ГЛАВА 3
ЛЮБОВЬ И НЕНАВИСТЬ НАЧАЛ
К концу 20 в. наиболее целостными, сохранившимися практически во всей полноте системами древней традиционной медицины принято считать две - китайскую и индо-тибетскую. Рассматривая некоторые положения этих систем, попытаемся показать особенности теорий Восточной Медицины в целом. Мы очертим круг вопросов, занимавших умы как древних, так и современных представителей древнейшего знания о человеке.
Размышляя над практикой повседневной жизни, наблюдая явления природы, мыслители древности пришли к заключению, что Вселенная представляет собой Единое Целое, пребывающее в непрекращающемся вечном движении. Подъемы и снижения, накопление и растрата, расцвет и увядание, вдох и выдох - все эти полярно противоположные процессы отражают внутреннюю деятельность, которая происходит во всякой вещи, во всяком организме и составляет связь между самой вещью и ее окружением.
Закон Всеобщего Превращения предполагает рождение, развитие, расцвет, старение, умирание и организмов, и предметов, их непрестанное превращение друг в друга и одного в другое. Источником же этого постоянного, вечного, организованного движения всего и вся, основанием этой непрерывной цепи превращений и взаимных переходов, по мнению древних медиков-мыслителей, является наличие в Мироздании противоположных Начал.
Эти Начала получили в Древнем Китае наименования Инь и Ян. Каждая древняя система медицины содержит представление о Началах Единства и Борьбы. В дальнейшем же мы будем их называть китайскими терминами, так как концепция Двух Начал наиболее системно, по-видимому, была разработана и освоена философами-медиками Древнего Китая.
Представления об Инь и Ян составляют мировоззренческую основу древней китайской медицины. Древние каждую вещь, процесс, явление, сторону и качество реального предмета или существа относили к одному из двух противоположных Начал, которые выражают две стороны любого предмета или процесса и которые просто не в состоянии существовать отдельно друг от друга, так как они предполагают присутствие собственной противоположности. К примеру, свет и тьма, страдание и удовольствие, телесность и неосязаемость, возбуждение и торможение. С позиций концепции Инь-и-Ян эти полярно противоположные стороны представляют собой сущностное динамическое единство. Именно их борьба и обусловливает теснейшую взаимосвязь между ними.
Если в определенный период развития процесса получает преобладание одна из борющихся сторон Диады, это автоматически ослабляет другую сторону. Постоянная борьба и взаимное стремление к вытеснению друг друга, существующие между Инь и Ян, являются фундаментальной движущей силой всякого изменения и развития организмов и вещей.
Сущность принципа Инь-и-Ян заключается в признании существования двух противоположных, но совершенно равнозначных и равноправных Первоначал, двух тенденций, направлений, устремлений и импульсов в развитии и движении.
Только гармоническое равновесие Инь и Ян считается нормальным состоянием организма и предмета, вообще всех проявлений Мировой Жизни. Противоположные Начала выражаются в многочисленных противопоставлениях: мужское-женское, светлое-темное, внешнее-внутреннее и других. И лишь взаимообусловленное, взаимосвязанное существование Инь и Ян делает вообще возможным определение каждого из них через соотношение с другим (противоположным и в то же время дополняющим) Началом.
Приведем для иллюстрации концепции Инь-и-Ян таблицу возможных противопоставлений, отражающую вездесущность полярных противоположностей (табл. 1). Обратите внимание на то, что Инь-и-Ян представляют собой принцип отнесения одноуровневых сторон и аспектов, а не сумму конкретных противоположностей. К примеру, электронов и протонов древние, по-видимому, не знали так, как их знают современные физики. Однако принцип Инь-и-Ян вполне пригоден для применения и здесь.
Таблица 1. Примеры функциональной оценки
Свойство |
Центробежная сила Инь |
Центростремительная сила Ян |
Тенденция |
расширение |
сжатие |
Функция |
рассеивание рассредоточение разделение распад |
слияние поглощение собирание организация |
Движение |
пассивное медленное |
активное быстрое |
Вибрация |
высокая частота |
низкая частота |
Направление |
восхождение горизонталь |
нисхождение вертикаль |
Расположение |
внешнее периферическое |
внутреннее центральное |
Вес |
легкое |
тяжелое |
Температура |
холодное |
теплое |
Освещение |
темное |
яркое |
Влажность |
сырость |
сухость |
Плотность |
менее плотное |
более плотное |
Размер |
больший |
меньший |
Форма |
расширенная хрупкая |
сжатая твердая |
Твердость |
мягче |
тверже |
Частицы |
электрон — |
протон + |
Химические элементы |
азот, кислород, калий, фосфор, кальций |
водород, углерод, натрий, мышьяк, магний |
Окружающая среда |
Земля-Вода-Воздух-Вибрации |
Климат |
жаркий |
умеренный |
Биология |
растение |
животное |
Пол |
женский |
мужской |
Структура органа |
полая расширенная |
компактная плотная |
Нервная система |
периферическая |
центральная |
Характер |
мягкий негативный обороняющийся |
активный позитивный агрессивный |
Работа |
умственная психическая |
физическая социальная |
Сознание |
универсальное |
личное |
Ум обращен: |
к прошлому |
к будущему |
Культура |
более духовная |
более материальная |
Измерение |
пространство |
время |
В наиболее общих чертах взаимодействие Инь и Ян определяется следующими положениями:
1. Они противостоят друг другу и всегда стремятся ко взаимному подавлению. Когда одно из Начал получает возможность преобладания, это происходит именно за счет другого Начала - за счет ослабления и уменьшения противоположной Силы. При этом усилия обоих Начал, направленные на взаимное подавление, обеспечивают их единство в каждый момент времени.
2. Оба Начала переходят, превращаются одно в другое, находясь в теснейшей внутренней взаимосвязи. (При использовании гомеопатического метода, к примеру, лечение подобного подобным - лишь исполнение правила "добавление к большому Инь дополнительного Инь превращает его в Ян - противоположность нарастает при добавлении к подобному подобного до избытка и превращения".) В каждом из обоих Начал присутствует частица Начала противоположного, что отражено в правиле: "Во всяком Инь содержится Ян, а всякий Ян содержит частицу Инь".
Разумеется, сами по себе Инь и Ян - абстрактные понятия. Однако они имеют свою материальную основу. Последняя заключена в общности всех возможных противоположностей реального мира, которые одновременно дополняют друг друга и потому друг без друга существовать не могут.
Так как все в Природе и человеке составлено из противоположных элементов и взаимодополняющих тенденций, так как все функционирует вследствие изменения соотношений между этими факторами, то и все проявления физического и психического в жизни человека могут быть рассмотрены и определены через сравнительный анализ содержания Начал в предмете исследования. И в медицинской практике Востока деятельность органов и систем, развитие и ликвидация заболеваний рассматриваются как проявления превращения Инь и Ян. Для того чтобы успешно диагностировать и исцелять, необходимо искать корень заболевания в балансе и взаимодействии Инь и Ян на самых различных уровнях организации человека.
Наш современник привык считать ученых древности глупее и примитивнее современного старшеклассника. Некоторые представляют мыслителей прошлого этакими "незнайками" во всем, что касается законов Мироздания и фактов всеобщей связи человека и Космоса. На самом же деле во все века мыслителям было прекрасно известно, что Природа и Общество живут, движутся и развиваются непрестанно и одновременно на всех уровнях организации.
Мыслители всегда осознавали тот факт, что в основании Вечного Движения Вселенной от несовершенного состояния ко все большему Совершенству лежат единство и борьба противоположных Начал, взаимодействие полярно противостоящих друг другу сторон процесса или предмета. Намеки на эти представления в Элладе дошли до нас в связи с именами Гераклита Эфесского и Пифагора. Развили это учение философы Средневековой Европы. Позднее философию диалектического взаимопроникновения Полярных Начал разработал немецкий философ 19 в. Гегель.
Удивительно то, что в Древнем Китае учение о единстве и противоборстве Полярных Сил вышло далеко за рамки теорий и философских построений, даже за рамки общих воззрений на природу Мирового Движения. Концепция Инь-и-Ян использовалась практически при лечении человека и диагностике его состояний! Более того, последовательно разрабатывались более сложные теоретико-прикладные модели, вытекающие из концепции Инь-и-Ян, базировавшиеся на ней и также активно использовавшиеся в практике медицины. Это и представление о Трех Силах, лежавшее в основании теорий индо-тибетской медицины, и учение о Пяти Элементах (У-Син) китайских врачей, и древнегреческая модель взаимодействия Четырех Первоэлементов.
Самое удивительное, что все эти прикладные модели по своей глубинной, сущностной идее ничем друг от друга не отличаются! Единство, противостояние и борьба взаимодополняющих друг друга Начал, из динамики взаимоотношений которых слагается все существующее, - таков идейный стержень всех этих теорий! Вот тебе и "наивные" мыслители древности! Мало того, что они подробно разработали не только диадную (двойную, т.е. Инь-и-Ян), а также и триадную, тетрадную и пентадную диалектики. Они еще и умудрились освоить их практическое применение!
Сформулируем главную особенность Модели Равновесия и Борьбы Начал: на всех уровнях организации процессов, явлений, предметов и организмов, во всем, что вообще может стать предметом исследования, всегда можно выделить полярно противоположные, взаимоотрицающие и в то же время взаимопредполагающие Начала.
Посредством этого всеобщего объяснительного принципа можно изучить и объяснить все, что угодно. С его помощью можно сориентироваться в любом явлении, понять внутреннюю динамику его развития. Отметим, что противопоставляются лишь факторы и стороны одного порядка, т.е. сопоставимые. Сравнение и взаимное противопоставление действующих Начал должно соответствовать природе процесса и уровню его изучения. Нельзя сравнивать женщину и гору, морковь и автомобиль. Однако можно в самой моркови отыскать корнеплод (Ян) и зелень (Инь).
Принцип Инь-и-Ян заключается в том, что существует баланс и взаимная связанность всех видов Полярных Начал на всех уровнях организации. Модель Инь-и-Ян является приемом выделения плюсов и минусов в каждом явлении. Это и оценка общего потенциала протекания процесса, и оценка направления дальнейшего его развития и определения сроков и характера взаимопереходов Начал, и выделение фаз становления нового качества.
Инь и Ян признавались восточными медиками вездесущими: противоборствуя и взаимно уравновешиваясь, они определяют течение природных явлений, в том числе и в теле человека. Пока во Вселенной продолжаются Жизнь и Движение, Ян неотделим от Инь, и все жизненные процессы - результат взаимного притяжения и отталкивания Начал.
Традиционная китайская медицина ставит знак равенства между здоровьем и балансом Инь и Ян. Нарушение их динамического равновесия приводит к развитию того или иного заболевания. Первая половина энергетических каналов в теле человека, по которым протекает "Жизненная энергия" (о ней мы подробнее расскажем в главе "Чего нельзя увидеть в микроскоп"), относится к Инь, вторая - к Ян. Так же подразделяются по полярному признаку части и органы тела (табл. 2).
Таблица 2. Подразделение частей тела
Структуры |
более Инь |
более Ян |
Часть тела |
Часть головы |
Передние части тела и головы |
Задние части тела и головы |
Мягкие части |
Твердые части |
Расширенные органы |
Компактные органы |
Периферические части тела |
Внутренние части тела |
Части тела вверху |
Части тела внизу |
Передний срединный энергоканал, проходящий по животу, объединяет все каналы системы Инь. Задний же срединный канал, идущий вдоль позвоночника, синтезирует энергии каналов Ян-системы. Таким образом, функциональные системы организма, как и отдельные функции, в целом также подразделяются по признаку Инь-и-Ян.
Такому же делению подверглись все анатомические и физиологические признаки, симптомы различных недомоганий и субъективные ощущения пациентов. Разделялось на Инь и Ян все без исключения. К Ян-признакам отнесли высокую температуру тела, покраснение лица, красный язык, двигательное и психическое возбуждение, громкий голос, жажду и частый пульс. К группе же Инь-признаков соответственно относятся озноб, бледность кожных покровов и слизистых оболочек, редкий пульс, глухой голос.
Специальные правила с диковинными названиями "Пять Элементов", "Полдень-Полночь", "Мать-Сын", "Дед-Внук" и другие были сформулированы для определения функциональных и пространственных взаимоотношений различных органов и энергоканалов друг с другом. В основании же деления подобного рода опять-таки лежит все тот же исходный принцип Инь-и-Ян.
Таблица 3. Полярная оценка физиологических функций
Функции |
более Инь |
более Ян |
Нервная деятельность |
Пищеварительная деятельность |
Циркуляция энергии по энергоканалам тела |
Циркуляция жидкости по сосудам |
Выделение |
Потребление |
Восхождение |
Нисхождение |
Дифференциация |
Интеграция |
Выдох |
Вдох |
Гибкое движение |
Жесткое движение |
Сливаясь друг с другом, завися друг от друга, Инь и Ян создают Единое Целое, проникающее в организмы, вещи и Мироздание в целом. Без Ян нет Инь. Без Инь нет Ян. Инь стоит ближе к материальным сторонам вещей и явлений, а Ян - к функциональным особенностям. Обычно в каждой вещи Инь и Ян уравновешены. При вполне определенных условиях Начала превращаются одно в другое, - в своем непрерывном развитии и в процессе борьбы друг с другом Инь переходит в Ян и наоборот. Нарушение этих гармоничных отношений между Инь и Ян приводит к нарушению всякого движения и всякого развития - наступает кризис и остановка. В китайской медицинской науке модель Инь-и-Ян используется во всех без исключения отделах практики - и в норме, и в патологии, и в анатомии, и в физиологии, и в диагностике, и в лечении. Особое же значение этот принцип Гармонии и Равновесия приобретает в профилактических программах. Перечислим основные уровни приложения представлений об Инь и Ян в китайской медицине:
1. Анатомия и физиология. Все внутреннее в организме человека относится к Инь, а все внешнее - к Ян. Это касается и поверхности тела, и поверхности сосудов, и даже оболочек внутренних органов - деление всепроникающее. Уже само по себе место начала патологического процесса может многое сказать о полярной принадлежности причин, его вызвавших.
Низ - Инь, верх - Ян. Так называемые "плотные органы" (сердце, почки, печень и другие) - Инь, а так называемые "полые органы" - Ян (кишечник, желудок, мочевой пузырь и другие). Спина - Ян, а живот - Инь. Деление может быть усложнено. К примеру, почки - это "Инь в Инь", а вот печень относится к "Ян в Инь", и так далее.
Таблица 4. Признаки синдрома Инь и Ян, выявленные при опросе
Синдром Ян |
Синдром Инь |
Высокая температура |
Непереносимость холода |
Потливость после нагрузок |
Потливость на фоне общей слабости |
Потливость днем |
Потливость ночью |
Моча темного цвета |
Моча светлого цвета |
Запор |
Жидкий стул |
Повышенный аппетит |
Отсутствие аппетита |
Привычка к холодной пище, а также горечь во рту |
Привычка к теплой и горячей пище, а также тяга к употреблению соленой пищи |
Головная боль с температурой и ознобом |
Головная боль постоянного характера с головокружением |
Периодические боли в теле, возникающие внезапно, сильные, разлитого характера |
Постоянные боли в теле ноющего характера |
Распирающие боли в животе после приема пиши |
Боли в животе, уменьшающиеся после приема пищи |
Горячие на ощупь конечности |
Похолодание конечностей |
Для осуществления своей жизнедеятельности организм нуждается в постоянном питании: чтобы получить питательные вещества (Инь), ему приходится расходовать часть запасов внутренней энергий (Ян). Для своего нормального функционирования организм перерабатывает часть питательных веществ пищи (Инь) в энергию тела (Ян). И так во всем без исключения.
2. Развитие заболевания (патогенез). Если Инь и Ян находятся в относительном равновесии, болезни нет. Когда же гармония их отношений разрушается, возникает болезнь, проявляющаяся, прежде всего, в усилении проявлений и деятельности одного из Начал. Усиление преобладающего Начала вызывает закономерное и пропорциональное ослабление деятельности другого Начала. Но при чрезмерном усилении один из Полюсов переходит в свою противоположность. К примеру, чрезмерное усиление Ян непременно приводит к переходу его в Инь и к усилению последнего.
Таблица 5. Клиническая и акупунктурная диагностика
Избыточность Ян |
Избыточность Инь |
Бессонница с физическим и психическим возбуждением |
Сонливость |
Физическая выносливость |
Утомляемость (физическая и психическая) |
Поведение активное |
Поведение пассивное |
Настроение бодрое |
Настроение сниженное |
Конституция гиперстенического типа (эти больные чаще страдают синдромом чжун-фэн) |
Конституция астенического типа (эти больные чаще подвержены заболеванию сюй-ляо) |
Лицо гиперемированное и блестящее |
Лицо бледное с землистым оттенком |
Блестящие глаза |
Запавшие, тусклые глаза |
Кожа с покраснением и припухлостью |
Кожа без изменения цвета и без припухлости |
Покраснение и опухание губ |
Цианоз губ |
Цвет языка красный |
Покровы языка бледные |
На языке густой желтый налет |
На языке белый налет |
Судороги и титаническая ригидность |
Ограничение движений в конечностях |
Гиперменорея |
Гипоменорея |
Жестикуляция быстрая, богатая |
Жестикуляция замедленная, бледная |
Эмоции резкие, подвижные |
Эмоции слабые, торпидные |
3. Диагностика. Прежде всего врач устанавливает, какое из Начал в организме преобладает - Инь или Ян. Определение производится по внешним Признакам, клиническим симптомам, с помощью пульсовой диагностики и посредством опроса пациента об обстоятельствах заболевания и предшествовавшей жизни.
4. Терапия. При заболеваниях, вызванных внешними факторами, преобладает Ян, и потому Ян следует понизить посредством лечебного воздействия; как говорят восточные иглотерапевты, "наказать Ян". Если же преобладает Инь, нужно снизить его потенциал в организме. Это именуется "изгнанием внешних причин болезней".
При болезни, развившейся в силу сугубо внутренних причин, поступать рекомендуется следующим образом: если ослабло Инь и преобладает Ян, необходимо усиливать всеми средствами именно Инь. При преобладании же Инь в данном случае следует усилить Ян. Такое воздействие называется "помощью внутреннему".
5. Фармакотерапия. В процессе изготовления лекарственных средств должна учитываться их полярная характеристика. Последняя может быть оценена по признакам места произрастания растения, вкусу и запаху исходных ингредиентов, по цвету и форме цветков травы и другим признакам. Ян-препаратами обычно исцеляют Инь-болезни и наоборот. Подробнее об этом - в главе о лечении.
6. Иглотерапия. В этом разделе китайской традиционной медицины концепция Инь-и-Ян получила, по-видимому, наиболее глубокое и всестороннее теоретическое и практическое развитие. Каждый энергоканал имеет свою полярную характеристику - относится к Инь или к Ян. Учитывая многочисленные правила проведения иглотерапии, а также на основе модели Инь-и-Ян и при превосходном знании функционального значения энергоканалов и их активных точек, опытный специалист может с успехом управлять состоянием организма как целого - так же, как опытный программист способен управлять ЭВМ.
Правда, тайны древней иглотерапии раскрываются далеко не каждому. Помимо "книжного знания", необходимы и наличие опытного наставника-практика, и элементарное везение в поиске учителей и наставлений, и природный талант, и особые способности интуитивного восприятия - умение слушать собственный "внутренний голос".
7. Профилактика. На основе регулирования Инь и Ян самыми различными средствами и с учетом энергетической (Инь или Ян) конституции пациента можно предотвратить возникновение и развитие большинства заболеваний. Для возрастания внутренней энергии "Ци", для повышения защитных сил организма, для совершенствования иммунитета древние медики тщательно разработали различные приемы профилактики: дыхание, гимнастика, диета и другие. И все они базируются на модели Инь-Ян. Сексология древнекитайских врачевателей была построена на модели Инь-Ян. Задачей соблюдения особого образа жизни и всяких тренировок является достижение полного баланса Инь и Ян в организме пациента, что и дает ему высокий иммунитет к любым внешним воздействиям.
Инь и Ян - антагонистические и в то же время взаимодополняющие факторы и стороны явлений. А состав каждой вещи сложен, к тому же процессы динамичны. Могут быть предложены и другие классификации Сил и Тенденций на основании анализа активности и движения, степени вибрационности и энергетизма явлений и процессов, особенностей физической и материальной природы. О других Схемах Взаимодействия Начал мы побеседуем в следующей главе.