Болезни гланг-тхабс


“Болезни гланг-тхабс: [при этих болезнях] будут такие жесточайшие боли, как будто играющий бык1 вонзает рога [в живот], от этих [болей больной] стонет, на теле выступает пот и т.п. - короче [говоря, этолюбые болезни, [проявляющиеся] жесточайшими периодическими болями; такие проявления [не всегда можно свести] к одной или двум [конкретным] болезням, а могут иметь отношение к различным заболеваниям нижней части туловища, проявляющимися болями; тем не менее, для некоторых широко распространенных болезней, проявляющихся жесточайшими внезапно возникающими болями, в тибетской медицинской традиции [разработаны] специфические методы лечения “разбивание”, ”разрушение”, ”вытягивание” и т.п., [под которыми подразумевается] применение полного набора ”успокаивающих” и “очищающих” лекарств и процедур, за исключением кровопускания.


Срин-гланг


Срин-гланг: это болезнь2, при которой внезапно поднимаются нестерпимые жесточайшие периодические боли в полости живота в результате поражающего воздействия обитающих в тонкой кишке похожих на палочки червей рлунг, называемых также ргйу-срин-нар-мо.

О провоцирующих условиях: вначале в результате употребления грязных, неподходящих или несовместимых пищи и питья в тонкой кишке черви поселяются и размножаются, после чего  употребление белых3 и сладких видов пищи и питья, переохлаждение организма, борьба жара и холода в организме, охлаждение после потения и т.п. будут провоцировать [возникновение этой болезни].

О признаках [этой] болезни: как сказано в тантре, “будут ощущения скручивания в клубок и просверливания, сильные периодически возникающие [боли, которые] во время приступа становятся совершенно невыносимыми”; в отсутствие [провоцирующих] условий признаки болезни могут отчетливо не проявляться будут лишь бледность лица, на лице выступают белесые точки, по ночам [больной] скрипит зубами во сне, вроде бы бывают случаи, когда эти черви  постоянно выходят вместе с рвотными и каловыми [массами]; при встрече с условиями, т.е. при употреблении белых и сладких пищи и питья и т.п., внезапно возникают [сильные боли, которые локализуются] преимущественно справа и слева от пупка или в области поясницы, во время подъема болезни будут ощущения скручивания и просверливания поверхности желудка, во время  приступа или подъема болезни возникают такие жестокие нестерпимые боли как будто играющий бык вонзает рога [в живот - при этом больной] стонет и покрывается потом, однако, при пальпации боли отсутствуют и мышечный корсет не [воспринимается] плотным, будут позывы на рвоту и ощущение надвигающегося поноса, а, кроме того, при опасном развитии болезни боли становятся настолько нестерпимыми, что [больной] теряет сознание, в период же уменьшения болей состояние становится как будто обычным4 и [больной] проваливается в сон и т.п.

Методы лечения: как сказано в коренном тексте, “разрушай червей пилюлями на основе патоки из ргйа-цха и дэ-ба’и-рца-ба или шу-ти5 или смесью мочи и ланг-тханг-рцэ, или тханг-пхром и сгог-скйа, или дкар-по-чхиг-тхуб, а еще там упоминается лекарство Спйи-‘джомс-срог-стэр-друг-па из плодов белой и черной [разновидностей растения] тханг-пхром, ланг-тханг-рцэ, сгог-гчиг-ма, два-ба’и-рца-ба и гла-рци, а, кроме того, в зависимости от состояния организма, возраста и т.п. применяй такие лекарства из ходовых рецептурников как Чхиг-тхуб-рил-бу, Жи-кхйунг, Гйу-кхйунг, Ру-кхйунг и т.п., а также на место болей накладывай в виде компресса нагретые на огне лан-цхва и со-пхаг и т.п., т.е. можно лечить [болезнь] “на своем месте”, но нельзя [при наложении такого компресса] отступать дальше, чем на ширину пальца [от места локализации болей].


Гнйан-гланг


Гнйан-гланг”: это болезнь6, при которой в желудке и тонкой кишке возникают жесточайшие режущие боли из-за падения [жара] гнйан.

О провоцирующих условиях: заражение провоцируют обычные [условия, характерные для] любого [жара] гнйан-римс.

О признаках [этой] болезни: как сказано в тантре, “в желудке и тонкой кишке из-за гнйан будут [боли] как будто от манипуляций ножом, желудок напряжен из-за судорожного сокращения мышц [живота], появляется гусиная кожа, , ломаются ресницы (?); в области желудка и тонкой кишки будут ужасные режущие боли, покрывающие живот мышцы становятся твердыми, волоски [на теле] поднимаются дыбом, размягчаются (?) ушные хрящи, сводит судорогами (?) четыре главные мышцы, пульс слабый и т.п.

Методы лечения: как сказано в [тантре], гнйан-гланг [вначале] убей составом Лхог-дуг-гсум из луг-миг, а-бйаг и стаг-ша или [пилюлями] Бйа-кхйунг-рил-бу, а затем [давай очищающий] состав Ргйал-блон из тхар-ну, чху-рца и снгон-бу, а также при пхо-лог из-за падения в желудок гнйан [давай пилюли из] бцан-дуг, бонг-нга, ‘дзин-па и семикратного [количества а-ру-]рнам-ргйал, замешанные на моче”, а, кроме того, в зависимости от проявлений болезни применяй такие лекарства из ходовых рецептурников как Пхан-па-кун-лдан, Браг-кхйунг и Ру-кхйунг.


Гланг-тхабс при ма-жу-ба


Гланг-тхабс при ма-жу-ба7: это болезнь, при которой пища не может перевариться в желудке, а рлунг “Очищающий вниз”, завихряясь, вызывает внезапно поднимающиеся колющие боли.

О провоцирующих условиях: как сказано в тантре, “холодный гланг возникает из-за падения в желудок ма-жу, а также из-за завихрения рлунг Очищающего вниз в тонкой и толстой кишках”; употребление сырых, холодных и других тяжело перевариваемых пищи и питья, употребление несовместимых и непривычных видов [пищи и питья], переедание, переохлаждение организма и т.п. [- все это] провоцирует [возникновение этой болезни].

О признаках [этой] болезни: как сказано в тантре, “будет вздутие и боли постоянной [интенсивности], рвота непереваренной [пищей] и слизью, холодный пот, [болезнь] поднимается после употребления [вызывающей] ма-жу и несовместимой пищи, будет обильная отрыжка с гнилым [запахом], рвота и боли сразу после (?) еды”; будут длительные боли в желудке, вздутие и распирание во внутренностях, пища и питье, не переварившись, выходит через верх [в виде] рвоты, будет отрыжка [воздухом], имеющим запах гнили, ухудшение наступает при употреблении тяжелых для переваривания и несовместимых пищи и питья и т.п.

Методы лечения: как сказано в тантре, “холодный гланг лечи компрессами из нагретой лан-цхва, отваром из цха-ба-гсум, порошком из шинг-кун, ргйа-цхва, ргйам-цхва и кха-ру-цхва, а также прижиганиями, при падении [гланг в место] непереваренной [пищи] после рвоты давай теплые лекарства, при гланг в желудке давай рвотные, а при [падении гланг] в тонкую кишку давай слабительные”; кроме того, в зависимости от проявлений болезни, возраста и т.п. применяй такие лекарства из ходовых рецептурников как Ргйам-цхва-бжи-тханг, Жи-бйэд-друг-па, Жи-гсэр, Дкар-ру, Бчо-лнга-драг-сбйор и т.п., прикладывай к желудку в виде компресса нагретые на огне лан-цха и со-пхаг, рекомендуется побольше пить кипятка, согревать тело и т.п.


Горячий гланг-тхабс


“Горячий гланг-тхабс: это болезнь8, при которой возникают периодические боли в желудке и тонкой кишке из-за усиления жара.

О провоцирующих условиях: как сказано в тантре, “горячий гланг поднимается горячими причинами и условиями”; прежде всего, это употребление острых и кислых [по вкусу], а также несовместимых и грязных пищи и питья, воздействие пищевых ядов и т.п. [- все это] провоцирует [возникновение этой болезни].

О признаках [этой] болезни: как сказано в тантре, “тело будет потеть, живот уменьшается, возникают периодические [боли], будет понос и рвота кровью или желчью, в пульсе и моче признаки жара”; в желудке периодически возникают ужасные боли, потеет тело, будет [ощущение] жжения (?) во внутренностях, резко поднимается тошнота и рвота, нет аппетита, усиливается жар, в пульсе и моче проявляются признаки жара, будет вздутие и урчание во внутренностях, а, кроме того, когда жар падает в тонкую кишку, будет частый понос красновато-желтыми по цвету [массами] и т.п.

Методы лечения: как сказано в тантре, “горячий гланг лечи компрессами, кровопусканиями, порошками и слабительными”; давай отвар из тройки браг-жун, ба-ша-ка и ба-лэ-ка, в который бросишь дом-мкхрис и гур-гум, [затем] по порядку давай порошок из а-ру, браг-жун, гла-рци, бонг-нга, дом-мкхрис, гур-гум, суг-смэл, принг-ку и ли-ши, а в конце давай слабительное из а-ру-ра, дур-бйид, лчум-рца и ргйам-цхва, прикладывай к желудку в виде компресса холодный камень из воды, выпускай кровь из ру-тхунг или лонг-рца и т.п. или при преобладании жара давай такие лекарства из ходовых рецептурников как Браг-жун-дгу-па и Браг-кхйунг, при сильных колющих болях, вздутии и распирании давай такие составы как Ру-кхйунг и Гйу-кхйунг, при преобладании [признаков отравления] ядами давай Зла-шэл-чхэн-мо, Дп’а-бо-нйэр-лнга, Манг-сбйор-чхэн-мо и т.п., т.е. будешь подбирать лечение в зависимости от проявлений болезни.


Гланг-тхабс при смуг-по


Гланг-тхабс при смуг-по: это болезнь, при которой поднимаются боли из-за воспаления язвы, возникшей в результате падения смуг-по в желудок или двенадцатиперстную кишку.

О провоцирующих условиях: как сказано [в тантре, “эта болезнь поднимается] после того, как человек, болеющий смуг-по, употребит несовместимые [виды] пищи, охладится после потения и т.п.; употребление больным, имеющим язву в желудке или двенадцатиперстной кишке, алкоголя, острых приправ и других очень вредных пищи и питья, обладающих острым или кислым вкусом, возникновение борьбы жара и холода в организме в результате охлаждения после потения и т.п. [- все это] провоцирует [возникновение этой болезни].

О признаках [этой] болезни: как сказано в тантре, “после охлаждения возникают боли, отрыжка, рвота, [ощущение] стягивания (?) спины и диафрагмы и колющие боли, без временной [закономерности] вздымаются сильные боли - днем чуть полегче, зато ночью болит непрерывно”; периодически возникают боли в желудке или верхней части живота, отдающие то в грудь, то в спину, днем чуть полегче, зато ночью болит непрерывно, иногда возникает рвота кислой водой с примесью [гнилой крови напоминающей по цвету] разведенную сажу, кал становится сухим, черным и похожим на оленьи катышки, мышцы живота уплотняются, при нажиме ощущается боль, а, кроме того, при опасном развитии болезни вздымаются нестерпимые колющие боли и возникает обильная рвота гнилой кровью цвета разведенной сажи и т.п.

О профилактических мерах: следует не только своевременно лечить болезнь смуг-по в желудке, но и до полного выздоровления отказаться от употребления алкоголя, острых приправ и других пищи и питья острого и кислого вкусов, а также от сырых, твердых и других тяжело перевариваемых продуктов, следует также избегать переохлаждения организма.

Методы лечения: как сказано в тантре, “при смуг-по [в стадии] борьбы9 давай Ру-рта-друг-па, ставь компрессы из чху-ло и ха-бо, производи кровопускание из ру-тхунг, комбинируй ни-ру-х’у с ‘джам-рци; при сильных колющих болях из-за воспаления язвы, возникшей вследствие наличия смуг-по в желудке или двенадцатиперстной кишке, ставь на место болей компресс из прокипяченных в чханг’е чху-ло и браг-скйа-ха-бо, давай такие лекарства как Ру-кхйунг и Гйу-кхйунг, а после устранения воспаления и уменьшения болей на длительный срок до полного заживления язвы необходимо назначить Бчо-лнга-драг-сбйор, Тханг-чхэн-нйэр-лнга, Бдэ-мйуг и т.п.


Гланг-тхабс в желчном пузыре из-за червей


Гланг-тхабс в желчном пузыре из-за червей : это болезнь10, при которой из-за вредящего воздействия неподходящей или несовместимой пищи обитающие в тонкой кишке похожие на палочки черви рлунг внезапно внедряются в отверстия желчевыводящих протоков, из-за чего поднимаются нестерпимые колющие боли.

О провоцирующих условиях: как сказано [в тантре], мкхрис-гланг поднимается из-за чрезмерного употребления чханг’а и других теплых и сочных [видов пищи и питья], перегревания у огня и на солнце”; употребление алкоголя, белых и сладких [продуктов], холодной воды и т.п., а также несовместимых видов пищи и питья приводит в ярость обитающих в тонкой кишке червей, из-за чего те внедряются в желчевыводящие протоки, что и провоцирует [возникновение этой болезни].

О признаках [этой] болезни: как сказано [в тантре], “при падении [гланг-тхабс] в желчный пузырь будет сухость во рту, сильная жажда, горький [привкус во] рту, рвота желчью, возникают колющие боли и отрыжка”; внезапно в верхней правой части живота появляются ужасные боли, при возникновении нестерпимых колющих болей [больной] не может усидеть [на месте] или теряет сознание, потеет тело, [больной] издает стоны, будет горький [привкус во] рту, рвота желчью, желтеют белки глаз, а, кроме того, будут боли при нажатии на область желчного пузыря, становятся твердыми мышцы живота, а еще, если эти черви тонкой кишки сразу не смогут выйти наружу из отверстий желчевыводящих протоков, а остаются [в желчном пузыре], будут продолжительные боли, но когда черви тонкой кишки выходят наружу, боли сразу же уменьшаются и [самочувствие] становится как у здорового и т.п.

Методы лечения: как сказано в тантре, “при падении [гланг-тхабс] в желчный пузырь вызови рвоту очистителем [желчи] из гй’а-кйи, дур-бйид и ргйам-цхва, а затем дай [порошок] Сэ-‘бру-бдун-па, [для приготовления которого к] Сэ-‘бру-бжи-па присоединишь гур-гум, дуг-нйунг и гсэр-мэ; кроме того, давай такие лекарства из ходовых рецептурников как Чхиг-тхуб-рил-бу, Гсэр-лнга-кхйунг-бснан, Ги-дгу-кхйунг-бснан и т.п., накладывай в виде компресса прокипяченные в чханг’е чху-ло и браг-скйа-ха-бо - применение этих методов позволяет уничтожить червей, а для лечения [болей] на своем месте используй бзи-ру-‘джуг11.



1 По тиб. бык будет гланг, т.е. гланг-тхабс можно перевести как метод быка или, если расширить, такие боли как будто бык поднимает на рога

2 Возможно, имеется в виду аскаридоз

3 Видимо, имеется в виду молочная пища

4 Т.е. больной чувствует себя вполне удовлетворительно

5 Очевидно, имеется два вида пилюль первый содержит ргйа-цха и дэ-баи-рца-ба, а второй ргйа-цха и шу-ти

6 По-видиомму, это острый гастроэнтерит вирусной или бактериальной этиологии

7 Эту болезнь также называют холодный гланг-тхабс

8 Пищевое отравление?

9 Строго говоря, смуг-по [в стадии] борьбы и гланг-тхабс при смуг-по не совсем одно и то же, хотя и близкие по сути болезни

10 Возможно, это осложнение аскаридоза?

11 Букв. вводить в [состояние] опьянения по видимому, имеется в виду введение с целью обезболивания наркотических веществ, поскольку наркотик по-тибетски бзи-сман