезонных сельскохозяйственных работ, писали работы по математике. В Монголии о связи космологии с движением звезд писал астролог Лувсанданзанжанцан (1639-1704) в своем труде "Звезды и планеты неба и их доброе и дурное влияние на человека".

             Монгольские астрологи писали свои труды главным образом по-тибетски. Автором первого такого труда стал упомянутый Лувсанданзанжанцан, известный под именем "Святой лама". В год огненного Зайца XII шестидесятилетия (1687) он написал "Главную сутру космологии. Свет отторгающий и принимающий" (пособие по астрологии). В Ургинском монастыре были напечатаны два тома его трудов по медицине, философии, астрологии, этике. А через шестьдесят лет после этого историк, философ и астролог Сумбэ хамбо Ишбалжир (1704-1788) стал родоначальником собственно монгольской школы астрологии, приспособив распространенные в Тибете астрологические принципы к природно-географическим условиям Монголии. Ведущим представителем этой школы является Цахар гэвш Лувсанчултэм (1740-1810).

             В 1789 году в Урге была создана школа астрологов, которая готовила и профессиональных гадателей. Во многих монастырях существовали храмы астрологии.

            Главными теоретическими трудами считались "Калаччакра тантра раджа" и ее комментарий - "Чистый лунный свет", разъясняющий смысл учения. Среди профессионалов в этой области устраивались традиционные диспуты. Отличившиеся своими познаниями ламы-астрологи получали титул зийрэмба, то есть "ученую степень астролога".

             Тибето-монгольские астрологи написали целый ряд трудов, в которых разрабатывались математические методы изучения движения звезд и планет. Они составляли календарные циклы сельскохозяйственных работ, давали советы для различных жизненных ситуаций. Во вводной астрологической части к календарю авторы помещали краткие сведения о себе, о дате написания книги, освещали основные события религиозной и светской жизни, а также историю монастыря. Затем подробно описывали положение Луны, Солнца и пяти планет в этом году, указывая даты затмений, давали прогноз погоды на год вперед, определяли, урожайным будет год или нет, сколько будет осадков, предсказывали события.

             Чахар гэвш в своем обширном труде по астрологии на основе теории пяти элементов говорил о влиянии небесных светил на человека, начиная с самого рождения, подчеркивая возможность предсказания судьбы, физического здоровья и умственных способностей. Монгольский врачеватель монах Лувсанчойнпил в книге "Учение об элементах или Закон сорока семи оборотов в жизни человека" писал:

            "Организм царя животного мира, человека, состоит из orh элементов, поэтому все его радости и страдания зависят от этих элементогв. Стало быть, плохое и хорошее необходимо рассчитывать, исходя из состояния основных элементов природы и круговорота факторов человеческой жизни за год".

             Если рассматривать периоды жизни человека по буддийской системе, то соответствующие закономерности действительно выводятся довольно легко - во всяком случае, легче, чем по европейскому календарю.

            Монгольские астрологи определяли жизненные ритмы человека, принимая за точку отсчета так называемые "главные отметки", даты "начала года", девяти- и двенадцатилетние циклы, которые мы по возможности и рассмотрим в этой книге. Этими (или похожими) методами пользовались и другие народы, например, китайцы.

             С древности монголы почитали небо (арга) как средоточие мужского, сильного начала, и называли небо "отцом", а землю (билиг) - "матернью". Единство небесных и земных сил издревле использовалось и в медицине. Так, "холодные" недуги лечили горячими средствами (прижигания), а "горячие" - холодными (холодные ванны).


Rambler's Top100 ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека